Стилистическое использование обращений и вводных слов

Стилистическое использование обращений и вводных слов. В художественной литературе вводные слова вместе с другими лексическими и грамматическими средствами нередко используются для создания речевой характеристики персонажа.

Вставные конструкции, благодаря присущей им смысловой емкости возможность вносить добавочные сведения, дополнительные пояснения, уточнения, поправки, попутные замечания, оговорки и т.д широко используются в художественных текстах.

В изучаемых контекстах из романа Идиот часто встречаются обращения и вводные слова, которые содержат определенную оценочность. Например - Я, голубчик, после вчерашнего вечера, может, и встречаться-то с тобой долго не пожелала бы. В данном примере обращение голубчик содержит не только понятийный компонент, но и образный, и эмоционально-оценочный это выражает положительную коннотацию. Если в стилистически-нейтральном тексте в роли обращения выступают собственные имена людей, названия лиц по родству, по общественному положению, по профессии и т.д то в текстах с эмоциональной и экспрессивной окраской функция обращения заключается не столько в названии адресата речи, сколько в его характеристике, выражении отношения к нему, общем повышении выразительности речи, в результате чего создаются различные стилистические разновидности обращений 39, с. 345 1 обращения-метафоры 2 обращения-метонимии 3 обращения-перифразы 4 обращения-иронии 5 обращения-повторения 6 обращения риторические 7 обращения-присловья 8 обращения фольклорные 9 обращения архаические. В анализируемом нами материале романа Ф.М. Достоевского Идиот из всех перечисленных стилистических разновидностей обращений чаще всего встречаются обращения-метафоры.

Ср. О какой же вы маленький ребенок, Лизавета Прокофьевна Мышкин.

С. 311-II . Большие возможности для характеристики личности героя содержат в себе вводные слова и предложения. В науке выделяются следующие основные их разряды, например 1 выражающие уверенность конечно, несомненно, безусловно и т.п. 2 выражающие сомнение возможно, может быть и т.п. 3 выражающие положительные эмоции к удивлению, к изумлению и т.п. 4 выражающие отрицательные эмоции к сожалению, к огорчению и т.п. Нам представляется, что для понимания оценочной характеристики героев большое значение имеет употребление в их речи вводных слов и предложений, несущих дополнительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Например, в речи князя Мышкина часто встречается вводное слово впрочем, которое, на наш взгляд, выражает некоторую долю сомнения, уступки и под. Например - Я, впрочем, почти все время был очень счастлив с. 74-I . 1.6