Творческий путь писателя и драматурга

Творческий путь писателя и драматурга. Булгаков Михаил Афанасьевич 3 15 мая 1891-10 март 1940 , писатель, драматург.

Родился в Киеве в многодетной семье профессора Киевской духовной академии.

Детство и юность Булгакова прошли в Киеве - духовной колыбели писателя, изначально определившей тему и атмосферу многих его произведений.

В творчество Булгакова Киев войдет как Город роман Белая гвардия и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины, России очерк Киев-город , 1923 . Решающее влияние на формирование будущего писателя оказали дружная обстановка большой интеллигентной семьи, душой которой была мать, Варвара Михайловна, учительница по профессии город на Днепре, где все дышало русской стариной учеба в Первой киевской гимназии 1901-1909 , из которой вышли многие знаменитые люди впоследствии она займет свое место в одном из центральных эпизодов романа Белая гвардия и пьесы Дни Турбиных медицинский факультет Киевского университета 1909-1916 , по окончании которого Булгаков получил звание лекаря с отличием Автобиография , 1924 культурная среда университетская и офицерская, окружавшая его 30, с. 274-277 . Все это воспитало в Булгакове человека, который смолоду превыше всего ценил честь, достоинство и независимость личности.

Киевские годы заложили основы мировосприятия Булгакова.

Здесь зародилась его мечта о писательстве. По словам его сестры Н. А. Земской, в 1913 он читал ей свой рассказ Огненный змей, что свидетельствовало о приобщении к литературным занятиям. Ко времени первой мировой войны, когда внезапно и грозно наступила история Киев-город , Булгаков уже сформировался как личность.

После окончания университета, летом 1916, он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губ где стал врачом сначала сельской больницы с. Никольское, затем с сент. 1917 - Вяземской городской больницы.

Эти наполненные напряженным ежедневным трудом годы послужили материалом для восьми рассказов Булгакова, составивших цикл Записки юного врача 1925-1927 . Работу над ними он начал там же, в Смоленской губ регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными 334 с. 191 . Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918. В условиях калейдоскопической смены властей в столице Украины 1918-1919 остаться в стороне от схватки было невозможно.

Сам Булгаков в одной из анкет напишет об этом так В 1919, проживая в Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город. О ключевом значении для его творчества этих крайне нестабильных и исключительно тревожных полутора лет пребывания в Киеве свидетельствуют роман Белая гвардия, пьеса Дни Турбиных, рассказ Необыкновенные приключения доктора 1922 2, с. 101-108 . После взятия Киева генералом Деникиным авг. 1919 Булгаков был мобилизован в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом.

Здесь появилась первая его публикация - газетная статья под примечательным заглавием Грядущие перспективы Грозный . 1919. 47. Нояб Написана она с позиции неприятия великой социальной революции иронические кавычки Булгакова, ввергнувшей народ в пучину бедствий, и предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Крушение монархии во многом означало для Булгакова крушение самой России, родины - как истока всего светлого и дорогого в его жизни.

В тревожные годы социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор - расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1910-21, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил 5 пьес три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, с голодухи, были впоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной - Сыновья Муллы. Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с левыми критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина, Чехова и др 5, с. 299 . Булгаков не сразу осознал всю трагедию потери милой его сердцу дореволюционной России.

В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, он готов был покинуть родину и уехать за границу, как это делали тысячи русских людей, не принявших большевизм.

Но вместо этого осенью 1921 он неожиданно появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Начальные годы в Москве были очень трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. Чтобы выжить, он брался за любую работу от секретаря ЛИТО Главполитпросвета до конферансье в маленьком театре на окраине. Литературное дарование и исключительное упорство в достижении цели помогли ему довольно быстро освоиться в столице, стать хроникером и фельетонистом ряда известных газет Гудка , Рупора , Рабочего , Голоса работника просвещения , Накануне, издававшейся в Берлине.

В литературном приложении к последней были опубликованы Записки на манжетах 1922-1923 , а также его рассказы Похождения Чичикова , Красная корона , Чаша жизни все - 1922 . Среди множества ранних произведений, написанных журналистом поневоле, выделяется своим художественным мастерством рассказ Ханский огонь Красный журнал для всех . 1924. 2 . Это был период становления Булгакова как писателя, который проходил уже в зрелом возрасте при немалом жизненном опыте.

В его творчестве той поры менее всего ощутимо влияние различных течений современной литературы от А. Белого до Б. Пильняка, воздействие которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшие вместе с Булгаковым. Ему глубоко чужды были и популярные тогда концепции левого искусства, формальные творческие эксперименты. Культурные корни Булгакова уходят в XIX в. Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин.

Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с раннего сатирического рассказа Похождения Чичикова и кончая инсценировкой Мертвых душ 1930 и киносценарием Ревизор 1934 . Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем. Наследуемый им творческий опыт русской литературы не ограничивается названными именами и включает в себя, как установлено современными исследованиями, традиции Пушкина, Достоевского, Чехова и др. Многое соединяет писателя с западноевропейской литературной традицией, в частности с произведениями Мольера, Гофмана, Гёте и т. д. И все же великие русские сатирики оказали на него, пожалуй, наибольшее влияние, особенно в начале творческого пути 23, с. 299 . Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 20-х, говоря его словами бесчисленные уродства нашего быта. Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки.

Тревожные симптомы этого недуга воспроизведены им в сатирических повестях Дьяволиада 1924 и Роковые яйца 1925 . Подобно тому как в медицине результат лечения изначально зависит от верного диагноза, так и социальные болезни, с точки зрения Булгакова, лечатся с помощью их точного описания и анализа.

В Дьяволиаде естественное желание делопроизводителя Короткова устранить несправедливость, допущенную по отношению к нему со стороны начальства, оборачивается для него настоящим бюрократическим кошмаром.

В Роковых яйцах открытый проф. Персиковым луч жизни, сулящий республике немалые блага, в результате нетерпеливого и неумелого вмешательства властей ведет к ужасной по своим последствиям катастрофе почти всероссийского масштаба. В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести Булгакова Собачье сердце. Небывалый медицинский эксперимент проф. Преображенского превращение дворняги Шарика в некое подобие человека путем пересадки гипофиза, взятого у пролетария Клима Чугункина неожиданно дает очень опасный и ускользающий из-под контроля результат.

С появлением на свет Шарикова, быстро адаптировавшегося к условиям революционной разрухи, возникает реальная угроза существованию не только самого профессора, но и человеческой культуры как таковой. Насильно насаждаемому кодексу пролетарского поведения и морали, на словах возвышающего, а на деле принижающего человека, автор повести противопоставляет духовные и нравственные ценности гонимого старомодного прошлого. В названных повестях отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика.

Нелепости послереволюционного бытия, находящиеся за гранью здравого смысла, естественно побуждают его переводить повествование в фантастический план, не отрываясь, однако, ни на шаг от реальности 12, с. 25 . Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман Белая гвардия 1925 . Главная отличительная черта романа, на которую обратили внимание современники, заключалась в том, что события революции в нем максимально очеловечены.

Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение, вызвать жалость и симпатию к нему. При этом игнорировалось своеобразие таланта и позиции автора. Критика предпочитала ругать и поучать художника, вместо того чтобы подниматься до высоты его объективности, которая не устраивала ни одну из воюющих сторон. Дом Турбиных для Булгакова - это воплощение в миниатюре той России, которая ему дорога.

И хотя революционная стихия грозит этому дому разрушением, семейные узы в романе оказываются все же прочнее классовых 3, с. 9 . Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу Дни Турбиных 1926 , которая до известной степени является самостоятельным произведением. У нее своя примечательная судьба, предопределенная знаменитой мхатовской постановкой премьера состоялась 5 окт. 1926 . Именно она принесла Булгакову широкую известность.

Дни Турбиных пользовались небывалым успехом у зрителя, но отнюдь не у критики, которая развернула разгромную кампанию против апологетичного по отношению к белому движению спектакля, а следовательно, и против антисоветски настроенного автора пьесы. И все же абсолютный сценический успех, а также многократные посещения Дней Турбиных И. Сталиным, проявившим странный и непонятный для театральных чиновников интерес к контрреволюционному спектаклю, помогли ему выжить и пройти на мхатовской сцене с перерывом в несколько лет почти тысячу раз при неизменном аншлаге.

Дни Турбиных означали рождение Булгакова-драматурга, познавшего вместе с громкой славой и горечь несправедливых обвинений, коллективной критической обструкции. Отныне его жизнь была отравлена атмосферой глухого непонимания, гонений, вражды и подозрительности. Это не могло не сказаться на судьбе его произведений, в т. ч. и театральных. Первое движение холодного ветра репрессий Булгаков почувствовал в мае 1926, когда во время обыска его московской квартиры у него изъяли рукопись повести Собачье сердце и дневник.

В дальнейшем его произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики и со сцены театров. Турбины были единственной пьесой Булгакова со столь удачной, хотя и не простой сценической историей 4, с. 69-77 . На рубеже 20-30-х Булгаков оказался в наихудшем положении пьесы его были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала.

В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти Письмо правительству , 1930 , прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. К тому времени Булгаков уже окончательно убедился в невозвратности той России, с которой связывал свои мечты и надежды. Его стремление стать бесстрастно над красными и белыми Письмо правительству в условиях тоталитарного режима оказалось неоправданной иллюзией.

За упомянутым письмом правительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову 18 апр. 1930 , который несколько ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В 30-е едва ли не главной в творчестве Булгакова становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох мольеровской пьеса Мольер, биографическая повесть Жизнь господина де Мольера , 1933 , пушкинской пьеса Последние дни, современной роман Мастер и Маргарита. К какой бы эпохе ни обращался писатель, отсвет трагического конфликта между деспотическим строем и художественным талантом неизбежно падал на его личную жизненную судьбу.

Дело осложнялось еще и тем, что даже доброжелательно настроенные к Булгакову деятели культуры напр К. С. Станиславский проявляли порой удивительное непонимание писателя, навязывая ему неприемлемые для него художественные решения.

Со всей остротой это обнаружилось во время репетиционной подготовки Мольера, из-за чего Булгаков вынужден был в 1936 порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом. Многолетние и в целом плодотворные отношения Булгакова с МХАТом имели множество разных оттенков от упоения совместной работой до глубокого разочарования 7, с. 43-54 . К концу 30-х, в годы заката своей писательской славы, Булгаков закончил роман, прочитав который в рукописи А. Ахматова сказала об авторе Он гений. Роман Мастер и Маргарита принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на 3 десятилетия первая публикация в сокращенном виде Москва . 1966. 11 1967. 1 . Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также ценнейший художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.

Задуманный с самого начала как роман о дьяволе под таким названием он упоминается в переписке Булгакова с близкими ему людьми , Мастер и Маргарита лишь постепенно обрел своих истинных героев, обозначенных в его заглавии.

Новые герои органично вошли в ранее сложившуюся фабулу, где уже действовал Воланд и его свита. Тема дьяволиады, начатая Булгаковым в 20-е, нашла свое завершение в московских сценах романа. Истекшие годы еще резче выявили в облике людей печальные последствия духовной и культурной самоизоляции, нового общества, революционной нетерпимости, отбрасывания целых пластов всемирной истории ради ложно понятых ценностей.

Похождения Воланда и его свиты в Москве позволили писателю оттенить все несовершенство земного мира, начиная с отнюдь не безобидного отрицания существования Бога и дьявола Берлиоз, Иван Бездомный и кончая такими известными общественными и человеческими пороками, как взяточничество Босой, стяжательство буфетчик варьете, воровство под маской респектабельности Арчибальд Арчибальдович, приспособленчество и зависть литераторы, нравственная нечистоплотность Лиходеев, Семплеяров, пустое место вместо руководителя Прохор Петрович и т. д. Московские эпизоды романа - это пиршество сатиры Булгакова, но сатиры и в этом ее особенность веселой, не злобной, не исключающей и возможности преодоления порока.

Автор не знает пощады лишь там, где обнаруживаются трусость, предательство, донос критики, Алоизий Могарыч, барон Майгель 17, с. 146-163 . Основополагающей для нравственно-философской концепции романа является мысль о вечном равновесии добра и зла, света и тени в их постоянном и неизбежном сопутствии друг другу - залог гармонии бытия.

Утверждению этой идеи служат и библейские главы романа, где ощутимо влияние книг Э. Ренана, Ф. Фаррара, Д. Штрауса, Г. Буассье и др. В центре этих глав - своеобразный поединок между прокуратором Иудеи Понтием Пилатом и безумным философом Иешуа Га-Ноцри. Обращение Булгакова к библейским мотивам для выяснения сложнейших нравственных проблем наводит исследователей на мысль об использовании им опыта автора Братьев Карамазовых, опыта создания Достоевским Легенды о великом инквизиторе. Тем более что имя Достоевского упоминается в романе вопреки официальному отношению в те годы к этому писателю, тоже оказавшемуся неугодным революционной эпохе.

Библейские мотивы у Булгакова так или иначе сопряжены с глубоким драматизмом его собственной судьбы. Это не значит, что автор отождествляет себя с Иешуа, такая параллель наблюдается скорее между Иешуа и Мастером.

Образ последнего и связанная с ним тема одинокого, ненужного и не понятого миром творца имеет несомненное автобиографическое происхождение. Покой, обретенный ценою ухода из земной жизни не единственный дар и утешение Мастеру. Высшей наградой для него является любовь его верной подруги Маргариты, имя которой подчеркнуто совпадает с героиней Гете. Однако, в отличие от гетевского Фауста, сделку с дьяволом в булгаковском романе совершает сама Маргарита, как бы заранее предуготовленная к этой миссии ведьмины черты в ее облике и поведении. Не в пример Мастеру, она хотя и по-своему, но активно сопротивляется миру низменных стремлений и страстей, не теряя при этом любви и милосердия.

Наличие в романе героев, наиболее близких Булгакову Иешуа, Мастер, Маргарита, все же не закрепляет за кем-либо из них исключительного права на выражение авторской точки зрения. В целом она может быть адекватно воспринята и осмыслена лишь с учетом всего многообразия персонажей романа.

Злу реальному, часто торжествующему Булгаков противопоставляет не какого-либо идеального героя, а традиционные христианские ценности творческий дар, любовь, сострадание, нравственный стоицизм. Эти ценности всеобщи и непреходящи, о чем свидетельствует опыт почти двух тысячелетий человеческой истории, отраженный в романе 24, с. 199-205 . Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно работать, создавая либретто опер Черное море 1937, композитор С. Потоцкий , Минин и Пожарский 1937, композитор Б. В. Асафьев , Дружба 1937-38, композитор В. П. Соловьев-Седой осталась незавершенной , Рашель 1939, композитор И. О. Дунаевский и др это говорило скорее о неистощимости его творческий силы, а не об истинной радости творчества.

Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом посредством пьесы Батум о молодом Сталине 1939 , созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей 12, с. 17 . 1.2.