рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Романтизм как направление в литературе

Работа сделанна в 2004 году

Романтизм как направление в литературе - раздел Литература, - 2004 год - Романтизм Романтизм Как Направление В Литературе. Романтизм – Это Прежде Всего Особое М...

Романтизм как направление в литературе. Романтизм – это прежде всего особое миропонимание, основанное на убеждении о превосходстве «духа» над «материей». Творческим началом, по мнению романтиков, обладает все подлинно духовное, которое они отождествляли с истинно человеческим.

И, напротив, все материальное, по их мысли, выдвигаясь на пер¬вый план, уродует подлинную природу человека, не позволяет про¬явиться его сущности, оно в условиях буржуазной действительности разобщает людей, становится источником вражды между ними, приводит к трагическим ситуациям. Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего созна¬ния над окружающим его миром корысти, несовместим с ним, цель жизни он видит не в том, чтобы сделать карьеру, не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества - гуман¬ности, свободе, братству.

Отрицательные романтические персона¬жи, в противоположность положительным, находятся в гармонии с обществом, их отрицательность и заключается прежде всего в том, что они живут по законам окружающей их буржуазной среды. Следовательно (и это очень важно), романтизм - не только устремленность к идеалу и поэтизация всего духовно прекрасного, это в то же время обличение безобразного в его конкретной социально-исторической форме.

Причем критика бездуховности задана романтическому искусству изначально, вытекает из самой сути романтического отношения к общественной жизни. Конечно, не у всех писателей и не во всех жанрах она проявляется с должной широтой и интенсивностью. Но критический пафос налицо не толь¬ко в драмах Лермонтова или в «светских повестях» В. Одоевского, он ощутим также в элегиях Жуковского, раскрывающих скорби и печали духовно богатой личности в условиях крепост¬нической России.

Романтическое миропонимание в силу своей дуалистичности (разомкнутость «духа» и «матери») обусловливает изображение жизни в резких контрастах. Наличие контрастности одна из характерных черт романтического типа творчества и, следовательно, стиля. Духовное и материальное в творчестве романтиков резко противопоставлены друг другу. Положительный романтический герой обычно рисуется как существо одинокое, кроме того, обреченное на страдание в современном ему обществе (Гяур, Корсар у Байрона, Чернец у Козлова, Войнаровский у Рылеева, Мцыри у Лермонтова и другие). В изображении безобразного романтики достигают часто такой бытовой конкретности, что трудно отличить их творчество от реалистического.

На основе романтического миропонимания возможно создание не только отдельных образов, но и целых произведений, реалистических по типу творчества. Романтизм беспощаден к тем, кто, борясь за собственное возвышение, помышляя об обогащении или томясь жаждой наслаж¬дений, преступает во имя этого всеобщие нравственные законы, попирает общечеловеческие ценности (гуманность, свободолюбие и другие). В романтической литературе немало образов героев, зараженных индивидуализмом (Манфред, Лара у Байрона, Печорин, Демон у Лермонтова и другие), но они выглядят как существа глубоко трагические, страдающие от одиночества, жаждущие слияния с миром простых людей.

Раскрывая трагизм человека - индивидуалиста, романтизм показал сущность подлинной героики, проявляющей себя в беззаветном служении идеалам человечества.

Личность в романтической эстетике ценна не сама по се¬бе. Ее ценность возрастает по мере возрастания той пользы, кото¬рую она приносит народу. Утверждение в романтизме человека состо¬ит прежде всего в освобождении его от индивидуализма, от пагубных воздействий частнособственнической психоло¬гии. В центре романтического искусства находится человеческая личность, ее духовный мир, ее идеалы, тревоги и печали в условиях буржуазного строя жизни, жажда свободы, независимости.

Ро¬мантический герой страдает от отчуждения, от невозможности из¬менить свое положение. Поэтому популярными жанрами роман¬тической литературы, наиболее полно отражающими сущность романтического миропонимания, являются трагедии, драматиче¬ская, лиро-эпическая и лирическая поэмы, новелла, элегия. Ро¬мантизм раскрыл несовместимость всего подлинно человеческого с частнособственническим принципом жизни, и в этом его боль¬шое историческое значение. Он ввел в литературу человека-борца, который, несмотря на свою обреченность, действует свободно, ибо осознает, что для достижения цели необходима борьба.

Для романтиков характерна широта, масштабность художественного мышления. Для воплощения идей общечеловеческого зна¬чения они используют христианские легенды, библейские сказания, античную мифологию, народные предания. Поэты романтического направления прибе¬гают к фантастике, к символике и другим условным приемам художественной изобразительности, что дает им возможность показывать действительность в таком широком развороте, какой был совершенно немыслим в реалистическом искусстве.

Вряд ли, на¬пример, можно передать все содержание «Демона» Лермонтова, придерживаясь принципа реалистической типизации. Поэт обнимает своим взором все мироздание, набрасывает космические пей¬зажи, в воспроизведении которых реалистическая конкретность, привычная в условиях земной реальности, была бы неуместна: На воздушном океане Без руля и без ветрил Тихо плавают в тумане Хоры стройные светил.

Характеру поэмы более соответствовала в данном случае не точность, а, напротив, неопределенность рисунка, в большей мере пе¬редающего не представления человека о мироздании, а его чувства. Точно так же «заземление», конкретизация образа Демона привели бы к известному снижению понимания его как существа титанического, наделенного сверхчеловеческой мощью. Интерес к условным приемам художественной изобразительности объясняется тем, что романтики часто ставят на разрешение философские, мировоззренческие вопросы, хотя, как уже отмечалось, они не чуждаются и изображения будничного, прозаически-повседневного, всего того, что несовместимо с духовным, челове¬ческим.

В романтической литературе (в драматической поэме) конфликт строится обычно на столкновении не характеров, а идей, целых мировоззренческих концепций («Манфред», «Каин» Байро¬на, «Освобожденный Прометей» Шелли), что, естественно, выво¬дило искусство за пределы реалистической конкретности.

Интеллектуальность романтического героя, его склонность к рефлексии во многом объясняется тем, что он действует в иных условиях, чем персонажи просветительского романа или «мещанской» драмы XVIII столетия. Последние действовали в замкнутой сфере бытовых отношений, тема любви занимала в их жизни одно из центральных мест. Романтики вывели искусство на широкие просторы истории. Они увидели, что судьбы людей, характер их сознания определяет не столько социальная среда, сколько эпоха в целом, происходящие в ней политические, социаль¬ные, духовные процессы, влияющие самым решительным образом на будущность всего человечества.

Тем самым рушилась идея са¬моценности личности, ее зависимости от самой себя, своей воли, выявлялась ее обусловленность сложным миром социально-исто¬рических обстоятельств. Романтизм как определенное миропонимание и тип творчества не следует смешивать с романтикой, т.е. мечтой о прекрас¬ной цели, с устремленностью к идеалу и страстным желанием ви¬деть его осуществленным.

Романтика в зависимости от взглядов человека может быть как революционной, зовущей вперед, так и консервативной, поэтизирующей прошлое. Она может вырастать на реалистической основе и носить утопический характер. Исходя из положения об изменчивости истории и человеческих понятий, романти¬ки выступают против подражания античности, отстаивают принципы самобытного искусства, основанного на правдивом воспроизведе¬нии своей национальной жизни, ее быта, нравов, поверий и т. д. Русские романтики защищают идею «местного колорита», которая предполагает изображение жизни в национально- историческом, своеобразии.

Это было началом проникновения в искусство национально-исторической конкретности, что в конечном результате привело к победе реалистического метода в русской литературе. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Романтизм

Моя работа посвящена анализу особого направления в литературе - романтизму. Писатель-романтик неудовлетворен будничной, серой жизнью, окружающей каждого… Надо только верить и бороться за свою мечту. Писателя-романтика могут привлекать далекие, экзотические страны и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Романтизм как направление в литературе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Истоки романтизма
Истоки романтизма. Формирование европейского романтизма обычно относят к концу XVIII -первой четверти XIX века. Отсюда ведут его родословную. В таком подходе есть своя правомерность. В это в

Возникновение романтизма в России
Возникновение романтизма в России. В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности.

Романтические традиции в творчестве писателей
Романтические традиции в творчестве писателей. В своей работе я остановлюсь на анализе романтических произведений писателей А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и А. С. Грина. 1) Поэма «Цыганы» как рома

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги