Политика партии в области искусства в первые годы Советской власти

Политика партии в области искусства в первые годы Советской власти. После 1917 года основными элементами перехода от старого нравственно-религиозного жизнеустроения к материалистическому мировоззрению становились научное знание и новая книга. Именно на книгу а шире - на литературу возлагалась главная идеологическая функция.

Русская интеллигенция в целом враждебно встретила Октябрьское восстание. В большинстве своем интеллигенция была и не за белых, хотя представители ее и последовали за белой армией сначала в районы, занятые ей, а затем в эмиграцию.

Дж. Боффа пишет В массе своей интеллигенция была за Февраль, за демократию, за Учредительное собрание. Она чутко реагировала на призывы и колебания промежуточных партий, большевиков она рассматривала как узурпаторов Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1 М 1994 С.247 Художественная интеллигенция России в большинстве своем восприняла события 1917 года как начало новой эры не только в истории страны, но и в искусстве Ленин перевернул Россию вверх ногами - точно так же, как я поступаю в своих картинах писал Марк Шагал Цит. по Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство М. Галарт, 1984 С. 16 Однако среди интеллигенции, в том числе и среди писателей, поэтов, драматургов, было немало тех, кто сразу встал на сторону большевиков.

Среди этих представителей интеллигенции Октябрьская революция вызвала вдохновение и веру в реальное будущее, сняв социальные преграды к образованию, культуре, общественному самовыражению.

Искусство наполнилось новыми идеалами и новыми сюжетами. Впервые в истории культуры труд предстал как форма служения народу, как труд созидательный. Революционная борьба, гражданская война, строительство новой экономики, перевоспитание человека формирование нового типа личности стали основными темами в искусстве. В июле 1921 года в Праге вышел небольшой сборник - Смена вех. В сборнике признавался и даже превозносился глубоко русский характер новой революции, которая расценивалась как зверский и кровавый, но по-своему положительный период национальной истории.

Идеи сменовеховства на протяжении многих лет питали процесс перехода на сторону советской власти и возвращения из эмиграции на родину. Идеи эти, рассматривающие русскую историю как извечную борьбу между тенденцией к анархии и принципом государственности, оказали влияние и на партию коммунистов, в том числе ее верхи Сталин констатировал это на XII съезде РКП б. Среди работников культуры, особенно в группах авангардистов, звучали и голоса искренней поддержки революции, вплоть до вовсе сектантского ухода в революцию с ее обещаниями обновления образа жизни и всей цивилизации.

Однако авангард в искусстве и большевики в политике были временными союзниками и те, и другие взрывали традицию, выступали за преобразование одни - искусства, другие - общества авангард выступал за приоритет культуры в жизни, а большевики - за приоритет политики. Большевики стремились опереться на массы, а авангард был революционен в философском смысле, но не в политическом, и авангардное искусство не было понятно трудящимся нужен был встречный труд зрителя и подготовленность это немаловажное обстоятельство толкнуло большевиков к союзу с передвижниками, поскольку реалистическое искусство могло выполнить пропагандистскую функцию.

К тому же левые в искусстве совершили ошибку, переняв от итальянских футуристов идею борьбы за власть. Н. Лунин в 1918 г. заявил Мы, пожалуй, не отказались бы от того, чтобы нам позволили использовать государственную власть для проведения наших идей Цит. по Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство М 1984 С. 24 И группа критиков журнала На литературном посту стремилась к тому же Пролетарская литература успела уже достигнуть такого уровня развития, что за ней должна быть закреплено гегемония в организации литературного процесса Вопросы культуры при диктатуре пролетариата М Л 1925 С.79 Здесь вся полнота культуры подменялась одним из ее измерений - культурой политической, а, следовательно, и отождествлялась культура с идеологией.

Партия не отказывалась от защиты собственных идей в области литературы, но одновременно стремилась всемерно искоренять попытки административного, произвольного и некомпетентного вмешательства. Были отвергнуты честолюбивые попытки некоторых литераторов, вроде рабочих поэтов или пролетарских писателей, добиться своего рода монополии на выражение коммунистических идей в литературе.

Права гражданства, напротив, получило творчество тех, кого, по удачному выражению Троцкого, стали называть попутчиками тех, кто выражал в своем творчестве революционную действительность, но которые не охватывали всей сути революции и ощущали чуждою коммунистическую цель Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1 М 1994 С.250 В короткий срок в годы гражданской войны партия создала основу управления культурой.

Организационное управление искусством разделили между собой Отдел агитации и пропаганды ЦК партии Агитпроп , Главное управление политического просвещения Главполитпросвет, который в 1921 г. получил право накладывать политическое вето на всю текущую продукцию в области искусства и науки и Политическое управление Красной Армии ПУР . Наркомпросу оставили академическую сферу исследовательские институты, музеи, художественное образование и издательское дело в области искусства. 1.2.