Оказионализмы в творчестве В. Хлебникова

ОГЛАВЛЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. С. 2-4. ГЛАВА 1. Место окказионализмов в художественном творчестве. 1.Понятие окказионализма. С.4-7. 1.2. “Серебряный век” – век нового слова.С. 8-11. ГЛАВА 2. Окказионализмы в поэзии В. Хлебникова. 1. Хлебников – создатель нового языка. С.12-2. Модели словообразования окказиональных слов В. Хлебникова. С. 15-18. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С. 19-20. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. С. 21-22. ПРИЛОЖЕНИЕ. С. 23-27. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования.

Словарный состав языка – наиболее открытый и подвижный уровень языковой системы; он постоянно развивается, обогащается новыми словами. Естественно, что для этого используется главным образом тот строительный материал, который есть в самом языке. Новые слова широко образуются от уже существующих и по их образцу, также происходит заимствование слов из других языков.

Язык художественной литературы отражает общее развитие языка, но желание найти собственные образные речевые средства приводит к созданию индивидуально-авторских новообразований: потенциализмов и окказионализмов. Задача описывать не только реализованное, но и возможное, давно ставилась применительно к словообразованию Я.Гриммом, Ф.де Соссюром, Л.В.Щербой. Современные лингвисты тоже неоднократно писали на эту тему: здесь можно назвать работы Н.Д.Арутюновой, М.А.Бакиной, А.Г.Лыкова, Э.Хапиры, Е.А.Земской, И.С.Улуханова, О.А.Гагинской и других.

Необходимость изучения слов, не реализованных в языке (окказионализмов), можно объяснить и тем, что эти слова нередко демонстрируют возможности и закономерности словообразования, ускользающие от исследователей, которые останавливают свое внимание только на словах, закрепившихся в языке. Как отмечала Е.К.Чиркова: “…если мы хотим представить себе будущее языка, то мы должны так же тщательно исследовать окказиональные явления речи, как исследуют диалектизмы для лучшего понимания прошлого языка…”(10; 12). Богатым на языковые эксперименты, в том числе в области словообразования, был “серебряный век” русской литературы, традиционно вписываемый в начало 20-го столетия.

Он объединил вокруг себя писателей и поэтов различных направлений, таких как символизм, акмеизм, футуризм. Поэзия серебряного века – это попытка найти сплав жизни и творчества. Поэты обновляли русское стихосложение на всех уровнях: литературоведческом, идейно-тематическом, а также языковом.

Особенно плодотворным в отношении словоновшеств было такое литературное течение “серебряного века”, как футуризм. Одним из наиболее интересных представителей кубофутуризма является Велимир Хлебников. Он проводил смелые эксперименты не только со словами, но и со звуками, рифмами, синтаксисом. Ему принадлежит создание “заумного” языка. Мы обращаемся к одной из отраслей его творчества, а именно к созданным им окказионализмам. Отметим, что материалы нашего исследования могут быть использованы в школьной практике, в качестве основы факультатива для старшеклассников по русскому языку, посвященного проблемам образования новых слов. Подобные занятия обеспечат перенос ранее полученных знаний, умений и навыков по разделу “Словообразование” в новую ситуацию, что обеспечит их повторение и закрепление. Все вышесказанное позволило нам выбрать следующую тему настоящего исследования: “Окказионализмы в поэзии Велимира Хлебникова”. Проблема исследования.

Выявить место окказионализмов в творчестве В.Хлебникова.

Объект исследования. Новообразования Велимира Хлебникова. Предмет исследования. Принципы создания окказионализмов, их роль в тексте. Цель. Исследование структурно-семантических особенностей новообразований В.Хлебникова на материале его стихов. Источником стали стихотворения, включенные в сборники “Лирика”, “Велимир Хлебников”, “Поэзия серебряного века”, “Избранное”, “Ладомир”. Задачи. 1. Дать понятие термина “окказионализм”. 2. Выявить причины возникновения большого количества новообразований в творчестве поэтов “серебряного века”. 3. Выснить, какие приемы использовал Хлебников для создания “нового языка”. 4. Хлебниковым при создании неологизмов. ГЛАВА 1.

Место окказионализмов в художественном творчестве

Об этой книге и ее авторах// Серебряный век. Мемуары. (Рус лит сер века, 325). В качестве псевдонима он выбрал имя Велимир – владеющий, повелевающий ... У него, как у Пифагора, миром правит число, Числобог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В разные периоды развития литературы поэты и писатели уделяли большое внимание слову, старались сделать его более емким, ярким. Нередко авторы прибегали к созданию новых слов – окказионализмов. Как уже было сказано, особенно богатым на языковые эксперименты был серебряный век русской литературы. Наиболее “революционной” стала группа кубофутуристов, которая проводила преобразования на всех уровнях языка.

В данной работе мы обратились к творчеству Велимира Хлебникова. Именно он стал автором термина “заумь”, создал не просто множество новых слов, но и попытался объединить все слова языка, создать всемирный язык: “ Наша цель – создать общий письменный язык общий для всех народов третьего спутника Солнца, построить письменные знаки, понятные и приемлимые для всей населенной человечеством звезды, затерянной в мире”. (Творчество зар.п стр. 38). На примере нескольких его сборников мы попытались проанализировать, какие же модели словообразования чаще всего использовал В.Хлебников в своем творчестве.

Можно сделать вывод, что дифференциация индивидуально-авторских новообразований по их соответствию-несоответствию моделям словообразовательной системы русского языка привела к следующим результатам: - большая часть новообразований – собственно окказионализмы, созданные по индивидуально- авторским моделям.

Хлебников не только создавал слова для данного контекста, но старался объединить их в единый язык; - меньшую часть составили потенциальные слова. Изучение неодериватов необходимо, так как позволяет проникнуть в авторскую “мастерскую” поэта. Без описания подобных явлений нельзя считать картину русского словообразования полной. Также материалы данного исследования являются хорошей основой для создания факультативного курса по русскому языку, расширив тем самым знания школьников по словообразованию.

А так как эти неологизмы нельзя рассматривать без рассмотрения художественного текста, то имеется возможность создания интегрированного курса, находящегося на стыке русского языка и литературы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. А.Г.Лыков. Заметки об окказиональных и потенциальных словах. “Вопросы современного русского языка”. Краснодар,1968,стр.6. 2. Богомолов Н. Об этой книге и ее авторах// Серебряный век. Мемуары. Сост. Т.Дубинская-Джалилова. М 1990.с.5-6. 3. (Русс. Лит-ра. Смирнова, 264 4. Баевский 223. 5. Сер. Век как отраж.

Револ Москва №2, С 219-220). 6. (Рус лит сер века, 325). 7. В.В.Лопатин. Рождение слова. Наука. М 73. 8. Велимир Хлебников. Библиотека поэзии. Санкт-Петербург, Диамант 98. 9. В.Хлебников. Лирика. Минск, Харвест 99. 10. Современный русский язык. Под ред. Леканта П.А. М 2000. 11. Русская литература 20 века. Учебник. 11 класс. Под ред. Агеносова. М 98. 12. Винокур Г.О. О языке художественной литературы.

М.: Высшая школа, 1991. 13. Намиткова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов, 1986. 14. Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. Нижний Новгород, 1994. 15. Ревизина О.Г.Поэтика окказионального слова//Язык как творчество. М.: ИРЛЯ РЛН, 1996. 16. РозентальД.Е Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:Просвещение, 1985. 17. Русский язык. Энциклопедия/Главный редактор Фалин Ф.П. М: Советская энциклопедия, 1979. 18. Творчество поэтов русского Зарубежья в контексте нереалистических течений конца 19 – начала 20 века/Автор-составитель И.Г.Секачева.

Соликамск, 1993. ПРИЛОЖЕНИЕ. Окказионализмы, созданные В. хлебниковым. 1. Немь. 2. Лукает. 3. Закричальность. 4. Столика. 5. Упавном. 6. Мореречи. 7. Земец. 8. Свирел. 9. Хотель. 10. Кружеток. 11. Виденнега. 12. Крылышкуя. 13. Золотописьмом. 14. Лебедиво. 15. Времирию 16. Поюны. 17. Поюнна. 18. Вабна. 19. Очаревна. 20. Невестнейших. 21. Улыбен. 22. Дедину. 23. Серпень. 24. Осенины. 25. Оснегурить. 26. Цекавый. 27. Бух лесиный. 28. Видель. 29. Времыши. 30. Перунепр. 31. Ночери. 32. Коняшня. 33. Лалы. 34. Воздушенка. 35. Чингизхань. 36. Заратустрь. 37. Моцарть. 38. Роопсь. 39. Смелоликих. 40. Достоевскимо. 41. Пушкиноты. 42. Бесповеликая. 43. Предземшарвеликая. 44. Жарбог. 45. Грезитва. 46. Стаедей. 47. Жарирей. 48. Огнезарную. 49. Стожарною. 50. Сослоненных. 51. Оснуя. 52. Надармака. 53. Сыновеет. 54. Стыдесной. 55. Росный. 56. Дремя. 57. Дерёзы. 58. Гробеем. 59. Зня. 60. Прободают. 61. Огневом-сечивом. 62. Зыбку-улыбку. 63. Куревом-маревом. 64. Дымность. 65. Глубокожирных. 66. Вечерогривы. 67. Утровласа. 68. Сверепооки. 69. Черниловодных. 70. Печальнооких. 71. Смелоликих. 72. Синезначимой. 73. Стерх. 74. Желтострунный. 75. Бабр. 76. Лббы. 77. Мотри. 78. Зачеловеческие. 79. Девицедымный. 80. Красотинцы. 81. Ниагарится. 82. Эхнатенственно. 83. Хорошеуки. 84. Остроглазья. 85. Скорословарь. 86. Смехачи. 87. Смехами. 88. Смеянствуют. 89. Смеяльно. 90. Усмеяльно. 91. Рассмешищ. 92. Надсмеяльных. 93. Усмейных. 94. Иссмейся. 95. Рассмеяльно. 96. Надсмейных . 97. Смеячей. 98. Смейево. 99. Усмей. 100. Осмей. 101. Смешики. 102. Смеюнчики. 103. Бобэоби 104. Вээоми. 105. Пиээо 106. Лиэээй 107. Гзи-гзи-гзэо. 108. Дровоядный. 109. Желтозарный. 110. Среброрунных. 111. Пья. 112. Стройно-плечистые. 113. Мальчишески- прекрасных. 114. Морозенки. 115. Снежно-могучая. 116. Станичане. 117. Пря. 118. Омамаены. 119. Солнцеловов. 120. Тайновиденье. 121. Годую. 122. Дзыга. 123. Мра. 124. Голубо. 125. Тысячеоконных. 126. Лечилицах. 127. Провопли. 128. Смешиного. 129. Небоход. 130. Облакоход. 131. Лесины. 132. Летины. 133. Волит. 134. Вырей. 135. Грезный. 136. Миял. 137. Ячаньем 138. Обезлисили. 139. Числобог.