рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Оказионализмы в творчестве В. Хлебникова

Оказионализмы в творчестве В. Хлебникова - раздел Литература, Оглавление. Введение. С. 2-4. Глава 1. Место Окказионализмов В Художественно...

ОГЛАВЛЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. С. 2-4. ГЛАВА 1. Место окказионализмов в художественном творчестве. 1.Понятие окказионализма. С.4-7. 1.2. “Серебряный век” – век нового слова.С. 8-11. ГЛАВА 2. Окказионализмы в поэзии В. Хлебникова. 1. Хлебников – создатель нового языка. С.12-2. Модели словообразования окказиональных слов В. Хлебникова. С. 15-18. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С. 19-20. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. С. 21-22. ПРИЛОЖЕНИЕ. С. 23-27. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность исследования.

Словарный состав языка – наиболее открытый и подвижный уровень языковой системы; он постоянно развивается, обогащается новыми словами. Естественно, что для этого используется главным образом тот строительный материал, который есть в самом языке. Новые слова широко образуются от уже существующих и по их образцу, также происходит заимствование слов из других языков.

Язык художественной литературы отражает общее развитие языка, но желание найти собственные образные речевые средства приводит к созданию индивидуально-авторских новообразований: потенциализмов и окказионализмов. Задача описывать не только реализованное, но и возможное, давно ставилась применительно к словообразованию Я.Гриммом, Ф.де Соссюром, Л.В.Щербой. Современные лингвисты тоже неоднократно писали на эту тему: здесь можно назвать работы Н.Д.Арутюновой, М.А.Бакиной, А.Г.Лыкова, Э.Хапиры, Е.А.Земской, И.С.Улуханова, О.А.Гагинской и других.

Необходимость изучения слов, не реализованных в языке (окказионализмов), можно объяснить и тем, что эти слова нередко демонстрируют возможности и закономерности словообразования, ускользающие от исследователей, которые останавливают свое внимание только на словах, закрепившихся в языке. Как отмечала Е.К.Чиркова: “…если мы хотим представить себе будущее языка, то мы должны так же тщательно исследовать окказиональные явления речи, как исследуют диалектизмы для лучшего понимания прошлого языка…”(10; 12). Богатым на языковые эксперименты, в том числе в области словообразования, был “серебряный век” русской литературы, традиционно вписываемый в начало 20-го столетия.

Он объединил вокруг себя писателей и поэтов различных направлений, таких как символизм, акмеизм, футуризм. Поэзия серебряного века – это попытка найти сплав жизни и творчества. Поэты обновляли русское стихосложение на всех уровнях: литературоведческом, идейно-тематическом, а также языковом.

Особенно плодотворным в отношении словоновшеств было такое литературное течение “серебряного века”, как футуризм. Одним из наиболее интересных представителей кубофутуризма является Велимир Хлебников. Он проводил смелые эксперименты не только со словами, но и со звуками, рифмами, синтаксисом. Ему принадлежит создание “заумного” языка. Мы обращаемся к одной из отраслей его творчества, а именно к созданным им окказионализмам. Отметим, что материалы нашего исследования могут быть использованы в школьной практике, в качестве основы факультатива для старшеклассников по русскому языку, посвященного проблемам образования новых слов. Подобные занятия обеспечат перенос ранее полученных знаний, умений и навыков по разделу “Словообразование” в новую ситуацию, что обеспечит их повторение и закрепление. Все вышесказанное позволило нам выбрать следующую тему настоящего исследования: “Окказионализмы в поэзии Велимира Хлебникова”. Проблема исследования.

Выявить место окказионализмов в творчестве В.Хлебникова.

Объект исследования. Новообразования Велимира Хлебникова. Предмет исследования. Принципы создания окказионализмов, их роль в тексте. Цель. Исследование структурно-семантических особенностей новообразований В.Хлебникова на материале его стихов. Источником стали стихотворения, включенные в сборники “Лирика”, “Велимир Хлебников”, “Поэзия серебряного века”, “Избранное”, “Ладомир”. Задачи. 1. Дать понятие термина “окказионализм”. 2. Выявить причины возникновения большого количества новообразований в творчестве поэтов “серебряного века”. 3. Выснить, какие приемы использовал Хлебников для создания “нового языка”. 4. Хлебниковым при создании неологизмов. ГЛАВА 1.

Место окказионализмов в художественном творчестве

Об этой книге и ее авторах// Серебряный век. Мемуары. (Рус лит сер века, 325). В качестве псевдонима он выбрал имя Велимир – владеющий, повелевающий ... У него, как у Пифагора, миром правит число, Числобог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В разные периоды развития литературы поэты и писатели уделяли большое внимание слову, старались сделать его более емким, ярким. Нередко авторы прибегали к созданию новых слов – окказионализмов. Как уже было сказано, особенно богатым на языковые эксперименты был серебряный век русской литературы. Наиболее “революционной” стала группа кубофутуристов, которая проводила преобразования на всех уровнях языка.

В данной работе мы обратились к творчеству Велимира Хлебникова. Именно он стал автором термина “заумь”, создал не просто множество новых слов, но и попытался объединить все слова языка, создать всемирный язык: “ Наша цель – создать общий письменный язык общий для всех народов третьего спутника Солнца, построить письменные знаки, понятные и приемлимые для всей населенной человечеством звезды, затерянной в мире”. (Творчество зар.п стр. 38). На примере нескольких его сборников мы попытались проанализировать, какие же модели словообразования чаще всего использовал В.Хлебников в своем творчестве.

Можно сделать вывод, что дифференциация индивидуально-авторских новообразований по их соответствию-несоответствию моделям словообразовательной системы русского языка привела к следующим результатам: - большая часть новообразований – собственно окказионализмы, созданные по индивидуально- авторским моделям.

Хлебников не только создавал слова для данного контекста, но старался объединить их в единый язык; - меньшую часть составили потенциальные слова. Изучение неодериватов необходимо, так как позволяет проникнуть в авторскую “мастерскую” поэта. Без описания подобных явлений нельзя считать картину русского словообразования полной. Также материалы данного исследования являются хорошей основой для создания факультативного курса по русскому языку, расширив тем самым знания школьников по словообразованию.

А так как эти неологизмы нельзя рассматривать без рассмотрения художественного текста, то имеется возможность создания интегрированного курса, находящегося на стыке русского языка и литературы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. А.Г.Лыков. Заметки об окказиональных и потенциальных словах. “Вопросы современного русского языка”. Краснодар,1968,стр.6. 2. Богомолов Н. Об этой книге и ее авторах// Серебряный век. Мемуары. Сост. Т.Дубинская-Джалилова. М 1990.с.5-6. 3. (Русс. Лит-ра. Смирнова, 264 4. Баевский 223. 5. Сер. Век как отраж.

Револ Москва №2, С 219-220). 6. (Рус лит сер века, 325). 7. В.В.Лопатин. Рождение слова. Наука. М 73. 8. Велимир Хлебников. Библиотека поэзии. Санкт-Петербург, Диамант 98. 9. В.Хлебников. Лирика. Минск, Харвест 99. 10. Современный русский язык. Под ред. Леканта П.А. М 2000. 11. Русская литература 20 века. Учебник. 11 класс. Под ред. Агеносова. М 98. 12. Винокур Г.О. О языке художественной литературы.

М.: Высшая школа, 1991. 13. Намиткова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов, 1986. 14. Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. Нижний Новгород, 1994. 15. Ревизина О.Г.Поэтика окказионального слова//Язык как творчество. М.: ИРЛЯ РЛН, 1996. 16. РозентальД.Е Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:Просвещение, 1985. 17. Русский язык. Энциклопедия/Главный редактор Фалин Ф.П. М: Советская энциклопедия, 1979. 18. Творчество поэтов русского Зарубежья в контексте нереалистических течений конца 19 – начала 20 века/Автор-составитель И.Г.Секачева.

Соликамск, 1993. ПРИЛОЖЕНИЕ. Окказионализмы, созданные В. хлебниковым. 1. Немь. 2. Лукает. 3. Закричальность. 4. Столика. 5. Упавном. 6. Мореречи. 7. Земец. 8. Свирел. 9. Хотель. 10. Кружеток. 11. Виденнега. 12. Крылышкуя. 13. Золотописьмом. 14. Лебедиво. 15. Времирию 16. Поюны. 17. Поюнна. 18. Вабна. 19. Очаревна. 20. Невестнейших. 21. Улыбен. 22. Дедину. 23. Серпень. 24. Осенины. 25. Оснегурить. 26. Цекавый. 27. Бух лесиный. 28. Видель. 29. Времыши. 30. Перунепр. 31. Ночери. 32. Коняшня. 33. Лалы. 34. Воздушенка. 35. Чингизхань. 36. Заратустрь. 37. Моцарть. 38. Роопсь. 39. Смелоликих. 40. Достоевскимо. 41. Пушкиноты. 42. Бесповеликая. 43. Предземшарвеликая. 44. Жарбог. 45. Грезитва. 46. Стаедей. 47. Жарирей. 48. Огнезарную. 49. Стожарною. 50. Сослоненных. 51. Оснуя. 52. Надармака. 53. Сыновеет. 54. Стыдесной. 55. Росный. 56. Дремя. 57. Дерёзы. 58. Гробеем. 59. Зня. 60. Прободают. 61. Огневом-сечивом. 62. Зыбку-улыбку. 63. Куревом-маревом. 64. Дымность. 65. Глубокожирных. 66. Вечерогривы. 67. Утровласа. 68. Сверепооки. 69. Черниловодных. 70. Печальнооких. 71. Смелоликих. 72. Синезначимой. 73. Стерх. 74. Желтострунный. 75. Бабр. 76. Лббы. 77. Мотри. 78. Зачеловеческие. 79. Девицедымный. 80. Красотинцы. 81. Ниагарится. 82. Эхнатенственно. 83. Хорошеуки. 84. Остроглазья. 85. Скорословарь. 86. Смехачи. 87. Смехами. 88. Смеянствуют. 89. Смеяльно. 90. Усмеяльно. 91. Рассмешищ. 92. Надсмеяльных. 93. Усмейных. 94. Иссмейся. 95. Рассмеяльно. 96. Надсмейных . 97. Смеячей. 98. Смейево. 99. Усмей. 100. Осмей. 101. Смешики. 102. Смеюнчики. 103. Бобэоби 104. Вээоми. 105. Пиээо 106. Лиэээй 107. Гзи-гзи-гзэо. 108. Дровоядный. 109. Желтозарный. 110. Среброрунных. 111. Пья. 112. Стройно-плечистые. 113. Мальчишески- прекрасных. 114. Морозенки. 115. Снежно-могучая. 116. Станичане. 117. Пря. 118. Омамаены. 119. Солнцеловов. 120. Тайновиденье. 121. Годую. 122. Дзыга. 123. Мра. 124. Голубо. 125. Тысячеоконных. 126. Лечилицах. 127. Провопли. 128. Смешиного. 129. Небоход. 130. Облакоход. 131. Лесины. 132. Летины. 133. Волит. 134. Вырей. 135. Грезный. 136. Миял. 137. Ячаньем 138. Обезлисили. 139. Числобог.

– Конец работы –

Используемые теги: Оказионализмы, творчестве, Хлебникова0.064

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Оказионализмы в творчестве В. Хлебникова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене"
Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…

Актуальные аспекты в творчестве Ю.А. Лаврикова
Ю.А. Лавриков раскрыл содержание конечной цели производства и определил показатели, характеризующие эти цели. Кроме того, в основе его… И также были выведены показатели затрат на ресурсы, которые стали в дальнейшем… Теме «Интенсификация производства» Ю.А. Лавриковым было посвящено множество работ.

Романтизм в творчестве Пушкина
III Заключение. Вклад А.С. Пушкина-романтика в русскую литературу. а) Содержательный романтический мир страстей. б) «Солнце нашей поэзии… В своем учебнике для вузов А.Н. Соколов делает акцент на… Положительный герой романтической литературы- это «человек неистовых страстей , интеллектуально-психологически…

Псковская земля в творчестве А.С.Пушкина
Работал над главами 3-4 романа «Евгений Онегин», закончил «Цыганы», написал стихотворения: «К Языкову», «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю»,… Встречи с А.П.Керн, которая приехала в Тригорское. Читает поэму «Цыганы» в Тригорском. Едет в Псков (Встречается с губернатором Адеркасом и врачом Всеволодовым).…

Особенности творчества Зинаиды Гиппиус
В обществе своего мужа, ставшего со временем крупным писателем, и происходило становление ее поэзии.Художнические интересы Гиппиус были широки: она… Их семейный салон посещали знаменитые писатели и поэты: И. Анненский, Ф.… Конечно, стих ее не притязал на многогранное описание реальности ; он касался лишь отдельных, в основном порочных ее…

Библейские и мифологические мотивы в творчестве П.П. Рубенса
На протяжении всего своего творческого пути он неустанно стремился постичь тайны мастерства.Сам Рубенс был одареннейшим колористом и рисовальщиком,… Но он обладал также колоссальной работоспособностью, постоянно совершенствовал… Кроме того, он превосходно знал античную историю, мифологию, литературу и искусство. Будущий художник родился в…

Духовые инструменты в творчестве Римского-Корсакова
В то время у Римского-Корсакова стал проявляться интерес к оркестровке.Он еще шестнадцатилетним мальчиком, ничего не знающим об устройстве музыки,… В этом кружке больше всего ценилась самобытность, которая противопоставлялась… Также большое внимание уделялось знакомству с русской литературой, с русскими народными сказками. Из этого брались…

«Литературные реминисценции в творчестве А.П. Чехова» (на примере произведений А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» и А.С. Пушкина «Гробовщик»)
Глубокое воздействие оказало на Чехова творчество М. Ю. Лермонтова, писавшего об "остылости" души современного человека. Отмечалось также, что в… Определение Толстого - "Чехов - это Пушкин в прозе" ("Ежемесячный журнал для… В произведениях Чехова разных лет пушкинские «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» отозвались рядом творческих…

Исследование феномена двойничества в культуре серебряного века в аспекте изучения творчества Сергея Александровича Есенина
Заключение. Список используемой литературы. ВВЕДЕНИЕ Феномен двойничества, свойственный ментальности русской культуры изначально, проявляющийся в… Вся русская культура этого периода представляет собой в целом грандиозный… Таким образом, исследование феномена двойничества на наш взгляд, является актуальным, так как помогает понять…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Традиции и новаторство в творчестве символистов, акмеистов, футуристов После того как средневековые церковники веками проповедовали, что человек это " сосуд греха ", и призывали к смирению, литература и искусство… Новый тип Р. складывается в ХIХ веке. Это критический реализм.Он существенно… Расцвет его на 3ападе связан с иженами Стендали и Бальзака во Франции, Диккенса, Теккерея в Англии, а России - А.…
  • Философские мысли о творчестве Ф. М. Достоевского Он мыслит как художник, —диалектика идей воплощается у него в столкновениях и встречах различных “героев” . Высказывания этих героев, часто имеющие… Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа, —это… Поскольку он пробовал выйти за пределы чисто-художественного творчества (а в нем несомненно был огромный дар и…
  • Сентиментализм в творчестве Томаса Грэя Предромантизм ранее всего заявляет о себе именно в английской литературе 18 в. Здесь в стране, уже пережившей в 18 в промышленную революцию и во… Устои просветительского оптимизма рассматривались жизнью. Чувство… Многообразно протекает в эту пору и пересмотр просветительской эстетики. Возрождается интерес к давно забытым…
  • Жизнь и время в творчестве Ю. Трифонова И как у многих до него и многих после него, с этого начинается творческая жизнь. Будущую известность писателя определяет безызвестный… Неверие в свои силы, подозрительность к себе. А вдруг я не тот, за кого сам… Литературу делают волы, как сказал Ренар. Дело не в том, чтобы написать одну гениальную страницу, а в том, чтобы…
  • Отражение местного колорита в творчестве В. Я. Шишкова (на примере романа "Угрюм-река") Особенно хорошо это можно проследить на примере романа Шишкова "Угрюм - река", cоздание которого он считал главным делом своей жизни, "большим… Родился он в 1873 году в городе Бежецке. Oтец писателя, Яков Дмитриевич, по… Oднако, работая рядовым техником, Шишков поначалу еще мало знал Сибирь - ему редко приходилось отлучаться из города по…