Система художественных образов сборника Н. Гумилева "Романтические цветы"

Система художественных образов сборника Н.Гумилева «Романтические цветы» 2007г ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Литературные направления 1. Романтизм 2. Символизм 3. Акмеизм Глава 2. Художественные образы в стихотворениях Н. Гумилева из сборника «Романтические цветы» 1. Героический тип, обобщенный образ героя 2.2. Он и Она 2.3. Образы животных 4. Образ смерти 5. Люцифер (Дьявол) 6. Море 7. Краски 8. Детали Выводы Список используемой литературы Введение Н. Гумилев вместе с С. Городецким стал основателем акмеизма, основные положения которого были изложены им в статье «Наследие символизма и акмеизм», изданной в 1913 г. и ставшей манифестом нового литературного направления.

Акмеизм (или адамизм, как его еще называли основатели этого течения), возник в начале 1910-х гг. и генетически был связан с символизмом.

Наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты, сыгравшие заметную роль в символизме М.Кузмин, И.Анненский, А.Блок. Можно сказать, что акмеисты наследовали достижения символизма. Незадолго до возникновения акмеизма, в 1908 г появился сборник стихотворений Н.Гумилева «Романтические цветы» с посвящением А. Горенко (А. Ахматовой, первой жене поэта). Этот сборник представлял собой послание А. Ахматовой для того, чтобы завоевать ее любовь. Само название сборника («Романтические цветы») возвращает читателя к романтической поэзии начала XIX в. с ее особенностями и эстетикой.

Так кто же Н. Гумилев 1908 г.: романтик? символист? Актуальность этой темы и состоит в том, чтобы разрешить эту дилемму. С помощью анализа художественных образов сборника «Романтические цветы» мы и попытаемся ответить на этот вопрос. Итак, целью нашей работы является выявление своеобразия художественных образов сборника Н. Гумилева «Романтические цветы». Логичным следствием этого явились поставленные нами задачи: 1. изучить литературу по поэтике романтизма и символизма; 2. изучить поэтическую концепцию Н. Гумилева (акмеизм); 3. проанализировать художественные образы сборника Н. Гумилева в связи с поэтическими концепциями романтизма, символизма и акмеизма.

Глава 1

Литературные направления

В центре романтического искусства находится человеческая личность, ее ... аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературно... Повышенная склонность к культурным ассоциациям, она вступила в перекли... Общее, что объединяло акмеистов, – поиски выхода из кризиса символизма... Лирический герой же очень ярко противопоставлен императору: «бедный бр...

Он и Она

Лирический герой понимает безуспешность свой попытки развеять грусть в... В стихотворении «Заклинание» Он - «юный маг», она - «царица беззаконий... В своей душе он возносил ее. Называл «Призраком Счастья, Белая Невеста», но она не хотела подпускат... 2.4.

Образ смерти

Она «среди кровавого тумана» «к небесам прорезывала путь» т.е. В стихотворении «Баллада» лирический герой называет Люцифера своим дру... Люцифер не имеет зловещей окраски, он умный, добрый, верный, является ... 2.6. И когда лирический герой смотрит на взор девы он «заметил в нем тот же...

Выводы 1. а) Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма.

Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. В романтизме автор создает свой мир, цветной, красивый, пронизанный солнцем и запахом моря, населенный сильными, благородными, красивыми людьми. В этом мире торжествует справедливость, и судьба человека - в его собственных руках. Писателя-романтика могут привлекать далекие, экзотические страны и народы, со своими обычаями, образом жизни, понятия¬ми чести и долга.

Романтики любят горы и море - ведь они возвышенны, величественны, непокорны, и под стать им должны быть люди. б) Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon — знак, символ) — художественное направление, появившееся во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. XIX в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном). Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий.

Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология. в) Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России. Акмеистов в отличие от символистов интересует реальный, а не потусторонний мир. Для него характерно мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. Герой акмеистов – путешественник, человек сильной воли. Их интересует географическая и историческая экзотика. 2. Море, Люцифер и смерть – это романтические образы, но они наполнены другим содержанием. а) Море в поэтике Н.Гумилева не бушующая, свободная стихия, как у романтиков, а «спокойное», «немое», «равнодушное» ко всему живому пространство.

Море – безжалостная природная стихия, которая губит все живое: моряков на корабле, для которых оно стало «голубой гробницей»; моряка, плывущего в пучине, которого погубили «волны-стены»; птицу, которую заманила зеленая сеть и которая не имеет сил вернуться на землю, а немой океан равнодушно наблюдает за происходящем. б) Люцифер не имеет зловещей окраски, он умный, добрый, верный, является другом человека, робкий и мечтательный.

В романтизме Люцифер тоже положительно относится к человеку. Человек даже может раскрыть ему душу. в) У символистов: смерть страшит человека, спасает от болезненного состояния мира, рок давит на человека, но герой Гумилева не боится ее. Он воспринимает ее как неизбежность, как закономерный акт бытия.

Он призывает любую, он все равно будет драться с ней. Также он говорит, что у каждого есть право выбирать свою смерть. 3. В стихотворениях Н.Гумилева отсутствует обыденная реальность (особенность акмеизма), зато присутствует реальность экзотическая, характерная для романтизма. В своем художественном воображении поэт свободно перемещается в пространстве и времени: Африка, океанские просторы, античный мир, время великих географических открытий – всё является объектом его внимания.

Из «тростников медлительного Нила» поэт попадает на «берега таинственного озера Чад», затем на судне отправляется к Каиру, а оттуда взбирается на Римский холм. 4. В своих произведениях Н.Гумилев создает обобщенный образ героя, который отличается ясностью, конкретностью позиций. Это уверенный в себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум, мужественно идущий к намеченной цели, что не характерно для романтизма. 5. В стихотворениях цикла «Романтические цветы» можно увидеть драму любовных отношений поэта. Он - влюбленный, готовый пожертвовать всем ради своей любимой; она - независимая, гордая, холодная, принимающая снисходительно его любовь.

Лирический герой называет героиню: «царица беззаконий», «призрак счастья», «белая невеста», «нежный образ девы». Это тоже не характерно для Романтизма, т.к. у героя сборника «Романтические цветы» нет разлада с действительностью, он восхищен реальной женщиной и вспоминает реальные места действия. 6. Красочность мира, его экзотичность, яркость – характерная черта художественного мира Н.Гумилева и акмеизма в целом.

В своих стихотворениях он в основном употребляет такие цвета, как: красный и все его оттенки, зеленый, белый и голубой. Красный – цвет любви, крови, огня; цвет, развивающий качество бойца, укрепляющий решительность и выносливость.

У Н.Гумилева - это одновременно и цвет смерти, и цвет зарождающейся новой жизни: «среди кровавого тумана», «кораллы нежных губок», «с окровавленным мечем», «на арене кровавой», «золотисто-огненное солнце». Голубой – цвет надежды, мечты, постоянства, разума, вселенной, космоса: «лилию добуду голубую», «голубые моря», «небес молодое лицо». Зеленый – символ рождения, юности, надежды, мира, покоя, спасения: «зеленая сеть океана», «изумрудно блистающих тел». Белый – цвет чистоты, покоя: «белые крылья», «снежной белизной», «белей восточных лилий», но в то же время цвет смерти: «два белых, белых гроба», «бледный ужас». 7. Для художественного мира Гумилева характерно внимание к деталям, конкретность изображений, которые помогают лучше представить образ.

Детали, которые он использует в обобщенном образ героя, помогают создать образ воинственного, могущественного, гордого, мужественного, решительного, дерзкого, уверенного, но и нежного героя: « в панцире железном», «с профилем орлиным», «любопытно-вдумчивая нежность в устах», «призрак какой-то неведомой силы». Внимательно рассмотрев детали, в образе она, можно увидеть, что героиня, грустная, властная, грациозная, отчужденная, величественная: «браслеты вытянутых рук», «атласистая кожа», «грустный взгляд». Таким образом, уже в раннем сборнике перед нами предстает поэт со своей собственной эстетикой, отличающейся и от романтизма, и от символизма. 4. Список литературы 1. Баевский В.С. История русской поэзии. – Смоленск: Русич, 1994. – 303с ил. 2. Баскер М. Ранний Гумилев: путь к акмеизму СПб: РХГИ, 2000. – 160с. 3. Бронгулев В.В. Последние странствия земного.

Документальная повесть о жизни и творчестве Н.Гумилева. – М.: Мысль, 1995. – 351с ил. 4. Гумилев Н. Избранное. – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989. – 709с ил. 5. Давидсон А.Б. Николай Гумилев. Поэт, путешественник, воин. – Смоленск: Русич, 2001. – 416с. 6. Давидсон А. Муза странствий Н.Гумилева. – Смоленск: Издательская фирма «Восточная литература», 1992. – 319с ил.