ПЕСНИ ВЕСЕННИХ ПРАЗДНИКОВ

ПЕСНИ ВЕСЕННИХ ПРАЗДНИКОВ. Благослови, Боже, Пречистая Мати, Весну нам гукати. Гу! Подай, Боже, ключи Летичка отмыкати, Зимычку замыкати.

Гу! В лете я в карете, Зимычка – в возочку. Гу! В лете я в челночку, Зима – в полозочку. Гу! С этой веснянки начиналось «гуканье», зазывание весны. В тексте олицетворяются времена года, и в то же время ясно ощущается христианское мировоззрение: девушки просят Бога и Божью Матерь помочь приходу весны и лета. 13. Приди к нам, весна, Со радостью! Со великою к нам Со милостью Со рожью зернистою, Со пшеничкой золотистою, С овсом кучерявыим, С ячменем усатыим, Со просом, со гречею, С калиной-малиною, С черной смородиною, С грушами, со яблочками, Со всякой садовинкой, С цветами лазоревыми, С травушкой-муравушкой! В веснянке перечисляются все основные зерновые растения, ягоды, фрукты, цветы и травы, от которых зависело благополучие и довольство крестьянина.

Обратите внимание на прием анафоры (единоначатия) – все строчки начинаются с союза «с», «со». Используются постоянные эпитеты: цветы лазоревые, овес кучерявый, тавтологические сочетания: травушка-муравушка, калина-малина.

Инверсия, перестановка слов: на первое место ставится существительное, на второе – прилагательное: рожь зернистая, пшеничка золотистая. 14. Жавороночки, перепелочки, Птички-ласточки, прилетите к нам! Весну ясную, весну красную Принесите нам! На жердочке, на бороздочке, И с сохой, и с бороной, И с кобылой вороной. С пряльцем, с донцем, С кривым веретенцем! Зима нам надоела, Хлеб и сено поела, Ручки-ножки познобила, Скотинушку поморила. Обращение к птицам, с просьбой избавить от голодной зимы и принести долгожданную весну, характерны для веснянок.

Обычно такие песни сопровождались подбрасыванием вверх испеченных из теста птиц. В этом тексте перечисляются все предметы, связанные с весенними полевыми работами. 15. Пойдем, девочки, в луг гулять, Зелены венки завивать. Завьем венки на грянки, На всю нелелю святую. Гу-у! На гряной неделе, на прямой березе Русалки сидели, на девок глядели. Гу-у! А кто наши венки разовьет, Тому ручечки в крюк согнет.

Гу-у! Троицко-семицкая песня, исполнялась как призыв перед выходом в березовую рощу. Обряд входил в цикл «русалий» – особых магических ритуалов. Русалки – мифологические персонажи, связанные с водой, которая так нужна была для хорошего урожая. В тексте сохранился характерный для песен этого цикла протяжный припев «Гу-у!», из-за которого исполнение таких песен называлось «гуканием». В нашем варианте содержится мотив угрозы-заклятия против того, кто вздумает развить ритуальные венки: у того пусть «ручечки в крюк согнет». «Завивание» венков имело магический смысл, и было направлено на достижения изобилия. 16. Не радуйтесь, дубы, Не радуйтесь, зеленые! Не к вам девушки идут, Не к вам красные, Не вам пироги несут, Лепешки, яичницы.

Ио, ио, Семик да Троица! Радуйтесь, березы, Радуйтесь, зеленые! К вам девушки идут, К вам красные, К вам пироги несут, Лепешки, яичницы. Ио, ио, Семик да Троица! Песня точно показывает атрибуты троицко-семицкого обряда: именно в березовых рощах устраивались обрядовые игрища, девушки несли с собой блюда, о которых говорится в песне, и поедали их во время праздничного угощения.

Здесь иной ритуальный припев- возглас: «Ио, ио, Семик да Троица». В песне используются характерные фольклорные приемы: синтаксический параллелизм – не радуйтесь дубы – радуйтесь березы, не к вам идут – к вам идут. Постоянные эпитеты – береза зеленая, девушки красные. 17. Уж вы, кумушки-голубушки, Вы кумитеся, вы водитеся, Вы будете кумиться, Возьмите меня с собой.

Вы будете цветочки рвать, Сорвите и мне, Вы будете веночки вить, Совейте и мне, Вы будете на головки класть, Положите и мне! В песне упоминается о семицко-троицком обряде кумления. В предложении используются повторяющиеся синтаксические конструкции. 1.4.