Творчество и свобода по Булгакову

Творчество и свобода по Булгакову.

В начале своей работы я писала, что в творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущность человека, его способности и мастерство, а также что творчество есть самореализация, объективация свободы. Это очень важный момент, без которого невозможно говорить о творческом начале в героях романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Из художественных средств и приёмов, с помощью которых М. Булгаков раскрывает своих персонажей читателю, выделяются образы-символы, внутренние монологи, диалоги, антитеза.

Писатель, сопоставляя Мастера в московских главах с Иешуа Га-Ноцри в ершалаимских главах, считает, что человек творческий это прежде всего тот, кто ко верит в высшую справедливость и проповедует её. Высшая цель художника – помочь людям поверить в их существование, помочь найти Истину, а, следовательно, и Свободу, даже ценой жизни. Иванушка Бездомный, поэт, как и Левий Матвей, бывший сборщик податей, герой евангельских глав романа - люди, которые живут в неведении, оставаясь рабами обстоятельств, не зависящих от них, но в их жизни происходят встречи, которые помогают им найти путь к Истине.

М. А. Булгаков показал эволюцию Ивана Бездомного, душа которого оказалась способна под влиянием общения с Мастером измениться и прозреть. Можно с уверенностью сказать, что замечательный советский писатель послереволюционного периода Михаил Афанасьевич Булгаков, продолжая лучшие традиции русской классической литературы, своей жизнью и творчеством доказал, что даже в самых неимоверно сложных условиях можно оставаться свободным человеком и истинное творчество немыслимо без внутренней свободы.

Эту мысль он последовательно воплощал в своих произведениях, вершиной которых стал итоговый роман писателя «Мастер и Маргарита».