Пути анализа

Пути анализа. Анализ образов является важнейшей частью школьных занятий по изучению творчества писателей. Здесь именно закладывается прочная база для выводов об идейном содержании произведений, о значении творчества писателя и т.д. С другой стороны, изучение образов, как таковых, вне установления связей заключающегося в них содержания с авторским замыслом, с эпохой, в них отражённой, без рассмотрения дальнейшей жизни образов, вплоть до нашей современности, лишает занятия литературой воспитательно-образовательного воздействия на учащихся, обедняет и принижает литературу.

Всё это имеет особое значение в применении к анализу образов Мёртвых душ. Образы Мёртвых душ требуют истолкования, разъяснения, внимательного чтения, предварительной подготовки.

Учащимся должен быть дан ключ к пониманию их Исходным и всеопределяющим требованием изучения образов Гоголя является требование тщательного знакомства с самим произведением, с текстом поэмы. Итак, на наш взгляд целесообразный путь анализа поэмы - пообразный. галерея помещиков, где явственно видно их деградация. Это внимание к тексту, требование хорошего знания самого произведения тесно связано с конкретностью мышления учащихся, с живостью их воображения, в силу чего всякого рода выводы, обобщения прочны в сознании учащегося лишь при условии, что они выведены из полно и ярко представляемого, сделавшегося достоянием учащегося конкретного образа, текста.

С этим тесно связано требование возможно большей работы самих учащихся, что наиболее посильно для них именно при анализе образов. При анализе образов мы опираемся на авторскую характеристику, на описание различных сцен, в которых действуют и высказываются герои поэмы, встречаемся с обрисовкой обстановки, с размышлениями автора о типичности выведенных им образов.

Все эти элементы характеристики образа должны быть привлечены нами, однако не все они являются равноценными. Живая жизнь героя произведения - в его действиях, поступках с большим вниманием следует отнестись к диалогам, к особенностям речи персонажа. Авторская же характеристика является дополнительным моментом, и было бы ошибкой исключительно на ней основывать оценку того или иного образа, хотя методически иногда целесообразно начать именно с описания и характеристики образа самим автором.

Особое внимание должно быть уделено социальной характеристике персонажей. При этом мы не должны забывать, что цензурные условия заставляли Гоголя особо скрывать, особо прятать социальную характеристику своих героев, и Гоголь это делает в своей поэме с замечательным искусством. При анализе образов помещиков социальная характеристика героя, отношение его к крепостным, положение крепостных у того или иного помещика являются важнейшим моментом в его характеристике.

Мы должны раскрыть перед учащимися широчайшую типичность образов Гоголя. В художественных образах Гоголя есть и другая сторона В таком понимании гоголевские образы оживают в сознании учащихся, как бы выходят из рамок старинных портретов. Учащемуся становится более понятной живая жизнь искусства, связи литературы с жизнью. Такая трактовка образов является необходимым этапом всё более углублённого изучения их. Наконец, следует отметить также, что в образах, созданных Гоголем, отражено его мировоззрение, авторский подход к явлениям жизни.

Суммируя сказанное, мы приходим к выводу, что при изучении образов Гоголя в школе необходимо 2 добиваться хорошего знания учащимися гоголевского текста 3 дать образы - Гоголя в историческом аспекте, как типы, в которых просвечивает эпоха, как воплощение среды, их воспитавшей, условий социально-экономической действительности того времени 4 углубляя и расширяя понятие гоголевских образов, показать, как они перешагнули то время, когда были созданы, раскрыть жизнь гоголевских образов в наши дни 4 в структуре, композиции образов, в их художественно- выразительной словесной форме дать почувствовать учащимся выражение идейного содержания образов и стиля Гоголя.

Работа по анализу образов поэмы должна сопровождаться обучением навыкам характеристик. Обобщающие занятия должны быть использованы для работы по обучению навыкам составления домашнего сочинения на более широкую тему. Так как обучение составлению характеристик не начинается в связи с изучением темы Н. В. Гоголь, но проводилось и раньше, то упражнения не вызовут особых затруднений у учащихся.

Так, в качестве задания после изучения образа Коробочки можно предложить учащимся составить план на несколько заданий по одной теме, например Помещица Коробочка. Наиболее типичные черты Коробочки и как они показаны Гоголем в его поэме.

Почему Гоголь назвал Коробочку дубинноголовой? Упражнения по подбору материала к этим заданиям должны приучить учащихся умело планировать свои сочинения. С другой стороны, при работе над основной частью сочинения возникает вопрос о полноте, исчерпывающем перечне черт характера или особенностей характеризуемого явления, о группировке их, выдвижении на первое место основных, о подборе наиболее характерного и подытоживающего определения, с тем. чтобы это определение было использовано в заключении.

При формулировке заданий как тем для сочинений следует останавливаться на вопросах мастерства Гоголя при изображении им образов. Следует так формулировать для учащихся задания, чтобы привлекать их внимание к художественной стороне образов. Например, вместо обычных формулировок характеристика Манилова и т. д давать такие Основные черты характера Ноздрёва или Собакевича, или Плюшкина и как они раскрываются Гоголем? Художественное мастерство Гоголя в обрисовке характера Собакевича или другого образа. Как раскрыт Гоголем образ Плюшкина? Как обнаруживаются основные черты Собакевича в его речи и в сцене продажи им Чичикову мёртвых? и т. д. В период подведения итогов, обобщений по теме должна быть подготовлена и проведена домашняя работа.

Обычно домашняя работа рассчитывается на две-три недели и, следовательно, должна быть задана учащимся своевременно, с тем, чтобы они окончили её в то время, когда кончается изучение темы. Формулировка темы, её разъяснение, указание источников, помощь в собирании материала, утверждение планов - вот важнейшие моменты работы с учащимися по организации домашней письменной работы.

Анализируя поэму учащиеся характеризуют образы помещиков Манилова, Коробочки, Собакевича, Ноздрева, Плюшкина, Чичикова, чиновников. Обобщающие занятия следует провести как разработку одной большой темы Поэма Мёртвые души Гоголя, идейное содержание её и художественно-изобразительные средства. Занятия по теме проводятся по плану Формулировка основной идеи поэмы.

Жанровые особенности Мёртвых душ. Композиционное построение первого тома поэмы. Пейзаж в поэме. Язык поэмы. 2.4.