Основные мотивы любовной лирики М.Ю. Лермонтова

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Автор курсовой работы В.П.Дергунова Специальность русский язык литература Обозначение курсовой работы Руководитель работы к.ф.н доцент С.А.Дубровская Оценка Саранск 2005 МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА Факультет филологический Кафедра русской и зарубежной литературы ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ Студент Дергунова Вера Павловна 1. Тема: Основные мотивы любовной лирики М.Ю.Лермонтова 2. Срок представления работы к защите: 3. Исходные данные для научного исследования: любовная лирика М.Ю.Лермонтова, литература по данной теме. 4. Содержание курсовой работы: Введение Любовь в понимании поэта Основные мотивы любовной лирики Заключение Список использованной литературы Руководитель работы С.А.Дубровская Задание принял к исполнению СОДЕРЖАНИЕ С. ВВЕДЕНИЕ….1. Любовь в понимании поэта… 2. Основные мотивы любовной лирики… 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…25 ВВЕДЕНИЕ Тема любви – одна из вечных тем поэзии.

Некоторые поэты (художники, музыканты, да и просто не связанные с творчеством люди) посвящали всю свою жизнь, чтобы воспеть это прекрасное чувство, другие обращались к этой теме лишь в моменты угасания или подъема страсти к своей возлюбленной.

Так или иначе, любовная тема затрагивала (и будет затрагивать на протяжении времени, пока жив человек) всех. Большое значение тема любви имела и в лирике Лермонтова.

Этой теме Лермонтов посвятил более трети своих стихотворений. Традиции русской любовной поэзии богаты и многообразны. «Важным признаком большинства произведений этой поэзии, который был связан с ее внутренним единством, чистотой и высокостью, но также и с относительной ее «неполнотой», являлась ярко выраженная сосредоточенность ее в пределах своей прямой темы. Любовь, будучи предметом поэтического изображения, как бы стремилась отдалиться в этих стихах от того, с чем она соприкасалась в человеческом общежитии, в реальной судьбе и в сознании любящего, и обособиться в свою собственную область» [14, с. 41]. Образ возлюбленной лишался (или почти лишался) индивидуальности.

Поэты превращали образ героини в абстракцию, в идеальную точку приложения любви или наделяли его заменяющими конкретную индивидуальность безличными ангелоподобными чертами и мадригальными эпитетами. Личность героя любовных стихотворений сводилась к роли «носителя любви». Особенности его характера или его мировоззрения, могущие повлиять на его чувства, выявлялись далеко не всегда.

Внешние обстоятельства, с которыми была связана любовная ситуация и которые воздействовали на нее, привлекали внимание авторов стихотворений лишь в редких случаях. Любовь выступает всегда как разрыв. Невозможность в любви вырваться за грань непонимания создавала рядом с трагической – реальной – любовь идеальную, любовь-стремление, в которой объект ни в коей мере не мог наделяться чертами самостоятельной личности: это было не другое «я», а дополнение к моему «я» - «анти-я». Оно наделялось чертами, противоположными «я»: лирическое «я» трагично и разорвано – объект его любви гармоничен, «я» зол и эгоистичен – «она» добра, «я» безобразен – «она» прекрасна, «я» демон – «она» ангел, пери, чистая дева. Будучи полностью противоположен «я», этот образ, однако, как бы составлен из других букв того же алфавита, что и «я» это мое дополнение, мое идеальное инобытие, противоположное, но связанное.

Это не человек, а направление моего движения.

Поэтому любовь совершенно освобождается от окраски физического влечения мужчины к женщине. Идеал соединения возможен лишь in abstrato, и поэтому всякая реальная любовь – всегда противоречие между стремлением к идеальному инобытию «моего» духа, слияние с которым и означало бы прорыв за пределы индивидуальности, из мира оборванных связей в мир всеобщего понимания, и конечным земным воплощением этого идеала в земном предмете страсти поэта.

Так возникает романтическая интерпретация подмены: любя свою возлюбленную, поэт любит в ней нечто другое. При этом функционально активен именно акт замены: важно утверждение, что любишь не того, кого любишь. Это может быть замена женщины другой женщиной, реальной женщины несбыточной мечтой, иллюзиями прошлых лет, замена женщины ее подарком или портретом и т. п например: Расстались мы; но твой портрет Я на груди моей храню: Как бледный признак лучших лет, Он душу радует мою. И новым преданный страстям Я разлюбить его не мог: Так храм оставленный – все храм, Кумир поверженный – все бог! [12, с. 162]. Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэта, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах Ю.М.Лотмана, Б.М.Эйхенбаума, И.В.Золотаревой, Т.И.Михайловой.

С.И.Кормилов, С.В.Иванов, С.А.Леонов говорят о ней как о необходимом составляющем творчества.

Некоторые авторы (И.П.Золотусский и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. Современники ассоциируют любовные мотивы с возлюбленными М.Ю.Лермонтова, описывая лишь отношения, их зарождение, развитие, разрыв. В учебниках тема любви раскрывается в кратком анализе нескольких любовных стихотворений, ограничивается их перечнем. Данная работа представляет собой попытку обозначить любовные мотивы в творчестве поэта. 1.

Любовь в понимании поэта

112], «Я все тебя любил и все любил так нежно» [12, с. 110], «в однообразном северном краю все» в «новый блеск одеть» [12, с. И принося свою клятву верности, Лермонтов говорит о ней, как о единств... Но за которыми вы явно ощущаете первородное мужество потрясенного и не... 24].

Основные мотивы любовной лирики

Стихотворения о любви не циклизируются уже, как прежде, в любовные «но... Она не ослепляет поэта своим сверканием, силой и славой. В те годы люб... Но перед идолами света Не гну колени я мои; Как ты, не знаю в нем пред... Не отличается в этом и героиня Лермонтова в таких стихотворениях, как ... Перекликается с ними и стихотворение «Молитва» («Я, матерь божия, ныне...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тема любви – одна из вечных тем, одна из самых прекрасных тем, поэтому М.Ю.Лермонтов никак не мог обойти ее, поэтому он обращался к ней и в юношеский, и в более зрелый период. Любовь, по Лермонтову, очень сильное чувство, чувство первичное, рождающееся с человеком, несоотносимое и несоизмеримое. Но любовь никогда не бывает одна. Ее всегда сопровождают такие чувства, как ненависть и одиночество. Любовь даже не может попросить помощи у бога, так как бог враждебен любви, не принимает ее, отрицает.

Поэтому любовная лирика – это лирика страданий, изломов, сетований и проклятий. Любовной лирике М.Ю.Лермонтова характерны биографизм и циклизация. В стихотворениях можно проследить этапы любви: ее зарождение, развитие, подъем, спад, прекращение. Особенно это прослеживается в цикле, посвященной Н.Ивановой. Любовные стихи Лермонтова были посвящены: Анне Столыпиной, Екатерине Сушковой, Наталье Ивановой и Варваре Лопухиной. В связи с этим можно выделить несколько циклов, и, соответственно, несколько мотив любовной лирики Михаила Юрьевича: 1. Мотив любви к светской женщине. • Любовь к женщине, полностью посвятившей себя «свету», живущей по его законам, обладающей качествами, присущими женщине – светской львице, привыкшей иметь множество поклонников и отрицать чувство любви, заменяя его влюбленностью, флиртом.

Например, стихи, посвященные Н.Ивановой. • Любовь к женщине, которая хоть и вращается в светском обществе, живет по законам света, но не утратила своей человечности, душевности, доброты. Этой женщиной была Е.Сушкова. 2. Любовь и уважение к женщине – другу, товарищу, который никогда не подведет, на которого в любую минуту можно положиться, довериться, который всегда поможет, посоветует, подскажет верное решение.

М.Ю.Лермонтов своим другом и советчиком мог назвать только одну женщину – В.Лопухину. Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь. И даже день перед дуэлью с Мартыновым провел в воспоминаниях о ней. 3. Проникновенная и горячая любовь к женщине-человеку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Архипов, В.А. М.Ю.Лермонтов. Поэзия познания и действия. – М.: Московский рабочий, 1965. – 471 с. 2. Афанасьев, В.В. Лермонтов. – М.: Художественная литература, 1991. – 221 с. 3. Висковатов, Р.А. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.: Современник, 1987. – 494 с. 4. Влащенко, В.Д. Я иду на урок литературы. – М.: Дрофа, 2001. – 544 с. 5. Золотарева, И.В Михайлова, Т.И. Поурочные разработки по русской литературе первой половины XIX века. 10 класс 1-е полугодие. – М.: ВАКО, 2003. – 367 с. 6. Золотусский, И.П. Гоголь.

Лермонтов. Жуковский. – М.: Правда, 1986. – 48 с. 7. Иванов, С.В. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964. – 398 с. 8. Кормилов, С.И. Поэзия М.Ю.Лермонтова. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 128 с. 9. Кузнецова, А.В. Концепт счастье в семантическом пространстве лирической поэзии М.Ю.Лермонтова // Русская словесность. – 2003 №7. – С. 28-32. 10. Леонов, С.А. К изучению поэзии М.Ю.Лермонтова в IX и X классах // Литература в школе. – 1999 №7. – С. 5-14. 11. Лермонтов М.Ю. в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1989. – 672 с. 12. Лермонтов, М.Ю. Сочинения: в 2 т. – М.: Правда, 1988. – 1 т. – 719 с. 13. Лотман, Ю.М. «Расстались мы; но твой портрет …» / Лотман, Ю.М. О поэзии и поэтах. – СПб.: Искусство-СПБ, 1996. – С. 163-173. 14. Максимов, Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М. – Л.: Наука, 1964. – 266 с. 15. Соловьев, В.С. Философия искусства и литературная критика. – М.: Наука, 1991. – С. 386. 16. Справочные материалы.

М.Ю.Лермонтов.

Лирика. – М.: Дрофа, 1998. – 190 с. 17. Удодов, Б.Т. Художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж, 1973 198 с. 18. Федоров, А.В. Лермонтов и литература его времени Л.: Художественная литература, 1967. – 326 с. 19. Шанский, Н.М. Непосланное послание // Литература в школе №8. – С. 16-17. Эйхенбаум, Б.М. Статьи о Лермонтове. М.: Наука, 19.