Своеобразие поэтики С. Есенина

Оглавление Введение… 2 - 3 Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина 4- 1.1 Красота и богатство лирики Есенина 4- 1. Особенности художественного стиля 4 – 2. Особенности метафоры в поэзии Есенина 7 - 1.3 Поэтическая лексика 8- 4. Поэтическая техника С. Есенина 10-5. Луна в поэзии Есенина 11-2.1 Ведущие темы поэзии 15-1. Тема деревни 15-1.2 Тема родины в лирике Есенина 17-3. Тема любви 19 Часть 2. Предшественники и последователи 20-1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина 2. Есенин и древнерусская литература 2.3. Параллели с Гоголем 2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века 4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова 2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций Заключение Введение В 1914 году в журнале “Мирок” за подписью “Аристон” было впервые напечатано стихотворение Есенина “Берёза”. Вслед за “Берёзой” появляются в печати “удивительно сердечные” и “размашистые” стихи Сергея Есенина.

Мог ли тогда, в 1914 году, кто-либо предположить, что в лице неизвестного автора, скрывавшегося под псевдонимом Аристон, в русскую поэзию ХХ века пришёл человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы.

Милые берёзовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих И не в силах скрыть тоски.

Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”. Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано[ ]. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина. Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.

Вряд ли можно о Есенине, как о Пушкине, сказать “Это - наше всё”. Но в то же время нет в России такого человека, который не знает хотя бы немного строк из стихов Есенина. Чем же он своеобразен, оригинален? В 11 классе, изучая литературу ХХ века, я познакомилась с творчеством многих поэтов-современников Есенина, поэтов, живущих и творивших после него. Тогда-то мы и задумались, где истоки творчества всенародно любимого поэта, есть ли у него последователи.

Итак, тема работы: Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство. Цель работы: Выявить своеобразие поэтики С. Есенина. Задачи: • Выявить особенности художественного стиля и поэтической техники. • Рассмотреть основные темы творчества поэта. • Определить роль традиций древнерусской литературы и фольклора в творчестве С. Есенина. • Изучить гоголевские традиции в творчестве С. Есенина. • Обобщить, какие есенинские традиции наследуются в поэзии 2-й половины XX века (на примере творчества Н. Рубцова и Н. Тряпкина). Для решения поставленных задач использовались следующие методы: • аналитический; • сопоставительный; • сравнительный Гипотеза: если С. Есенин черпал истоки своего творчества из древнерусской литературы, фольклора и литературы ХIХ века, то его открытия послужили основой поэзии поэтов ХХ века. Работая над исследованием «Поэзия С. Есенина.

Традиции и новаторство», мы обратились к литературоведческим материалам В. Ф. Ходасевича, П. Ф. Юшина, В. И. Эрлиха, В. И. Гусева.

Основополагающей в нашей работе стала книга В. Ф. Ходасевича “Некрополь”. В этой книге собраны воспоминания о некоторых писателях недавнего прошлого, в том числе и о С. Есенине. Книга была составлена в годы эмиграции В. Ф. Ходасевича. Издание также посвящено творчеству Белого, Брюсова, Гумилёва и Блока, Гершензона и Сологуба. Книга была составлена в Брюсселе еще в 1939 году, но в своём полном виде эта книга впервые была издана в 90-е годы. Ф. Ходасевич в этой книге как будто приоткрывает тайный занавес творчества Есенина, исследуя его творчество с помощью личных биографий и переписок с современниками.

Отсюда, простота, понятность этого издания. Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина. 1.1

Красота и богатство лирики Есенина

Я пошел с тоски на луг. С. …. Нередко нас поражает способность Есенина переживать очарование прекрас... Есть у него стихотворение, которое можно образно назвать лесковским. Э...

Особенности метафоры в поэзии Есенина

metaphora - перенос) – это переносное значение слова, когда одно явлен... Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туман... Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материа... Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хруптом мысленно кусая огурц...

Поэтическая лексика

Поэтическая лексика. Е. С. Он далёк от неё и рисует картину родного края, забытого и заброшенного... Используются также фольклорные конструкции поэтического образа. Стихотворение “Хороша была Танюша…” может служить примером умелого обр...

Поэтическая техника С. Есенина

Поэтическая техника С. Поэтому обычный размер лучших его лирических стихотворений редко превы... И на колу под осиной Шкуру трепал ветерок. Две последние строки не только поясняют первые, имеющееся в них метони... Строфа у поэта обычно четырёхстрочная, в которой каждая строка синтакс...

Луна в поэзии Есенина

Затем идут: золотой, белый, рыжий, серебряный, лимонный, янтарный, алы... Мне враждебны рабыни Смертно – влажной луны… Есенинская луна всегда в ... Сложная метафоричность, которой не избегает Есенин, не может быть отне... Основные из них:  Есенин часто употребляет слова с уменьши... Образы эти опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягненок — о...

Ведущие темы поэзии

Бог – отец. Крестьянин забит, нищ, гол. 2.1.1. Каждое его стихотворение, написанное на любую тему, всегда необыкновен... “Это всё, что зовём мы родиной…” 2.1.2 .

Тема родины в лирике Есенина

Есенин был вдохновенным певцом России. В бурные революционные времена поэт говорит уже о “воспрянувшей Руси”,... Я очень люблю Родину! В стихотворении “Русь уходящая” Есенин уже опред... Поэт не только удивляется, но и хочет вобрать в сердце эту новь. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.

Тема любви

. Тема любви. Есенинская любовная лирика очень эмоциональна, экспрессивна, мелодична... Стихотворения, вошедшие в этот цикл, во многом противоречат тем строка... Об этом свидетельствует уже первое стихотворение этого цикла – “Улегла...

Предшественники и последователи

Предшественники и последователи . «Традиция - это всегда диалог, не исключающий полемику, продолжение начатого предшественником разговора о жизни, возвращение к поставленным им проблемам и попытка их решения уже на новом уровне, с иных общественно-исторических и эстетических позиций. Этот диалог включает в себя отношение к миру и человеку, а не только образно-стилевую манеру предшественника» утверждает К. Шилова. [ ] 2.1.

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина

Души они не чаяли в малыше, обхаживали его и приобщали к своим духовны... «…Я рос рассказывал Есенин в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая... Есенин был связан с русской природой, с деревней, с народом. Он называ... Поэтому, естественно, что народное искусство повлияло на творчество Ес... е.

Есенин и древнерусская литература

В таких произведениях, как “Песнь о Великом походе”, “По–осеннему кыче... Чтобы сказать о России новое слово, нужно не просто любить её, но быть... «Знаешь, почему я поэт? – спрашивал он Вольфа Эрлиха, –…У меня – родин... По многочисленным свидетельствам современников, поэт не раз обращался ... Скрытые параллели пронизывают, пожалуй, всё творческое наследие Есенин...

Традиции Есенина в поэзии ХХ века

Темы, мысли и идеи, поднятые в лирике Есенина, нашли своё отражение и ... 2.4.1. Рубцов, который унаследовал основы творчества С. Ещё один исток творчества С. Таким поэтом стал Н.

Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова

Представление о литературе начала 60–х годов лучше всего дают воспомин... Рубцова – стихотворение “Звезда полей” (1964): Звезда полей во мгле за... Однако, образ – символ “звезда полей” несёт в стихотворении также и со... Недаром Н. Справедливо В.

Заключение.

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими Пригоршнями сокровищ его души. А. Н. Толстой. Слова А. Н. Толстого о Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта ХХ века. И сам Есенин признавался, что хотел бы “всю душу выплеснуть в слова”. “Половодье чувств”, затопившее его поэзию не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания. Есенин – это Россия.

Его стихи – это разговоры о Руси, её прошлом, настоящем и будущем. И, конечно же, время определило значение есенинской поэзии, народной по своей сути. В её центре – великие противоречия нашей эпохи, и прежде всего – национальная трагедия русского народа, раскол между народом и властью, властью и личностью, её сиротство и трагическая судьба. Эти черты в характере русского народа, в русской душе и вошли в характер лирического героя С. Есенина. Есенин - пример для таких поэтов, как Н. Рубцов.

К счастью для нас и особенно для будущего русской культуры, наши поэты ХХ века смогли сохранить и донести до нас и до грядущих поколений живую музу русской поэзии. Да, у каждого из них она своя, но есть в ней то, что роднит всех и о чём хорошо сказал А. Передреев в стихотворении “Памяти поэта”: Тебе твой дар простором этим дан, И ты служил земле его и небу, И никому в угоду иль потребу Не бил в пустой и бедный барабан. Ты помнил тех, далёких, но живых, Ты победил косноязычье мира, И в наши дни ты поднял лиру их, Хоть тяжела классическая лира! Таким образом, целью работы являлось выявление своеобразия поэтики С. Есенина.

Для этого решались следующие задачи:  выявление особенностей художественного стиля и поэтической техники С. Есенина. Как результат: для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе. Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры.  Рассмотрение основных тем творчества.

В результате исследования были сделан вывод, что основными темами творчества Есенина являлись тема деревни, родины и любви.  Определение роли традиций древнерусской литературы и фольклора. Было определено, что поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь, а также следует сказать о мощном воздействии на Есенина древнерусской литературы и иконописи.  Изучение гоголевских традиций в творчестве С. Есенина.

Прямые параллели с Гоголем мы обнаруживаем в поэмах Есенина «Страна негодяев», «Анна Снегина», «Чёрный человек», в статье «Железный Миргород», многочисленных лирических стихотворениях. Скрытые параллели пронизывают, пожалуй, всё творческое наследие Есенина.  Обобщение есенинских традиций, наследуемых в поэзии 2-й половины ХХ века. Николай Тряпкин – самый крупный в наше время продолжатель традиции молодого Есенина. Народно – песенная традиция Есенина живёт во многих стихотворениях Н. Тряпкина.

Рубцов, вслед за Есениным, идёт от ощущения, что в мире господствует гармония, которую следует проявить… Она, прежде всего – в природе, согласно с природой, а не вопреки природе – вот незаявленный, но незыблемый девиз Есенина и Рубцова. Практическая направленность видится в возможности использования на уроках литературы. Приложение № 1. Фотоматериалы С. Есенина. С.А. Есенин. 1913 год. С.А. Есенин. Фотография с заграничного паспорта. 1922 год. Н.И. Колоколов, С.А. Есенин, И.Г. Филипченко. 1914 год. С.А. Есенин. 1922 год. Сергей Есенин с Н. А. Клюевым.

Осень 1916 г. С.А. Есенин. 1924 год. Сергей Есенин и Айседора Дункан С.А. Есенин с Айсидорой Дункан и ее приемной дочерью Ирмой. 1922 год. Библиография 1. Есенин С.А. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1, 3. М 1977. 2. Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 8 т. Т.1, 7. М 1984. 3. Рубцов Н.: Время, наследие, судьба: Литературно – художественный альманах. 1994. 4.Агеносов В Анкудинов К. Современные русские поэты М.: Мегатрон, 1997. – 88с 5. Гусев В. И. Неочевидное6 Есенин и советская поэзия. М 1986. С.575 6. Жизнь Есенина: рассказывают современники.

М 1988. 7. Лазарев В. Долгая память // Поэзия российских деревень, М 1982, с. 6, /140/. 8. Литература в школе. Научно – методический журнал. М 1996. 9. Прокушев Ю. Л.: Жизнь и творчество Сергея Есенина. М.: Дет. Лит 1984 32с 10. Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – 2-е издание СПб. 2004 496с. 11. В.Ф. Ходасевич.

Некрополь: Воспоминания М.: Советский писатель, 1991 192с. 12. Эрлих В.И. Право на песнь // С.А.Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. Т.2. М 1986 13. П.Ф. Юшин. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов. М 1966 317с.