Осмысление нетрадиционных еретических мотивов в ткани романа

Осмысление нетрадиционных еретических мотивов в ткани романа. Четыре главы последней редакции вторая, шестнадцатая, двадцать пятая и двадцать шестая - история одних суток весеннего месяца нисана, фрагмент Страстей Господних, исполненный булгаковской рукой.

Иешуа Га-Ноцри, Понтий Пилат, Левий Матвей, Иуда - четыре персонажа вечной книги, включая главного, становятся героями булгаковского повествования. Эти шестьдесят пять страниц шестая часть текста - смысловое и филосософское ядро Мастера и Маргариты и в то же время - предмет самой острой полемики, конфликта интерпретаций. Справедливо, что Евангелие от Михаила - апокриф, не совпадающий с официальным вероучением.

Но, в отличие от автора Сына Человеческого А.Меня, смиренно предлагавшего книгу, которая поможет читателю лучше понять Евангелие, пробудить к нему интерес, автор Мастера и Маргариты вовсе не ставил такой цели. Булгаков строит, конструирует художественную реальность, сознательно отталкиваясь от канонических текстов. Евангелие от Михаила помнит о своих родственниках от Матфея и от Иоанна, но использует их как материал, трансформирует в соответствии с собственными задачами.

Фонетические замены привычных евангельских названий и имен Ершалаим, Иешуа - лишь внешний знак того обновления образа, которое нужно Булгакову в древних главах. Иисус евангельский знал, откуда он пришел, кем послан, во имя чего живет и куда уйдет. Он имел дело с толпами, пророчествовал, проповедовал, совершал чудеса и усмирял стихии. Его страх и одиночество в Гефсиманском саду были лишь эпизодом, мгновением, понятным для смертного человека, но не для богочеловека.

Иешуа моложе своего евангельского прототипа и не защищен от мира ничем. Он совершенно одинок, не знает родителей Родные есть Нет никого. Я один в мире, имеет всего одного верного ученика, боится смерти А ты бы меня отпустил, игемон, я вижу, что меня хотят убить ни одним словом не намекает на покровительство высших сил, а его проповедь сводится к одной-единственной максиме человек добр, злых людей нет на свете. Смыслом объективно-живописной, отстраненно-драматической картины становятся все те же вечные вопросы, но опять-таки в булгаковской художественно-еретической аранжировке.

Булгаковский Иешуа - не Сын Божий и даже не Сын Человеческий. Он - сирота, человек без прошлого, самостоятельно открывающий некие истины и, кажется, не подозревающий об их, этих истинах, и о своем будущем. Он гибнет потому, что попадает между жерновами духовной Каифа и синедрион и светской Пилат власти, потому, что люди любят деньги и за них готовы на предательство Иуда, потому, что толпа любит интересные зрелища, даже если это - чужая смерть.

Огромный сжигаемый яростным солнцем мир равнодушен к одинокому голосу человека, нашедшего простую, как дыхание, прозрачную, как вода, истину. В обозримом Ершалаимском пространстве романа на проповедь Иешуа откликаются лишь двое - сборщик податей, бросивший деньги на дорогу и ставший его единственным учеником, и жестокий прокуратор, пославший его на смерть. Левия Матвея часто представляют ограниченным фанатиком, не понимающим Иешуа, искажающим его идеи Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет.

Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил 8,158 . Почему же тогда, как становится известно в финале, он заслужил свет? Приведенные слова Иешуа метят скорее в Матфея и других евангелистов и связаны с булгаковским представлением об истине личности, не вмещающейся в любые изречения и проповеди. На самом деле Левий Матвей - образ бесконечной преданности, самоотверженности, любви и веры такой же фанатичной и безрассудной, как любовь и вера Маргариты. Бывший сборщик податей сжигает за собой мосты и безоглядно идет за учителем, записывает каждое его слово, готов любой ценой спасти Иешуа от крестных мук, собирается мстить предателю Иуде. Как Маргарита ради любимого ставшая ведьмой, Левий Матвей из-за Иешуа не боится вступить в схватку с самим Богом Проклинаю тебя, Бог Ты бог зла Ты не всемогущий Бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа! 8,174 В первом романе Левий Матвей выделен даже композиционно его глазами, единственного зрителя, а не участника казни мы видим все происходящее на Лысой Горе. Роль Левия Матвея в древней фабуле в чем-то аналогична роли мастера.

Он - первый свидетель, пытающийся рассказать как все было на самом деле. Он делает свои логии даже во время казни Бегут минуты, и я, Левий Матвей, нахожусь на Лысой Горе, а смерти все нет Солнце склоняется, а смерти нет. Единственная его просьба при свидании с Пилатом касается куска чистого пергамента.

Закономерно, что он оказывается посредником в переговорах Иешуа с Воландом о судьбе Мастера, оставаясь все тем же фанатичным учеником, самым непримиримым и враждебным к духу зла. С Пилатом в роман, напротив, входит тема трусости, душевной слабости, компромисса, невольного предательства.

Зачем Мастеру и Булгакову понадобился прокуратор? Ведь в кругу канонических образов есть персонаж, в связи с которым та же тема могла быть обозначена, с не меньшим успехом, не вызывая в то же время упреков в симпатиях автора к власти и заигрывании со злом. Апостол Петр, первый ученик, тоже трижды предает Христа, отрекаясь от него. Различие между сходными поступками, однако, велико. Петр - обычный слабый человек, он испытывает давление обстоятельств, его жизни угрожает непосредственная опасность.

В случае с Пилатом эти внешние причины отсутствуют или почти отсутствуют намек на страх перед императором все-таки есть в тексте. Пилат, в отличие от Петра, может спасти Иешуа, он даже пытается это сделать, но робко, нерешительно - и в конце концов умывает руки в романе, в отличие от Евангелия от Матфея, этот жест, впрочем, отсутствует, сдается. В его романе нет одиннадцати апостолов и женщин скорбно застывших вдали во время казни или плачущих у подножья креста.

Есть один единственный в отчаянии проклинающий Бога, Левий Матвей. Не знающим Библии может показаться, что ершалаимские главы - парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса, происшедшей в начале новой истории человечества. Cовпадения начинаются с описания участников библейских событий и, прежде всего, самого Христа.

Здесь Булгаков, отходит от Евангелия, причем делает это постепенно сначала мы узнаем имя и прозвище арестованного - Иешуа Га-Ноцри, так именовали Иисуса Христа в иудейских книгах. Но указание на возраст человека лет двадцати семи 8,45 и другие его анкетные данные родных не помнит, отец вроде бы сириец и другие уже явно расходятся с первоисточником. А его слова Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время, и все из-за того, что он Левий Матвей неверно записывает за мной 8,104 , окончательно устанавливают правила игры излагается подлинная история евангельских событий, тем более что ничего из того, что написано в Евангелиях как утверждает свидетель Воланд не происходило на самом деле 8,78 . Это, на наш взгляд, не полемика со Священным Писанием, а скорее известный художественный прием, с помощью которого автор помогает читателю взглянуть на события, давно и хорошо известные, как бы предупреждая его это рассказ, где возможны новые сюжетные повороты и оценки.

Первое, что бросается в глаза это то, что Иешуа никак не проявляет мессианского предназначения, тем более не обосновывает своей божественной сущности, тогда как Иисус уточняет, например в разговоре с фарисеями он не просто Мессия, Помазанник Божий, Он - Сын Божий, Господь.

Экстраординарные способности Иешуа отличаются от образа канонического Христа.

Почему Булгаков вводит в роман образ Христа? Вероятно, потому что его очень интересовал ответ на вопрос кто управляет жизнью человеческой. Это мы понимаем сразу во время встречи Сатаны с литераторами на Патриарших. Эта же тема будет продолжена во время допроса Пилатом арестованного Иешуа Уж не думаешь ли ты спросит Иешуа прокуратора что ты ее жизнь подвесил? 8,78 Еще одно существенное отличие сюжета Евангелий от булгаковского романа заключается в том, что первый определяется событиями жизни Иисуса, а у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор Понтий Пилат. В романе Мастер и Маргарита дается глубокий психологически точный анализ поведения героя, перерастающий в моральный суд над Пилатом.

Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания.

Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, прокуратор склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может слукавить. Охваченный страхом, всесильный прокуратор теряет остатки гордого достоинства и восклицает Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека говорившего то, что говорил ты ? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю 8,90 . Попробуем теперь выяснить, насколько иерархия масонского пантеона богов совпадает в романе с иерархией воландовской банды ранее мы уже проследили тождество Сатана-Вельзевул Баал-Зебуб Люцифера, на наш взгляд, автор отождествил с Баал-Зебубом и зашифровал в романе под именем Воланда он-то и занимает главенствующее положение, ему подчинены все остальные.

Высветим теперь несколько штрихов в портретах Азазелло, Бегемота, Коровьева и Воланда.

Азазель булгаковскнй Азазелло в представлениях иудаизма - демон пустыни бес, в жертву ему предназначался козел отпущения, на которого перелагались грехи еврейского народа, или падший ангел, упоминаемый в апокрифической Книге Еноха, совратитель человечества, научивший .мужчин военному и оружейному мастерству, а женщин - блудным искусствам раскрашивания лица и вытравливания плода. Аваддон булгаковскпй Абадонна - с древнееврейского погибель, в иудаизме - олицетворение поглощающей, скрывающей и бесследно уничтожающей ямы - могилы и пропасти преисподней фигура, близкая к ангелу смерти.

Аваддон ведет против человечества карающую рать чудовищ. Этого демона смерти можно сравнить разве только с Молохом, почитавшимся в Палестине, Финникии и Карфагене божеством, которому приносились человеческие жертвы особенно дети. Действия Абадонны под стать ритуалу служения Молоху.

За ними читатель может наблюдать вместе с Маргаритой на глобусе Воланда Домик, который был размером в горошину, разросся и стал, как спичечная коробка. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела наверх вместе с клубом черного дыма, а стенки рухнули, так что от двухэтажной коробочки ничего не осталось, кроме кучечки, от которой валил черный дым. Еще приблизив свой глаз, Маргарита разглядела маленькую женскую фигурку, лежавшую на земле, а возле нее в луже крови разметавшего маленького ребенка Вот и все улыбаясь, сказал Воланд он не успел нагрешить.

Работа Абадонны безукоризненна 8,132 . Бегемот - в библейской мифологии сухопутное чудовище с ногами, как медные трубы, и костями, как железные прутья, настолько могучее, что нет на земле подобного ему он сотворен бесстрашным а все высокое смотрит смело он царь над всеми сынами гордости - таков этот символ непостижимости божественного творения, узда для гордости человека Гелла - этого персонажа также должно выдавать ее демоническое происхождение.

В древненорманской мифологии встречается имя Гелла полубелой и получерной богини, обитавшей в преисподней и принимавшей там души умерших от болезни или старости. Имя Гелла со временем стало обозначать собственно ад в смысле местопребывания умерших. Булгаковская Гелла обликом своим напоминает одну из самых поекрасных богинь древности - Афродиту, олицетворение планеты Венеры. Как и демон, Азазелло в романе - начальник над ведьмами, он и совершает такие преступления, которые в старину приписывали именно черным и серым ведьмам и чародеям соблазняет Маргариту на союз с дьяволом, обещая ей, исполнение ее заветного желания, снабжает несчастную женщину волшебной мазью, с помощью которой она и Наташа еще одна жертва Азазелло превращаются в ведьм и отправляются, на шабаш и на бал к сатане.

Как чародей, обладающий даром перевоплощения, Азазелло морочит профессора Кузьмина, являясь ему то паскудным воробушком, то в косынке сестры милосердия женщиной с сумочкой с надписью на ней Пиявки убивает барона Майгеля, предварительно показав тому пропасть преисподней, сокрытую в дурном глазе Абадонны.

Азазелло-мастер давать советы отравителям и сам угощает отравленным вином Маргариту и ее возлюбленного. Кроме того, этому князю тьмы дано проникать в сокровенные желания людей и предсказывать им будущее. И, в конце концов, Азазелло предстает в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца. Каких только подлых поступков не совершил Бегемот сам и в компании то с Азазелло, то с Коровьевым. Но как придворный сатаны Бегемот идеально соответствует должности виночерпия.

Именно он на бале распоряжается подачей алкоголя в бассейны. Бегемот наколдовал чего-то у пасти Нептуна, и тотчас с шипением и грохотом волнующаяся масса шампанского ушла из бассейна, а Нептун стал извергать не играющую, не пенящуюся волну темно-желтого цвета. Дамы с визгом и воплем кинулись от краев бассейна за колонны. Через несколько секунд бассейн был полон, и кот, трижды перевернувшись в воздухе, обрушился в колыхающейся коньяк 8, 102 Как многие причастные к виноразливу, Бегемот не прочь пропустить рюмочку-друтую, причем пьет мастерски Бегемот отрезал кусок ананаса, посолил, поперчил его, съел и после этого так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали. Бегемот, шут гороховый, умудряется присоединиться к компании Воланда и Степы Лиходеева на квартире у последнего и черт знает какой силою избавляет мага от Степиного присутствия.

Перед тем как спалить Грибоедов, окаянный ганс успевает выпить с Коровьевым пару рюмок прекрасной холодной московской двойной очистки водки даже в неравном бою, истекая кровью, кот помнит, что Азазелло вместо того, чтобы помочь, отправился пропустить стаканчик коньяка.

В рамках нашей версии Коровьева-фагота следует отождествить с Дагоном - великим хлебодарем сатаны, что позволит нам многое объяснить в образе клетчатого гражданина. Дагон Даган - буквально колос или рыба - древнее семитское божество, известное от Месопотамии до Палестины.

В Ветхом Завете упоминается как бог филистимлян. Судя по значению имени, бог - покровитель земледелия или рыбной ловли первоначально бог - податель пищи, впоследствии - бог бури, бог войны. Именно податель пищи, а по-нашему, покровитель. Коровьев в шайке играет роль благодетеля и казначея в Варьете устраивает денежный дождь и дамский магазин, расплачивается за все услуги, оказанные Воланду, и вместе с Бегемотом инспектирует гастрономический и кондитерский отделы Торгсина и ресторан.

Именно этот бог уничтожения причастен к смерти Берлиоза, доносит на Степу Лиходеева и Никанора Босого, заботится об уничтожении любых документов, которые он вручает своим жертвам, предсказывает будущее и заглядывает в прошлое вспомним, например, буфетчика Сокова, королевское происхождение Марго рекомендации, которые Коровьев давал гостям бала наконец, вместе с котом устраивает пожары в магазине и ресторане, причем заодно сгорает и редакция МАССОЛИТа. Сатана - с древнееврейского противник в суде, в споре или на войне, противоборствующий, обвинитель, наушник, подстрекатель греческий перевод слова сатана звучит как диаволос русское - дьявол. В Евангелии от Матфея упоминается еще одно имя князя бесовского - Веельзевула.

Евсевий Иреоним, переводчик и комментатор Библии, связывает имя Вельзевул с именем упоминаемого в Ветхом Завете бога филистимлян Баал-Зебуба Зевува - Повелителя мух. В толковании раввинов Вельзевул - Повелитель скверн. Вспомним, кстати, каким предстал Воланд перед Маргаритой.

Впервые увидела она его лежащим в грязной рубахе на постели, с амулетом в виде жука на золотой цепочке, в окружении дьявольского племени - чем же он не повелитель скверн, не уважающий женщину, творение Бога? Булгаков же постепенно, неуверенно отходит именно от такого толкования образа Сатаны в сторону дуалистических ересей, признававших равенство добра и зла в мире, издавна существовавших в истории христианства например, у гностиков и нашедших отражение в Божественной комедии Данте Алигьери. причина такого отступления заключается в том, что Булгаков отдаляет Воланда от Мефистофеля Сатаны в поисках более точного осмысления природы добра и зла и их соотношения между собой в реальной земной жизни.

Каждое ведомство должно заниматься своими делами 8,45 объясняет Воланд Маргарите распределение обязанностей в этом мире. Есть ведомство Иешуа Га-Ноцри, и есть ведомство его, Воланда.

А соотношение их между собой вполне соответствует Евангелию и вековой христианской традиции Воланд - это князь мира сего Ин. 12, 31 и другие, тогда как Иешуа Га-Ноцри может повторить вслед за своим библейским Прообразом Царство Мое не от мира сего Ин. 18, 36 . Мир сей - это его, Воланда, территория. Он и его свита - как отмечает Куликова О.В.в своем исследовании появляются в Москве не с целью доказать, подобно гетевскому Мефистофелю, что человек по своей природе плох. Высмеивая действия органов, общественную и литературную жизнь страны, они вершат суд и над государственным строем, то есть нечистая сила, борясь со злом реальным, выполняет функцию другого ведомства, при этом, не боясь ответственности за восстановленный роман Мастера и награждение влюбленных покоем. Защищая добро, она играет новую для нее роль. Но нетрадиционной является не только роль нечистой силы в произведении она тоже не соответствует устоявшимся христианским представлениям.

И это естественно, ведь, создавая образы Бегемота, Азазелло, Коровьева - Фагота, Булгаков обращался к разным источникам. Так, Лесскис указывает, что на мысль сделать Бегемота котом могли повлиять народные поверья, в которых кошки числятся спутниками нечистой силы, а само прозвище Бегемот писатель, наверное, взял из драмы Гете, в которой Фауст сравнивает пуделя, а в его облике появился Мефистофель, с бегемотом, доказательством обращения Булгакова к Фаусту в данном случае служит пристрастие писателя к этому философскому произведению. В трех своих романах он упоминает либо оперу Фауст, либо саму драму.

Разгром в квартире Латунского, учиненный Маргаритой, по существу, действие сил, возглавляемых Воландом, князем тьмы. Маргарита - ведьма становится частью той силы, что совершает благо, соучаствуя во зле, и тем самым вершит справедливый суд. Сгорает в адском пламени гнездо МАССОЛИТа - Дом Грибоедова, вместе со всеми бумагами, папками, делами. Возмездие ждет Степу Лиходеева и Варенуху, Римского и Семплеярова, всех так называемых руководителей культуры, занимающих в жизни не свое место.

Никакое зло не могло бы совершиться без его подстрекательства он глава шайки и тайная пружина всех событий, отдающие совершенно явственной чертовщиной, да еще с примесью совершенно отчетливой уголовщины 8,95 . Какая в его подчинении отлично законспирированная и мощная организация с четкими целями и прекрасно отработанными способами их достижения, сравнимая разве только с тайным обществом вроде масонской ложи. Булгаков указывает на принадлежность иностранца Воланда к масонам, описывая предметы, принадлежащие ему и так поразившие воображение людей, видевших его портсигар, громадных размеров, черненного золота, на крышке которого при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник, большие золотые часы с алмазным треугольником на крышке и др. Булгаков рассчитывает, что читатели пристально присмотрятся к магу и компании ведь и сатанинское происхождение членов шайки, выдающее их родство с божествами масонов, и ее дерзкая иерархия и конспиративность, и таинственные цели этой группы и их поступки, наконец, чудная история о Иешуа и Пилате, которую Воланд рассказывает Берлиозу и Ивану, сама смерть Берлиоза, человека не только начитанного, но и очень хитрого, который вроде бы должен был узнать кого-то в Воланде, и столь же страшная смерть барона Майгеля, наказанного Воландом за то, что его чрезвычайная любознательность в соединении с не менее развитой разговорчивостью стали привлекать общее внимание все это приводит к сравнению с масонами.

Смерти Берлиоза, Мастера и Маргариты и даже барона Майгеля внешне выглядят как несчастные случаи или как смерти от болезней, на самом деле - это убийства, и мотивы этих убийств составляют большую загадку, чем способы их осуществления.

Вспомним, что когда-то для Мастера и Ариман и Воланд были такой же реальностью, как хлеб и вода, как его злополучный роман.

Дружные недоброжелатели отнеслись к роману как к разоблачительному документу, вытаскивающему на свет божий некие события, которые когда-то были либо фальсифицированы, либо приоткрывали тайну других.

Посвященные стража этих тайн, желая расправиться с человеком, намеренно или невольно разгласившим хотя бы часть их секретов, тем не менее боятся лишний раз обнаружить скрываемое и поэтому придают своему нападению вид литературной дискуссия.

Оттого Мастер а говорил Ивану Мне все кажется - и я не могу от этого отделаться что авторы этих статей говорят не то, что сами хотят сказать, и что ярость их вызывается именно этим 8,102 Испытанный прием скомпрометируй автора - и кто ему будет верить Какая же непозволительная аналогия в отрывке так обеспокоила Аримана и присных? Перед читателями предстали вдруг две человеческие личности, сведенные судьбой на краткие, но решающие в жизни мгновения, в кои имена отдельных людей приобретают значение символическое Иешуа предстает перед судом Пилата.

Из множества обвинений, выдвинутых Синедрионом Иерусалима против бродячего философа из Назарета и присутствующих в евангелиях и апокрифах, Мастер выбрал одно - призыв разрушить Иерусалимский храм. Так ты собирался разрушить здание храма и призывал к этому народ вопрошал Пилат Га-Ноцри. Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся храм истины.

Сказал так, чтобы было понятнее Зачем же ты, бродяга смущал народ, рассказывая про истину, о которой не имеешь представления? Что такое истина? 8,89 Последний вопрос вечен, как мироздание.

Немало людей посвятили себя познанию и утверждению истины но откровения мудрецов и пророков стоят им либо чести, либо жизни, ибо сказано ведь, что нет пророка в отечестве своем, а в борьбе учений, проповедуемых закрытыми союзами орденами и тайными обществами, как правило, погибает живая суть божественной истины и остается только ее мертвая форма. Ложно проповедуемая свобода, извращенная сущность понятия равенства и братства - вот камни, положенные в основание другого храма истины - духовного храма Соломона, возводимого вольными каменщиками и известного своим противостоянием христианству.

Равенство наше есть единые для всех дары Бога - бессмертная душа, разум и свободная воля Братство наше скрепляйся совестью, которая есть милосердная любовь и помощь друг другу, влагаемые в нас свыше. Разве это проповедуют просвещенные спасители рода человеческого, объединившиеся к XX веку, самое многочисленное и могущественное братство - масонские ложи? Нет, мир для них делится на посвященных и профанов, удел последних, вся их свобода - добровольное подчинение тем, кто пришел их свободою овладеть.

Вначале им надо еще расправиться с Берлиозом. Хитрый Берлиоз сам был настоящим фарисеем - тем порождением ехидны, что задумало бежать от будущего гнева и праведных, и злых. Он помог Мастеру напечатать отрывок романа, но пристроил рукопись не в своем журнале, а в одной из газет, а затем, увидев, что скандал вокруг отрывка слишком велик, решил обезопасить себя публикацией антирелигиозной поэмы о Христианском Иисусе, которого на самом деле никогда не было в живых 8,105 не было, стало быть, и Его Учения.

Мастер узнал в компании Воланда своих палачей. Те же, в свою очередь, ищут по Москве автора романа. Ход их поисков можно восстановить по отдельным обмолвкам Булгакова. Вернемся к героям романа. Воланд, исполнив просьбу Маргариты, возвращает влюбленных в дом на Арбате, правда, на Маргаритино прощайте отвечает До свидания. Ему известна дальнейшая судьба этой пары, которая еще пока в неведении о будущем.

Ты знаешь говорила Маргарита как раз, когда ты заснул вчера ночью, я читала про тьму, которая пришла со Средиземного моря и эти идолы, ах, золотые идолы. Они почему-то мне все время не дают покоя. Что же это за загадочные идолы? Это изваяния золотого тельца, в образе которого почитают сатану масоны. Мастер и Маргарита очутились во власти приверженцев золотого тельца. Мастеру уже не надо скрываться и таиться.

Я ничего не боюся, Марго успокаивает он любимую и не боюся, потому что я все уже испытал 8,146 . Прошел страх, угасла болезнь, но влюбленные приготовлены в жертву золотым идолам. Сквозь эксцентрический сюжет романа проступает страшная правда о полных лжи и коварства разрушителях душ человеческих, об их ненависти к Богу и миру, о силе их истинных союзов. Булгаков был одним из многих, для кого совесть была живым чувством, а честь и мужество - лучшими качествами личности.

Информации - вот чего не хватает людям. Булгаковский роман дает ее с избытком. Хочу, чтобы они знали последнее желание в жизни писателя, его надежда, что роман породит в сердцах людей волю к борьбе с темными силами. Знать и помнить - наше оружие чтобы память наша не стала, как память Мастера, беспокойная, исколотая иглами потухать, чтобы души паши не ушли в бездну безвозвратно 8,198 . История Иешуа Га-Ноцри, как и история князя Мышкина из Идиота Ф. М. Достоевского и других похожих литературных героев, лишь иллюстрирует эту мысль.

Итак, мы вправе утверждать, что образ Иешуа Га-Ноцри во многом близок к распространенному на рубеже XIX - XX вв. толкованию Иисуса Христа прежде всего как идеального человека. М. А. Булгаков не противовоставляет своего героя Христу, а как бы конкретизирует евангельскую легенду как он ее понимает, помогая нам лучше ее осмыслить. Его Христос лишен ореола божественного величия, и тем не менее он вызывает уважение и любовь - такова притягательная сила его личности и суждений.

Его смерть на кресте выглядит в романе не случайно, а вполне закономерной он слишком добр, слишком свободен, чтобы жить в нашем греховном мире. А, значит, ему нет места на земле. Как и его Прообразу. 1.3.