рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)

Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов) - раздел Литература, Тема Религиозные Идеи Романа Мастер И Маргарита М.булгакова И Романа Л.леонов...

Тема Религиозные идеи романа Мастер и Маргарита М.Булгакова и романа Л.Леонова Пирамида сходство и отличие философско - христианских постулатов Содержание Введение 3 Глава 1. Философско-религиозная модель романа М.А.Булгакова Мастер и Маргарита 1. Влияние традиционных христианских воззрений на осмысление Булгаковым философско-религиозных проблем . 12 1.2. Осмысление нетрадиционных еретических мотивов в ткани романа 3. Философское осмысление романа М.А. Булгакова Мастер и Маргарита 39 Глава 2. Леонова Пирамида 1. Леонова в христианском прочтении традиционные христианские воззрения . 2. Еретический подтекст романа . 3. Философские поиски Л.Леонова в романе Пирамида 78 Глава 3. Булгакова Мастер и Маргарита и романа Л. Леонова Пирамида 86 Заключение 98 Литература 103 Введение К библейским сюжетам, созданию образа Христа, обращались в своем творчестве такие русские художники, как Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Л.Н. Андреев.

Большое место эта тема занимала и в произведениях советских писателей А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, пытавшихся сопоставить так или иначе идеалы революции с христианской мечтой о пришествии царствия земного, царства свободы и равенства, где не будет уже ни богатых, ни бедных, ни их мучителей, ни притесненных.

Образ Иисуса Христа в белом венчике из роз, идущего впереди отряда красноармейцев, возникает в Двенадцати А.Блока. По-своему интерпретируется евангельское сказание о Христе в произведении и А.Белого Христос воскрес, где, так же как и у Булгакова, хотя и не столь органично, связуются между собой два стилевых слоя - библейский и современный, А.Платонова Христос и мы , В.Князева Красное Евангелие и других русских художников.

С особенной силой и откровением религиозные мотивы прослеживаются в самых значительных и поистине эпохальных русских романах XX и XXI веков Мастер и Маргарита М. Булгакова и Пирамида Л. Леонова.

Роман Мастер и Маргарита можно одновременно считать и фантастическим, и философским, и любовно-лирическим, и сатирическим. Булгаков дает нам роман в романе и оба они объединены одной идеей - поисками нравственной истины и борьбой за нее. В Новом Завете Библии есть четыре Евангелия, четыре различных варианта осуждения и казни Иисуса Христа. Булгаков создает пятую версию, которая кажется правдоподобной, потому что исторические детали представлены удачно.

Роман Булгакова Мастер и Маргарита встретил большой читательский интерес в России и за рубежом. Это одно из лучших произведений русской литературы начала XX века. В расширении реального контекста булгаковского творчества, соотнесенного с опытом русской литературы его времени, и состоит, пожалуй, главный итог нашей работы. Он заключается в том, что мы попытались сделать плодотворное и глубокое исследование религиозных мотивов в романе М.Булгакова в сравнении с романом Л.Леонова.

Ведь работа в этом направлении, начатая литературоведами без малого двадцать лет назад, открыла, по справедливым словам Н. А. Грозновой, еще одну область новых исследований 14,45 . С тех пор интерес к этой теме, особенно с появлением первых журнальных глав последнего романа Л.Леонова, приобрел всевозрастающий и постоянный характер в самых разнообразных статьях и работах, посвященных исследуемым романам.

Цель настоящей работы - исследование характера религиозно-философских концепций, воплощенных в романах Мастер и Маргарита М.Булгакова и Пирамида Л.Леонова и рассмотрение религиозных аспектов в данных произведений свете христианского православного вероисповедания. Реализация данной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач - выявление влияния традиционных христианских и нетрадиционных еретических источников на творчество М.Булгакова и Л.Леонова - осмысление философских концепций в контексте романов Мастер и Маргарита М.Булгакова и Пирамида Л.Леонова - проведение сравнительного анализа философско - религиозных проблем в творчестве этих писателей.

Объектом нашей работы являются религиозно- философские мотивы в романах М.Булгакова и Л.Леонова. Предмет работы - это выявление влияния религиозно - философских идей на творчество М. А.Булгакова и Л.Леонова Научная база исследования. Осмыслить философско-религиозные идеи романа М. Булгакова Мастер и Маргарита и романа Л. Леонова Пирамида мы сможем, привлекая к работе не только романы М. Булгакова и Л. Леонова, но и тексты Библии, часто используемые упомянутыми выше авторами.

В основу исследования будет положен и теоретический материал. К нему мы относим главу Истоки и развитие раннехристианской литературы, написанную С. Аверинцевым, которая входит в том Литература Древнего Мира, открывающий многотомное издание Истории всемирной литературы. Мы в нашей работе в качестве теоретической основы используем также статьи и мифологических персонажах, вошедшие в исследование Мифы народов мира. Раскрыть тему квалификационной работы нам помогает и характеристики ряда философско-религиозных понятий, содержащихся в статьях Философского энциклопедического словаря. Среди данных статей такие, как Власть Ф. Бурлацкого, Добро и зло Т. Кузьминой, Истина А. Спиркина и В. Садовского и др. В качестве философской основы нашего исследования мы используем также книгу выдающегося русского философа Н.А. Бердяева Творчество и объективация, в которой автор поднимает один из важнейших философских вопросов, нашедших свое отражение в последнем романе М.А. Булгакова Вопрос об истине. Н.А. Бердяев говорит о том, что истина не есть отражение мира таким, каков он есть и представляется, а есть борьба с тьмой и злом мира 8, 97 . Будет привлекаться нами и работа известного русского философа И.А. Ильина Историческая судьба и будущее России, в которой мыслитель характеризует степень духовности русского народа.

Большое значение для нашего исследования имеет и книга известного богослова и философа С.Н. Булгакова Свет Невечерний, Созерцания и умозрения, в предисловии к которой он призывает осознать себя со своей исторической плотью в Православии и через Православие 2, 67 . Привлечены к исследованию и материалы о творчестве М.А. Булгакова и Л.М. Леонова, обращающихся в своих произведениях к философско-религиозной проблематике. Среди материалов, посвященных творчеству М.А. Булгакова, назовем следующие работы Г. Лесскиса Последний роман Булгакова , О. Никоненко Настоящее и будущее в антиутопиях М. Булгакова , Н. Звезданова Книга жизни , А. Зеркалова Евангелия Михаила Булгакова , И. Галинской Ключи даны! Шифры Михаила Булгакова и др. Изучены работы Г. Лесскиса Последний роман Булгакова , Н.Галинской О.Николенко.

Настоящее и будущее в антиутопиях М.Булгакова , Н.Звезданова Книга жизни , А.Зеркалова.

Евангелие Михаила Булгакова и др. Работы эти интересные и полезные.

Так в работе А.Зеркалова Евангелие Михаила Булгакова сообщается нам о книге Э.Ренана Жизнь Иисуса как об одном из основных исторических источников булгаковского романа и, автор подчеркивает, что взгляд на Иисуса в творчестве М.А.Булгакова совершенно противоположен православию, так же как и в книге самого Э.Ренана.

Г.Лесскис в своей статье Последний роман Булгакова пишет, что Булгаков создает Евангелие от Мастера, гениальную творческую догадку земного человека об Иисусе Христе как о личности и делает это в полном соответствии с шестым доказательством Канта. В этом портрете богочеловека и эпохи много точно найденных и отобранных исторических деталей.

Евангелие перерастает в роман, но не уходит из него. Добрый Бог помогает слабому человеку установить необходимую гармонию между высшей нравственностью и личным счастьем и вносит в беспорядочную и бренную земную жизнь понятие нравственного закона и возмездия. Он отрицает архаичные законы, формальную обрядность, унижающее людей фарисейство служителей Храма, которых даже язычник Пилат в одной из редакций романа назвал темными изуверами. Булгаков делает своего Иешуа очень человечным злых людей нет на свете, совсем не похожим на могучего, жестокого и яростного Христа-Люцифера с сикстинской фрески Микеланджело Страшный суд. Ведь даже помилованного убийцу Варравана Иешуа ласково называет добрым бандитом 5,90 . На протяжении всего творчества Булгаков писал одну книгу, считает Н.Звезданов.

В работе Книга жизни Н.Звезданов утверждает, что творчество М.А. Булгакова вобрало огромную часть культурно-исторической, мифологической и философской памяти человечества. Христианское повествование разворачивается на фоне драматической современности, а фольклорно-демонологическая традиция подкрепляется древней масонской легендой о Великом Мастере.

У М.Чудаковой в Жизнеописании Михаила Булгакова писатель лишается того розового флера, которым по ряду причин окутано сегодня имя писателя. Перед нами трезвая, жесткая, скурпулезнейшая работа реставратора, стремящегося к одной цели вернуть Булгакову его собственную биографию, не подменяя чьей-то, увидеть его во все возможном многообразии реальных качеств и поступков.

Каждый исследователь предлагает, вольно или невольно, свой образ М.Булгакова. В монографии Л.Яновской Творческий путь Михаила Булгакова воскресает старинное представление о вдохновенно творящем гении, защищенном от возможных ошибок, ложных шагов. В статье Настоящее и будущее в антиутопиях М.Булгакова О.Николенко называет писателя явлением чрезвычайным в мировой литературе, явлением пророческим, поскольку Булгаков сумел предсказать развитие общества на много лет вперед, основываясь на Откровении святого Ионна Богослова 8,94 . В статьях И.Бэлзы, например, в Генеологии Мастера и Маргариты, перед нами предстает книжник - схоласт, не столько сочиняющий, сколько шифрующий, комбинирующий много различные знания, почерпнутые из ученых книг. Произведения Булгакова с момента их опубликования всегда представляли некую загадку, тайну, вокруг которой велись и ведутся бесконечные споры.

И мы попробуем приоткрыть тайну творчества М Булгакова и сравнить с романом Пирамида Л.Леонова, так как последнее время роману Пирамида тоже уделяется немало работ, исследований.

На наш взгляд, эти два романа имеют много общего и были написаны они в переломные моменты для нашей страны. В статье В. Воронина Система неопределенностей в романе Пирамида отмечалось, что система неопределенностей в произведении формируется вокруг размышлений автора о сроках человеческого существования на планете Земля. Леонов в предисловии к роману дает самый короткий срок человечеству - не более двухсот лет, да и то с помощью чуда, и самый долгий, сопоставляя старение человечества и звезд. Но звезды стареют очень медленно.

В. С. Воронин обратил внимание на один из леоновских парадоксов пессимистические количественные оценки срока пребывания разумных людей на Земле в самом начале романа сменяются вполне оптимистическими, а с качественными оценками человечества происходит обратный процесс спуск от звезд до крыс. По мнению автора, рождение стиля неопределенностей у Леонова относится к роману Вор, вышедшему в свет в 1927 году. Именно в этом году немецкий физик В. Гейзенберг формулирует знаменитый принцип неопределенности, согласно которому нельзя одновременно определить скорость и положение микрочастицы.

Люди-волны в Пирамиде - это и резидент адских сил Шатаницкий, и ангелоид Дымков, и милейший Никанор Шамин - все они обнаруживают себя во всех трех ипостасях времени в прошлом, настоящем и будущем.

Шатаницкий, к примеру, присутствует при сотворении человека, возглавляет государственный атеизм в 1930-е годы, а на свидании с о. Матвеем он говорит о термоядерном купалище, которое является лучшим очищением людей. Он настолько сосредоточен на борьбе с Богом, что утрачивает контроль за временем. Его торжество должно заключаться в том, что он докажет ложность такой неопределенности, как человек, на рубеже второго и третьего тысячелетия.

Поэтому отрицание неопределенности у Леонова снова неопределенность. Простейшая трехзначная логическая система Я. Лукасевича, где кроме истины и лжи может быть и неопределенность, делает возможным в таком случае намек на истинность бесконечного цикла чередований упадка и возрождения. В работе А. Филатовой Ангел Дымков анализировался один из самых загадочных персонажей Пирамиды. По мнению автора, Леонов, разрабатывая ангельскую тему, использовал традиции романтиков Ламартин, А. де Виньи, Т. Мур и ангельские сюжеты XX века Огненный ангел В. Брюсова, Восстание ангелов А. Франса с противоположным знаком.

Образ ангела Дымкова является в романе сюжетообразующим действие начинает активно развиваться с момента появления Дымкова в Старо-Федосееве, а заканчивается лирической сценой прощания Дуни с ангелом перед его возвращением в родную небесную стихию. Ангел Дымков играет значительную роль во многих сюжетных линиях произведения.

Линия Дымков- Юлия - Сорокин на первый взгляд представляет классический любовный треугольник, где ангелу отводится роль исполнителя фантастических прихотей амбициозной красавицы. Однако Дымков нарушает правила поведения и лишает свою приятельницу подаренной усадьбы со всей ее сказочной начинкой, выкинув любовников в необжитое пространство. За этим эпизодом угадывается современная параллель библейской истории об изгнании Адама и Евы из рая. Сюжетная линия Дымков-Сталин выполняет в Пирамиде двоякую функцию.

С одной стороны, она позволяет ввести в повествование образ Сталина. Дымков - единственный слушатель его монолога. С другой - ангел начинает испытывать чувство страха и говорит Дуне, что ему пора возвращаться. Он не приходит на вторую встречу в Кремль. Линия Дымков-Шатаницкий - главная линия противостояния, разрешается победой Дымкова, который, несмотря на усилия инфернального резидента, невозвращенцем не стал. Оценивает результаты пребывания ангела Дымкова на земле Никанор Шамин, который называет командировку Дымкова своеобразным зондированием. Он подчеркивает, что Дымков пресыщен не только духовными, но и сорными впечатлениями бытия, это ценнейший документ после расшифровки. Монография О. Станкевича Мотив чуда в романе Пирамида была посвящена анализу одного из главных мотивов леоновского романа.

Исследуя сложные, противоречивые авторские суждения о чуде, автор утверждает, что в Пирамиде Бог-творец лишен возможности вносить коррективы в свое собственное творение, так как любое его вмешательство чревато глобальными разрушениями, вплоть до самоубийства Бога через отмену самого себя. В результате чудо становится средством дать людям надежду, которая им необходима.

Давая людям посредством чуда сверхнадежду, Бог изначально отдает себе отчет в ее безосновательности. Таким образом, чудо для него - это своеобразная маска всемогущества и всеведения, за которой Творец прячет свою подчиненность законам мироздания.

Человек, будучи зеркальным отражением абсолюта, сам творит чудеса в бытовой сфере. Однако человечество в своем чудотворении еще более лживо, ибо под маской чуда скрывает научные обоснования созданных им предметов. Помимо бытовой сферы чудо в земной жизни может найти применение только в церкви и цирке. Система взаимоотношений этих двух общественных институтов в романе оказывается очень сложной. С одной стороны, цирк и церковь противостоят друг другу в первом - работа тела, плоти, вторая - торжество духа, с другой - образуют пару, объединяемую единой сутью.

Параллельно выведенные в Пирамиде династия Бамбалски цирк и семья Лоскутовых церковь имеют общую черту наличие безумного предка. Однако способность творить чудо к Бамбалски приходит только после смерти эпизод с похоронами, тогда как Дуня Лоскутова получает такой дар уже при жизни. Чудо в Пирамиде небесплатно и небезвредно как для абсолюта, так и для человека, поскольку существует благодаря подпитке материального мира чудо выкачивает силы из Юлии, отравляет человечество.

И даже безобидные на вид чудеса Дымкова вносят в отлаженную машину мироздания нарушения, и чудо не только не способно отсрочить гибель человечества, но, напротив, может лишь ее приблизить. В работе Н Сорокиной Мотивы апокрифической Книги Еноха в Пирамиде были представлены результаты текстологического анализа, полученные при сопоставлении апокрифа и романа Леонова. По мнению автора, выражение из авторского предисловия к роману наконец-то прочитанный апокриф Еноха следует понимать как наконец-то понятый и расшифрованный апокриф.

Имя Еноха и мотив создания человека из огня и глины впервые появляются у Леонова в романе Дорога на Океан. Из известных трех вариантов апокрифа Еноха Леонов чаще всего опирался на эфиопский вариант, известный ему, как свидетельствует О. Овчаренко, по изданию И. Порфирьева Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872 . Основной сюжет о ходатайстве Еноха за судьбу падших ангелов и сама история падения ангелов оживают на страницах Пирамиды в изложении Шатаницкого и Сорокина, которых, как и Юлию Бамбалски, интересует именно эта, внешняя сторона сюжета.

Как и в апокрифе Еноха, в романе Леонов показывает прибытие на Землю праведного, не падшего ангела для охраны праведников. Вторичного развращения ангела не происходит. В этом заметна некая доля авторского оптимизма. Несколько раз повторяющийся в романе вопрос ангела Сатанаила Богу Как мог Ты созданных из огня подчинить созданиям из глины восходит не столько к Книге Еноха, сколько к Корану.

Используя идею о несовместимости в человеческой природе двух противоположных начал, Леонов стремился отыскать первопричину трагедии человечества на его пути к звездам, найти ген вещий. Научная новизна работы заключается в том, что нами впервые предпринимается попытка создания цельного и последовательного исследования на тему Философско - религиозные идеи романа М.Булгакова Мастер и Маргарита и романа Л.Леонова Пирамида. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что данный материал может использоваться при изучении истории русской литературы XX века. Данная работа поможет вспомнить пробел в изучении взаимосвязей литературы, философии, религии и выявить общие тенденции, прослеживающиеся в творчестве русских писателей XX века. Структура работы определяется целью и поставленными задачами.

Наша работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Философско -религиозная модель романа М.А.Булгакова Мастер и Маргарита 1.1. Влияние традиционных христианских воззрений на осмысление Булгаковым философско -религиозных проблем Традиционные христианские воззрения нашли свое отражение во второй части Библии - Новом Завете. Проблема добра и зла является центральной проблемой Библии Ветхого и Нового Заветов. Причем, согласно традиционным воззрениям зло издавна отождествляется с образом сатаны, добро - с образом Бога, Иисуса Христа.

Конечная борьба добра и зла представлена в последнем сочинении новозаветного канона Откровении святого Иоанна Богослова. Безусловно, оно оказало непосредственное влияние на эсхатологические воззрения М.А.Булгакова, нашедшие свое воплощение как в сатирических повестях Дьяволиада , Роковые яйца и пьесе Адам и Ева, так и в последнем романе писателя Мастер и Маргарита. Имеется предание, что последней печалью умирающего Булгакова был роман о Мастере. Хочу, чтобы они знали - четыре предсмертных слова - духовная заповедь живущим о путях правды, ибо праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею Премудрость Соломона 1, 15-16 . Писатель сказал знали, а не прочитали, предупредив тем самым, что роман призван открыть людям некое тайное знание, донести правду о чем-то важном и таинственном.

Опасаясь цензуры, автор прибегнул к тайнописи, но нет ничего тайного, что не сделалось бы явным Если кто имеет уши, да услышит Евангелие от Марка 4, 22-23 . Мастер и Маргарита - роман не испытания идеи как, скажем, у Достоевского, а живописания ее. В этой, по видимости, объективной пластике незаметно формируются символические мотивы беспощадное солнце трагедии, обманное мерцание луны, при которой совершается убийство предателя, кровавая лужа вина, багровая гуща бессмертия, страшная туча как образ апокалипсиса, вселенской катастрофы. В Мастере и Маргарите Булгаков изображает добро и зло - дьявола и Христа - во всей их полноте, имея целью разоблачить зло реальное, порожденное новым строем, и показать возможность существования добра.

Для этого писатель и использует сложную структуру построения произведения.

Мастер и Маргарита как справедливо заметил критик Лесскис двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе Мастера 15,89 , главным действующим лицом первого романа является Иешуа, прообраз которого - библейский Христос - воплощение добра, а второго - Воланд, чьим прообразом является сатана - воплощение зла. Но формально-структурное деление произведения не закрывает того, что каждый из этих романов не мог бы существовать отдельно, так как их связывает общая философская идея борьбы со злом, понятная только при анализе всей действительности.

Заданная в начальных трех главах в трудном философском споре героев, которых автор представляет первыми на страницах романа, эта идея воплощается затем в интереснейших коллизиях, переплетениях реального и фантастического, библейских и современных событиях, оказывающихся вполне сбалансированными и причинно обусловленными.

Как и предшествовавшие роману фантастические повести, Мастер и Маргарита - произведение, в котором объединены реальность и фантастика. Недаром Булгаков говорил о себе Я - мистический писатель 7,109 . Прежде всего, отметим, что Булгаков упорно стремился преодолеть евангельскую легенду, но в то же время влияние традиционных евангельских текстов на роман Мастер и Маргарита М.Булгакова очевидно.

Выстраивая биографию Иешуа Га-Ноцри, Булгаков сохраняет, удерживает самое главное. Пилатовскому демагогическому вопросу Что есть истина? в Евангелии от Иоанна предшествует объяснение Иисуса Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине всякий, кто от истины, слушает гласа Моего Евангелие от Матфея 4 . Иешуа не просто свидетельствует. Он сам с его удивительной, внеразумной, вопреки очевидности, верой в любого человека будь то равнодушно-злобный Марк Крысобой или очень добрый и любознательный человек Иуда 7,78 есть воплощенная истина.

Потому-то он не подхватывает предложенный Пилатом иронический тип философствования, а отвечает просто и конкретно, обнаруживая уникальное понимание души другого человека Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Беда в том, что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей 8,175 . Быть великим врачом - значит исцелять болезни не столько тела, сколько души. Достоевский говорил если ему математически докажут, что истина и Христос несовместимы, он предпочтет остаться с Христом, а не с истиной.

Он же собирался воссоздать в Идиоте образ положительно прекрасного человека 19,87 , князя- Христа. Отзвуки этих замыслов и идей есть в Мастере 6,49 . Иешуа не сделал никому в жизни ни малейшего зла 6,51 . Его простые истины производны от его личности. И хотя эти добрые люди, включая преданного Левия Матвея Матфея, наверно записали и все перепутали не только в словах, но и в фактах.

Евангелие от Михаила отменяет предшествующие свидетельства других евангелистов, но сохраняет их исходную установку было именно так, как рассказано. Не было родителей, осла, множества учеников, ощущения избранности, чудесных исцелений и хождения по водам. Но странная проповедь, предательство Иуды, суд Пилата, казнь, страшная гроза над Ершалаимом - были. Только несчастный позитивист Берлиоз пытается доказать Иванушке, что никто из богов не рождался и никого не было, в том числе и Иисуса, и отождествляет простые выдумки и самый обыкновенный миф. Да невольная виновница его гибели Чума-Аннушка наблюдает чудеса в виде вылетающих в окно незнакомцев.

Точка зрения текста формулируется в первой главе Воландом А не надо никаких точек зрения ответил странный профессор просто он существовал, и больше ничего И доказательств никаких не требуется 8,78 . Не надо никаких доказательств, было все, не только распятие Иешуа, но и шабаш ведьм, и большой бал сатаны в квартире 50, и Бегемот с Коровьевым в Грибоедове, и подписывающий бумаги костюм.

Граница между было и не было, реальностью и вымыслом в художественном мире булгаковского романа отсутствует, подобно тому, как она не существует в мифе, в поэмах Гомера, в сказаниях несущих благую весть евангелистов. Булгаков не воссоздает миф вариант Т. Манна, а создает его внутри своего романа. Специально о Новом Завете замечено Чувственно наглядное здесь - не следствие сознательного подражания действительности и потому редко достигает выражения оно проявляется только потому, что тесно увязывается с событиями, о которых рассказывается, тогда оно раскрывается в жестах и словах внутренне затронутых людей но авторы нисколько не озабочены тем, чтобы придать чувственно-конкретному определенную форму 5,103 . В булгаковской истории Иешуа библейские претензии на всемирно-историческое значение, психологические многозначность и недоговоренность соединены с тщательно проработанным передним планом, законченностью и наглядностью, равномерно распределенным и ярким светом.

Пока Иешуа и Пилат ведут свой вечный спор, пока решаются судьбы мира, движется привычным путем солнце невысокое, неуклонно подымающееся вверх, безжалостный солнцепек, раскаленный шар - всего во второй главе оно упоминается двенадцать раз, бормочет фонтанчик в саду, чертит круги под потолком ласточка, доносится издалека шум толпы.

В следующих евангельских главах появляются все новые живописные детали красная лужа разлитого вина, доживающий свои дни ручей, больное фиговое дерево, которое пыталось жить, страшная туча с желтым брюхом.

Четкая графика евангельской истории с минимумом чувственно наглядного у Булгакова раскрашена и озвучена, приобрела гомеровский наглядный и пластический характер. Роман строится по принципу живых картин - путем фиксации, растягивания и тщательной пластической разработки каждого мгновения.

В булгаковской интерпретации это - бесконечно длинный день, поворотный день человеческой истории. Не случайно внутрироманный автор истории о Пилате определяет свой дар так Я утратил бывшую у меня некогда способность описывать что-нибудь. Не рассказывать, а описывать, рисовать, изображать 8,90 . В романе Мастер и Маргарита Булгаков дает нам свое толкование заповеди Иисуса Христа. Можем ли мы сказать, что слова апостола Павла применимы к Иешуа Га-Ноцри, булгаковскому Христу? Уточним нетерпимость Христа проявляется лишь в вопросах веры. В отношениях же между людьми Он учит не протився злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую Евангелие от Матфея 5, 39 . Апостол Павел так уточняет эти слова Не будь побежден злом, но побеждай зло добром Римл. 11, 21 , то есть борись со злом, но при этом не приумножай его сам. Безусловно, потому что всей своей жизнью он доказывает удивительную привлекательность добра. Оно уязвимо, но не презираемо, возможно, и оттого, что трудно презирать тех, кто не зная тебя, верить в твою изначальную доброту, расположен к тебе, независимо ни от чего. Мы не можем упрекнуть его в бездействии он ищет встреч с людьми, готов говорить с каждым.

Но он совершенно беззащитен перед жестокостью, цинизмом, предательством, потому что сам абсолютно добр. И тем не менее неконфликтного Иешуа Га-Ноцри ожидает та же участь, что и Иисуса Христа.

Почему? Не исключено, что здесь М. Булгаков подсказывает нам распятие Христа - вовсе не следствие Его нетерпимости, как можно предположить, читая Евангелие.

Дело в другом, более существенном. Если не касаться религиозной стороны вопроса, причина гибели героя Мастера и Маргариты, как и его прообраза заключается в их отношении к власти, а точнее, к тому жизненному укладу, который эта власть олицетворяет и поддерживает. Общеизвестно, что Христос решительно разделял кесарево и богово. Тем не менее, именно земная власть, светская наместник Рима и церковная Синедрион, приговаривают его к смерти за земные преступления Пилат осуждает Христа как государственного преступника, якобы претендующего на царский престол, хотя сам в этом сомневается Синедрион - как лжепророка, богохульно называющего себя Сыном Божиим, хотя, как уточняет Евангелие, на самом деле первосвященники желали ему смерти из зависти Евангелие от Матфея 27, 18 . Иешуа Га-Ноцри не претендует на власть.

Правда, он оценивает ее прилюдно как насилие над людьми 6,57 и даже уверен.

Что когда-нибудь ее, власти, может и не быть вовсе. Но такая оценка не противоречащая, кстати, ни христианскому, ни марксистскому учению сама по себе не так уж опасна когда еще это будет, чтоб люди могли совсем обходиться без насилия? Тем не менее, именно слова о невечности существующей власти становятся формальным поводом гибели Иешуа как и в случае с Иисусом Христом. Истинная же причина гибели Иисуса и Иешуа в том, что они внутренне свободны и живут по законам любви к людям - законам, не свойственным и невозможным для власти, причем не римской или какой-то другой, а власти вообще. В романе М. А. Булгакова Иешуа Га-Ноцри не просто свободный человек.

Он излучает свободу, самостоятелен в своих суждениях, искренен в выражении своих чувств так, как может быть искренен только абсолютно чистый и добрый человек. Даже перед лицом смертельной опасности он замечает Понтию Пилату Правду говорить легко и приятно 8,89 . А правда Пилату как раз и не нужна. Постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести.

Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство. А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость. Трусость - крайнее выражение внутренней подчиненности 8,89 , несвободы духа, главная причина социальных подлостей на земле.

И наказан за нее Пилат страшными муками совести. Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, бессонных ночей терзается Пилат тем, что он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана, что он не пошел на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача 8,107 . Очевидна связь романа Булгакова с библейской демонологией, основывающейся как на христианской теологии, так и на фольклорных источниках.

Взять даже имена инфернальных героев М.Булгакова. Без сомнения евангелическое происхождение демона-убийцы Абадонны. Читателям Библии известен и другой бесовский персонаж романа Мастер и Маргарита - Азазело. Созданный Булгаковым образ козлоногого и от этого прихрамывающего демона безводной пустыни , Азазело прямо сопоставим с образом беса, о котором повествуется в книге Левит и который генетически связан с древнейшим, языческим верованием евреев-кочевников в козлообразного духа пустыни Азазело Аза-эл по-древнееврейскому означает козел-бог. Первоначально, как об этом свидетельствуют черновые материалы к роману, Булгаков роль верховного дьявола предназначал именно этому демону, и для того, чтобы подчеркнуть в самом его имени его отличие от хрестоматийного, бытующего в мировой литературе образа сатаны, назвал его не Азазелой, а Фьелой.

Затем автор постепенно отходит от прежнего замысла и в соответствии с европейской традицией избирает на роль главы бесовского царства Князя Тьмы, обозначающего инициалом В и носившего в Евангелии имя Вельзевул, изменив его по тем же соображениям, что и в случае с Азазелло, на Воланд.

Отметим, что к Евангелию восходит и сама, реализованная у Булгакова, иерархия дьявольских чинов, согласно которой Воланду беспрекословно подчиняются и Абадонна, и Азазелло, и Фагот. В обширнейшей христианской средневековой литературе о дьяволе отмечены и многие из тех способностей и качеств нечистой силы, которые демонстрируют нам инфернальные персонажи романа Булгакова умение перемещать людей из одного места в другое, предсказывать будущее как Воланд, вызывать бурю как Бегемот и Коровьев, превращаться в людей и животных, в кота, например, как Бегемот имя которого также одно из известных и восходящих к древности наименований дьявола, заключать договор с человеком и др. И в евангельских, и в демонологических линиях романа Мастер и Маргарита Булгаков предпочитает вовсе не придумывать, а подбирать имена, порою лишь обновляя их звучание Иешуа Га-ноцри. А имя Воланд оказалось такой удачей, что изменять его не пришлось.

Почти не связанное в читательском восприятии ни с одним из образов большой литературы и вместе с тем традиционное благодаря Гете, оно чрезвычайно богато звуковыми ассоциациями.

В нем средневековые имена дьявола - Ваал, Велиал, даже русское дьявол. В трактовке Булгакова это имя становится единственным именем сатаны, как бы не литературным, а подлинным. Под этим именем его знает Мастер.

Именно так он называет сатану сразу. Конечно, Воланд может запорошить глаза, и человеку похитрее - говорит он Ивану. Впервые слушая о загадочном происшествии на Патриарших. Как вскрикивает Иван и вдруг догадывается - Понимаю, понимаю. У него буква В была на визитной карточке 8,71 Характерно, как отмечают исследователи, что Воланда не узнают сатирические персонажи. Это один из источников комедийного в романе - то буфонно-комедийного, то горько-комедийного, почти всегда - сатирически-комедийного.

Воланда в романе узнают только двое - Мастер и Маргарита. Без предъявления инфернального треугольника и других атрибутов власти, еще до того, как видят его. Узнают независимо друг от друга и так согласно друг с другом - должно быть по тому отблеску фантастики и чуда, которые реют вокруг Воланда и которых так жаждут они оба. Лишь только вы начали его описывать я уже стал догадываться - говорит Мастер 8,106 . Но к делу, к делу, Маргарита Николаевна произносит Коровьев Вы женщина весьма умная и, конечно, уже догадались о том, кто наш хозяин. Сердце Маргариты стукнуло, и она кивнула головой . 8,189 Эта их способность к принятию чуда, так противопоставляющая их Берлиозу, который к необыкновенным явлениям не привык, сродни их причастности к чуду - к подвигу самоотречения, чуду творчества, чуду любви.

Отметим, что Булгаков убежден, что общественное и душевное благоустройство государства невозможно без веры и опоры на вечные ценности. Для инспекции нравственного состояния общества, устроенного на новых началах, и появляется в Москве по воле автора Мастер и Маргарита Князь Тьмы со своей креатурой, каким он предстает перед читателем? Рассмотрим образ Воланда в следующем разделе более детально.

Ну а кто же, по Булгакову, правит бал на этой земле? Кто князь мира сего ? Эпиграф романа адресует нас к Мефистофелю из Фауста Гете так кто ж ты, наконец Я - часть той силы, что вечно хочет зла И вечно совершает благо 12,70 . Следовательно, булгаковский Воланд - это Мефистофель.

А Мефистофель - это Сатана, не случайно же его диалог с Создателем Пролог на небесах почти полностью совпадает с аналогичным местом в ветхозаветной Книге Иова Иов. 1, 9 - 12 . Однако все здесь не так просто, как кажется на первый взгляд. Сатана от греч. противодействующий, противник или дьявол от греч. клеветник предстает как в Ветхом, так и в Новом Завете, во-первых, как начальник злых духов, враг Божий и искуситель и губитель душ человеческих, как скептик и циник, подстрекатель и наушник, обвинитель рода человеческого пред Высшим судией.

Во-вторых, что для нас особенно важно, и в Библии и в Фаусте Гете Сатана Мефистофель хотя противостоит Богу, но не на равных основаниях, не как божество или антибожество зла, но как падшее творение Бога и мятежный подданный его державы, который только и может что обращать против Бога силу, полученную от него же, и против собственной воли в конечном счете содействовать выполнению божьего замысла - творить добро, желая людям зла 7,195 . Воланд - то постоянное зло, которое необходимо для существования добра и вечной справедливости в мире. Такова диалектика исторического развития и человеческого познания - с древа добра и зла. Воланд олицетворяет вечность, бесконечность времени, которое всех рассудит, все расставит по местам, каждому воздаст по заслугам.

То, что однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах 8,70 появился Воланд, определивший весь ход действия московских сцен романа, в которых он со своей свитой оказывается в человеческом облике современников Булгакова 1920 - х. годов, раскрывает глубинный смысл происходящего. Появление Воланда в самый разгар великого перелома, а затем и Большого террора - это попытка спроецировать время, бесконечное, справедливое время, на всех участников событий - в романе Булгакова и за его пределами, в самой жизни это попытка осуществить справедливость - поверх страшных реальностей эпохи, вне времени и пространства реализовать силой великого и вечного искусства воздаяние и возмездие.

Фантастические картины романа Булгакова - это прежде всего суд времени, суд истории.

Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем истинном свете. Воланд не сеет и не внушает зла. Он всего лишь вскрывает его, разоблачая, снижая, уничтожая то, что действительно ничтожно. Суд вечности, вершимый Воландом, просвечивает всех персонажей романа, в том числе и Мастера. Судьба его очевидным образом связана с героем его романа - Иешуа Га-Ноцри. Мастера и Иешуа связывает их бездомность, бесприютность Мастер теряет свою квартиру, и травля, заканчивающаяся в обоих случаях доносом и арестом, и предательство Алоизий Могарыч - явный аналог Ииуды из Кириафа и мотив Ученика Иван Бездомный - смысловая параллель Левия Матвея. Мастер не заслужил света и с христианской точки зрения, поскольку за смертным порогом продолжал оставаться слишком земным.

Он не преодолел в себе человеческого, телесного начала.

Это выразилось, в частности, в том, что он оглядывается назад, на свою земную любовь - Маргариту, он хотел бы с нею делить свою будущую неземную жизнь. Классический прецедент в мировой литературе известен Данте в Божественной комедии тем, кто был предан земной любви, отказал в свете, поместил или в Ад или в Чистилище. Этот и подобные сюжеты в различных вариациях восходят, в частности, к библейской притче о Лотовой жене, оглянувшийся назад, на город, гибнущий в огне, и превратившейся в соляной столп.

По христианским представлениям земные заботы, печали и радости не должны отягощать покидающего грешную землю. Свет как награда исстрадавшемуся, уставшему Мастеру не соответствовал бы и художественно-философской концепции романа и был бы односторонним решением проблемы добра и зла, света и тьмы, был бы упрощением диалектики их связи в романе. 1.2.

Осмысление нетрадиционных еретических мотивов в ткани романа

Это мы понимаем сразу во время встречи Сатаны с литераторами на Патриа... Эта же тема будет продолжена во время допроса Пилатом арестованного Ие... Каких только подлых поступков не совершил Бегемот сам и в компании то ... Бегемот, шут гороховый, умудряется присоединиться к компании Воланда и... Булгаков не противовоставляет своего героя Христу, а как бы конкретизи...

Философское осмысление романа М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

Философское осмысление романа М.А. Наверное, именно такое определение приводил Берлиоз в своих лекциях, к... Комментируя данное им определение истины, следует признать, что с его ... Из других героев романа больше никто не удовлетворяет тем критериям, к... А потому закончить наше исследование его последнего, закатного романа ...

Леонова в христианском прочтении традиционные христианские воззрения

Писателю важно показать, что не природа выше человека, а человек выше ... Леонова о природе до мельчайших деталей подкрепляются образной и худож... Вряд ли случайным совпадением поясняет автор объяснялась странная одно... 9,89 Более трех столетий назад, когда в русском обществе отчетливо сло... С другой стороны, композиция романа трехчастная, название каждой главы...

Еретический подтекст романа

И мотивировки, и основания для этой идеи очень сходны зачем Бог сделал... Для Матвея очевидна историческая и нравственная исчерпанность христиан... Еще в раю тот же вдохновитель, ратуя за справедливость, предлагал людя... В Пирамиде Шатаницкий - вполне объективная реальность. Матвей с его но... Номенклатурные владыки неба и земли, развивает эту мысль Никанор, нечу...

Философские поиски Л.Леонова в романе Пирамида

Библейский сюжет и его интерпретация в романах служат формой п р е д у... В Мастере и Маргарите Булгаков изображает добро и зло - дьявола и Хрис... Леонов, будучи в своем суде над временем и человечеством не менее сарк... Все это имеет прямое отношение к концепции человека как свободно прояв... Человек рассматривается как основная причина всех распрей на Земле и н...

Заключение

Заключение Так при достижении поставленной цели в нашей работе исследование характера религиозно - философских концепций, воплощенных в романах Мастер и Маргарита М.Булгакова и Пирамида Л.Леонова, мы выявили влияние традиционных христианских и нетрадиционных еретических источников на творчество М.Булгакова и Л.Леонова, показали философскоие концепции в контекстах романов Мастер и Маргарита М.Булгакова и Пирамида Л.Леонова, провели сравнительный анализ философско- религиозных проблем в творчестве этих писателей и мы можем сделать вывод о философско - религиозных идеях романов М.Булгакова и Л. Леонова и апокалипсическом восприятии мира писателями.

На страницах романов обсуждается важные и глубокие религиозно - философские вопросы - о смысле жизни, об основных ценностях, о человеческой свободе.

Не однажды было отмечено, что эти произведения очень близки и актуальны для современного, понятливого читателя. Проблемы, поднятые в этих произведении не устарели, они актуальны сегодня, они будут актуальны всегда и раскрыты во всем блеске авторского мастерства.

Они присутствуют в обрисовке каждого из центральных героев. Это попытка еще раз задуматься над вечными проблемами соотношения в этом мире добра и зла, насилия и милосердия, ненависти и любви, личной свободы и государственной власти. Здесь мы встречаем глубокую веру в непреложные нравственные законы. Чрезвычайно привлекательна идея романа Мастер и Маргарита о высшем назначении искусства, призванного утвердить добро и противостоять злу. Своими романами авторы утверждает приоритет простых человеческих чувств над любой социальной иерархией.

Писатели верят, что только опираясь на живое воплощение этих гуманистических понятий человечество может создать действительно справедливое общество. Так М.Булгаков, вслед за И. Кантом писатель считает, что нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного страха перед грядущим возмездием. И. Кант рассматривает добро как свойство, изначально присущее человеческой природе, как впрочем, и зло. Для того, чтобы человек состоялся как личность, то есть существо способное воспринимать уважение к моральному закону, он должен развить в себе доброе начало и подавить злое. И все здесь зависит от самого человека.

Добро и зло у М. Булгакова творятся человеческими руками, а не богом или дьяволом. Открытость и замкнутость - вот по М. Булгакову полосы добра и зла. Движение навстречу - сущность добра. Уход в себя, замкнутость - вот, что открывает дорогу злу. Уходя в себя, человек так или иначе вступает в контакт с дьяволом.

Борьба добра и зла в душе человека и в человеческой истории не так уж сама по себе удивительна и нова от заповедей Моисея до наших дней эта проблема была и осталась главной на всех исторических путях и во всех человеческих судьбах. Много лет прошло, а человечество все еще бьется над вечной проблемой добра и зла. По-своему оно распутывает узлы, в которые накрепко связаны эти ипостаси человеческой натуры. Его влекут к себе роковые связи добра и зла, их нерасторжимость и взаимозависимость.

Вклад М. Булгакова в эту тему прослеживается буквально на каждой странице романа Мастер и Маргарита. Автор Пирамиды полагает, что паритет добра и зла, созданный Творцом, нарушен. Зло вытесняет добро и готово торжествовать свою победу. Человечество вместо нравственного совершенствования погружается в бездуховность и распущенность. Люди оказываются нестойкими к соблазнам, проявляют непомерные амбиции и потребности. Более того, Святая Русь, проходящая через страдания, очищение и возмездие за неисполненные надежды, может стать зеркалом процесса самоуничтожения цивилизации. Протяженность его может включать несколько столетий, но важно то, что он уже совершается на наших глазах.

Л. Леонову как художнику и мыслителю всегда были близки библейские тексты, не только канонические, но и апокрифические у него немало реминисценций из Ветхого и Нового Заветов, скрытых цитат, аллюзий, неожиданных отсылок, намеков, ловушек и т. п. К апокрифам же он относился с повышенным вниманием и огромным уважением ведь они нередко дают в руки скрытые, утерянные, забытые, занесенные песком времени или искаженные недоброжелательством подробности, какие бесконечно важны и настолько драгоценны, что пренебрегать ими, по мнению писателя, никак нельзя.

Если под этим углом перечитать леоновские произведения, начиная с ранних, а наше время подталкивает к такому перепрочтению, то можно увидеть, что экзистенциальные, эсхатологические и сугубо теологические проблемы, темы и мотивы были свойственны ему на протяжении всего творчества. Л. Леонов писал роман-предупреждение, будучи уверенным, что еще более страшная, чем, может быть, окончательная Катастрофа уже вплотную придвинулась к человечеству.

Он писал Пирамиду, и его тревогу воспринимал как личное откровение, переданное ему через цепочку поколений. И, наконец, что, может быть, самое главное, и у Булгакова, и у Л. Леонова весь видимый подразумеваемый мир опасно накренен в сторону всеобщей приближающейся беды. Роман Л. Леонова и М Булгакова мы можем воспринять как заклятье от беды, но Л. Леонов уже не питает никаких иллюзий относительно будущего.

Все дело в том, что человечество давным-давно, а в наше время окончательно преступило меру. Такое впечатление, что уже подъяты трубы Страшного Суда. По Л. Леонову, следующему за Енохом, отзвуки мятежа докатываются и до нашего времени - грозно, апокалипсически оживают в наши дни. Как бы ни относиться к этому сюжету, он живет в романе и предвещает вплотную приблизившиеся сроки. Во времена Еноха все же были еще сроки - и земные, и небесные.

Во времена Пирамиды Ангел уже отлетел от Земли. Сроки кончились. На часах Человечества - половина девятого вечера. Противостояние добра и зла всегда вызывало интерес у людей. Эту проблему пытались осмыслить многие философы, деятели церкви, поэты и прозаики. Особый интерес данная проблема вызывала у человечества в переломные эпохи, когда происходила ломка старых устоев, законов и порядков, а также в годы кровавых войн, которые часто ассоциировались в сознании людей с картинами армагедона, нарисованными в Откровении святого Иоанна Богослова.

Не стал исключением и ХХ век, породивший немало сложных и драматических явлений в духовных исканиях общества. Список литературы Источники 1.Библия - Международное Библейское общество, 1990. 2.История всемирной литературы. В 9-ти т Т.1 Под ред. И.С.Брагинского, Н.И. Балашова, П.А.Гринцер М. Наука,1983 583с. 3.Мифы народов мира Энциклопедия в 2 т М Просвещение, 1987. -593с. 4.Философский энциклопедический словарь Под ред. И. С. Аверинцева, Э.А.Араб - Оглы, Л.Ф.Ильичева и др 2-е изд М. Сов.энциклопедия, 1989 815с. 5.Энциклопедия философской науки. В 3 т М. Просвещение,1999. 6.Булгаков М. Адам и Ева. М.Булгаков Кабала святош.

Роман, пьесы, либретто М Просвещение , 1991. -161с 7.Булгаков М.А. Избранная проза. М.Булгаков - Фрунзе, 1988 763с. 8.Булгаков М. Мастер и Маргарита. Булгаков М. Избранная проза Фрунзе, 1988 359с. 9. Леонов Л.М.Пирамида Роман в 2 томах Л.И.Леонов - М. Голос, 1994. 10.Бердяев Н.А. Творчество и объективация.

Н.А.Бердяев - Минск, 2000 283с. 11.Бунин Н.А Великий дурман Н.А.Бунин М 1997 113.с 12.Ильин И.А. Историческая судьба и будущее России. Т. 1. И.А.Ильин - М 1992 246с. 13.Воронина В.С. Система неопределенностей в романе Пирамида В.С.Воронина -М 1998 - 132с. 14.Грознова Н.А. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы Н.А.Грознова - Л 1980 - 152с 15Лесскис Г. Последний роман Булгакова Булгаков М. А. Собр. Соч. в 5-и т. Т. 5. Мастер и Маргарита Письма М 1990 -616с. 16.Книга для чтения по истории философии.

В2 т. Т.1 -М. Просвещение,1992. 17.Ковалев В.А.В ответе за будущее Леонид Леонов. Исследования и материалы. В.А.Ковалев - М 1989 152с. 18.Ренан Э.Жизнь Иисуса Э Ренан - М 1990- 261с. 19.Русская литература XX века Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х ч Ч.1 Под ред. Ф.Ф. Кузнецова. М Просвещение, 1991 351с. 20.Франк С.М. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии.

C.М.Франк - Париж, 1949 125с. 21.Булгакова,Е.С. Михаил Булгаков. Переписка по поводу пьесы Последние дни. Вопросы литературы 1965- 3-С.51. 22.Галинская И. Ключи Даны! Шифры Михаила Булгакова Булгаков М. Мастер и Маргарита М 1989 - С. 287 23.Овчаренко О.Роман Леонида Леонова Пирамида и мировая литература О.Овчаренко - М. Бином-195с. 24.Паустовский К. Наедине с осенью. К.Паустовский - М. Просвещение, 1967 150с. 25.Вахитова Т.М.Поэтика Л.Леонова и художественная картина мира ХХ века Русская литература - 2001- 4 - С.236 26.Бэлза И.Ф. Партитуры Михаила Булгакова Вопросы литературы 1991 8- С.5 27.Зеркалов А. Лежащий во зле мир Знание - сила - 1991- 5 - С.34- 40 28.Лакшин В. Роман М. Булгакова Мастер и Маргарита Новый мир 1968 6. С. 299. 29.Лобанов М. Бремя Пирамиды Молодая гвардия 1994- 9- С.248 30.Любомудров А.М. Суд над творцом Пирамида Л.Леонова в свете христианства Русская литература- 1999- 4- С.68 31.Макарова Г. Откуда взялась банда Воланда Молодая гвардия - 1995 - 7 - С.225 32.Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия.

Б.В.Соколов - М. Просвещение, 1997 393с. 33.Станкевича О.В.Мотив чуда в романе Пирамида О.В.Станкевич- М,2002- 151с. 34.Федоров В.С. По мудрым заветам предков религиозно - философский феномен романа Л.Леонова Пирамида - Русская литература - 2004 - 4 - С.46 35.Филатова А.И. Ангел Дымков Русская литература -2000- 4-С34 36.Чеботарева 1974 Чеботарева,В.Л. К истории создания Белой гвардии. Русская литература- 1974- 4 - С.148-152. 37.Чудакова,М. К творческой биографии М.Булгакова 1916-1923 по материалам архива писателя. Вопросы литературы - 1973- 7- 226с. 38.Шошин В.А. Михаил Булгаков в контексте XX в. Русская литература 2001- 4- С.288 39.Куликова О.В. Особенности художественного осмысления философско - религиозной проблематики в современной прозе на материале русской и адыгских литератур. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук Майкоп, 1997 154с.

– Конец работы –

Используемые теги: Религиозные, Идеи, Романа, Мастер, Маргарита, Булгакова, Романа, Леонова, Пирамида, Сходство, Отличие, философско, христианских, постулатов0.161

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образ Маргариты в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Меня интересовало, как автор выстраивает образ (портрет, речевая характеристика) , как эпизодический герой движет сюжет, помогая прочесть основные… Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, поэтому в нем прочитываются… Образ Маргариты не простой, Поэтому, с моей точки зрения, именно слово Маргариты помогает открывать нам героиню,…

Временная трансспектива внутренней жизни мастера (психопоэтика романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита")
Художники и поэты опять должны стать жрецами и пророками, но уже в другом, еще более важном и возвышенном смысле: не только религиозная идея будет… Поэтому человек – не соработник Бога, но творец в подлинном смысле этого… Мастер утверждает, что роман, написанный им, он не создал сам, он просто все верно угадал.Угаданная мастером…

Библейские мотивы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
На протяжении всего своего жизненного пути он не раз задавался вопросами бытия, смысла жизни, борьбы добра со злом, не раз переосмысливал Ветхий и… А в 1937 году появляется и само название «Мастер и Маргарита». Этот… Для этого писатель и использует сложную структуру построения произведения. «Мастер и Маргарита» как справедливо…

Предметный и цветовой мир в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" и его символическое значение
VI. Литература Введение. «Мастер и Маргарита» - роман, который притягивает к себе, берет в плен миллионы читателей со всего мира, не отпускает потом… Цель моей работы – проанализировать предметный и цветовой мир и его… I. История создания. Последний роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован и вслед за…

Фантастика и реальность в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Булгакова нельзя назвать писателем-фантастом, как, например, братьев Стругацких. Но повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца», безусловно, будут… Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы… Последнее однозначно определить невозможно.Очень хорошо это подметил американский литературовед М. Крепс в своей книге…

Реальность и фантастика в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Но это не единственный писатель, который, по мнению критиков, повлиял на творчество Михаила Афанасьевича. В отечественной литературе его предшественниками, помимо Гоголя, считаются… А идейное содержание, по моему мнению, настолько глобально, что его трудно выразить словами.Каждый поймет роман…

Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Вершиной жизненного и литературного пути Михаила Афанасьевича и вместе с тем духовным завещанием стал роман «Мастер и Маргарита», создававшийся с… Здесь после долгих поисков была наконец определенна высота писательского… На основе булгаковского романа создаются пьесы, кинофильмы и даже балеты, мюзиклы и симфонии. «Мастеру и Маргарите»…

Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Вершиной жизненного и литературного пути Михаила Афанасьевича и вместе с тем духовным завещанием стал роман «Мастер и Маргарита», создававшийся с… Здесь после долгих поисков была наконец определенна высота писательского… На основе булгаковского романа создаются пьесы, кинофильмы и даже балеты, мюзиклы и симфонии. «Мастеру и Маргарите»…

Как соотносятся в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" милосердие, справедливость и всепрощение?
На последних я и хочу остановиться.Обратимся к толковому словарю, чтобы узнать точноезначение этих понятий.Всепрощение это полное прощение всего,… Понтий Пилат раскаивается в этой казни, у него появляется чувство вины.И он… Но может возникнуть вопрос так ли она безупречна иправильна его справедливость? Ведь он наказывает жестоко Понтия…

Миф в основе романа (на примерах произведений «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гете и «Мастер и Маргарита» М.Булгакова)
Мифы это созданные народной фантазией рассказы о богах и героях. Мифология возникает на низкой ступени общественного развития и служит для… Нам и в голову не приходит вопрос о том, так ли это на самом деле. Подобные… Одиночки и могли быть разрушителями мифологического сознания, они могли быть, скажем, теми художниками, которые…

0.03
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам