Психологизм в "Преступлении и наказании" Ф.М. Достоевского

Муниципальное общеобразовательное учреждение-лицей 23 Психологизм романа Преступление и наказание Ф.М.Достоевского Ученица 10 класса Лосицкая Екатерина Сергеевна Руководитель Гущина Елена Александровна Г.Мытищи 2007 Содержание Вступление 1. История создания Преступления и наказания 1. Творческая история романа 2. Смысл заглавия 2. Психологизм романа . 1. Психологические приемы . 2. Главный герой 3. Двойники Раскольникова . 3. Заключение . 4. Список литературы . 45 Вступление Роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание является социально-психологическим.

В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем.

Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними. Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе Преступление и наказание автор использовал разнообразные художественные приемы, среди которых немаловажную роль играют сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства. На протяжении практически всего романа в душе главного героя, Родиона Раскольникова, происходит конфликт, и эти внутренние противоречия обусловливают его странное состояние герой настолько погружен в себя, что для него грань между мечтой и реальностью, между сном и действительностью смазывается, воспаленный мозг рождает бред, и герой впадает в апатию, полусон-полубред, поэтому о некоторых снах трудно сказать, сон это или бред, игра воображения. 1.

История создания Преступления и наказания

История создания Преступления и наказания

Творческая история романа

Преступление и наказание, задуманное первоначально в форме исповеди Ра... Между прочим, я был поражен его странным высокомерием. Впрочем, трудно мне разъяснить мою мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет ... Сохранились три записные тетради с черновиками и заметками к Преступле...

Смысл заглавия

Конечно, его среда заела. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория... Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, ... Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает с... Наказанием для героев Ф.

Психологизм романа

Духота петербургских трущоб - частица общей безысходной атмосферы прои... И эта жизнь ставит героев в такие тупики, когда безнравственным станов... В древней книге было записано Не убий. Достоевский учит нас любить и уважать человека. Толстой Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских пи...

Психологические приемы

Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен... Родион означает родной, но он и Раскольников - раскол, раздвоение. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет у Ф. Да зачем, однако же? И каким образом мысль идти к Разумихину залетела ... Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни,...

Заключение

Заключение Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет её, так как открывает новый аспект этой темы. Достоевский становится певцом бедных людей, униженных и оскорблённых. Своим творчеством Достоевский пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. Как совершенно верно заметил В.Г. Белинский, Гоголь только первый навёл всех на эти забитые существования в нашей действительности, но г. Достоевский сам собою взял их из той же самой действительности. Тема бедных людей, и особенно её социальный аспект, была продолжена автором в Преступлении и наказании. Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины страшной нищеты, которая унижает достоинство человека.

Местом действия романа становится Петербург, причём самая бедная часть города.

Федор Михайлович создаёт обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя, пристально и проницательно вглядывается в душу маленького человека и открывает в нём залежи огромного духовного богатства.

Достоевский - один из величайших новаторов в области художественной формы. Фёдор Михайлович создал форму полифонического романа, в котором сталкиваются разные голоса и мнения. Соединение психологизма и философичности, создание особого художественного Создав и разрушив на страницах романа теорию сильной личности, Достоевский провозгласил идею ценности любой человеческой личности, которая, в свою очередь, должна следовать в своей жизни закону своей совести - нравственному закону.

Достоевский сделал предметом литературы анализ состояния преступника после совершения преступления, провел тончайшее психологическое расследование.

Сверхчеловек на страницах романа превращается в испуганного и измученного изгоя, мечтающего о наказании как об избавлении от страданий. Автор не просто следит за мучениями героя, он изображает умирающую жизнь, причем с такой силой и достоверностью, что мы мучаемся не меньше, чем сам герой. Ф.М.Достоевский, на мой взгляд, хотел предостеречь людей от подобных поступков и подобных мыслей, показать, насколько опасны и к чему приводят такие теории. Безусловно, эти теории имеют право на существование, но обращаться с ними следует предельно разумно и осторожно.

Литература 1. В.Я.Кирпотин Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. Москва, Художественная литература , 1986 2. А.Г.Цейтлин Преступление и наказание. Социологические параллели. Литература и марксизм , 1952 3. Г.М.Фридлендер Реализм Достоевского. Москва, Наука , 1964 4. С.В.Белов Роман Ф.М.Достоевского Преступление и наказание. Комментарии. Москва, Просвещение , 1985 5. Е.Г.Буянова Романы Ф.М.Достоевского. издательство МГУ , 1997 6. Д.И.Писарев Борьба за жизнь.

Преступление и наказание Ф.М.Достоевского. Гослитиздат . 1956 7. Ю.Ф.Карякин Самообман Раскольникова. Москва, Художественная литература , 1976 8. Т.Б.Лебедева О некоторых истоках символики цвета в романе Преступление и наказание. Ленинградский педагогический институт им. А.Герцена ,1975 9. К.И.Тюнькин Бунт Родиона Раскольникова. Москва, Художественная литература , 1966 10. В.С.Соловьев Третья речь в память Достоевского.

Москва, Книга , 1990 11. Л.А.Сугай Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов. Москва, Рипол Классик , 1997 12. М.Гус Идеи и образы Ф.М.Достоевского. Москва, Просвещение , 1971.