рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Творческий путь Гумилева

Работа сделанна в 2008 году

Творческий путь Гумилева - Курсовая Работа, раздел Литература, - 2008 год - Творческое Начало В Героях Романа М. А. Булгакова «Мастер И Маргарита» Курсов...

Творческое начало в героях романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Курсовая работа по литературе студентки 1 группы 3 курса заочного отделения факультета русской словесности О. Л. Макаровой научный руководитель Л. А. Посадская Саратов, 2008 Содержание Введение. 1.Философская трактовка понятия «Творчество». 2. Жизнь и творчество М.А. Булгакова. 3.Художественное воплощение творческого начала в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 3.1 Художественное воплощение творческого начала в образе Мастера. 3.2 Художественное воплощение творческого начала в образе Ивана Бездомного. 3.3 Творчество и свобода по Булгакову. 20 Заключение. 22 Список использованной литературы 23 Введение. Загадка творческой деятельности человека, то качество, которое выделяет человека из животного мира и приближает к Богу (неслучайны синонимы Бог - Творец) всегда волновала человечество, это - одна из вечных тем в бесконечном философском диалоге различных эпох и культурных традиций.

Проблема понимания загадки творческого начала в человеке является не столько теоретическим, сколько глубоко жизненным вопросом, который затрагивает основы движения цивилизации, развития человеческого общества.

В самом известном романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» одним из центральных является образ писателя, Мастера. Имя его вынесено в заглавие романа, что указывает на особую значимость этого героя и его судьбы для понимания авторского замысла.

Целью моей работы является раскрытие художественного воплощения творческого начала в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В ходе работы предполагается решить следующие задачи: -определить философскую трактовку понятия «творчество»; -соотнести проблему проявления творческого начала человека с биографией писателей; -определить, как и с помощью каких приёмов, художественных средств раскрываются проблемы проявления творческого начала в героях романа.

Материалы данной работы могут использоваться в практике преподавания русской литературы в школе, во внеклассной работе. 1.Философская трактовка понятия «Творчество». Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность и потребность творить. В настоящее время различными аспектами проблемы творчества занимаются психология, педагогика, социология, кибернетика и другие науки. Формируется и специальный раздел науки — теория творчества (эврилогия, креатология). На долю философии выпадает интеграция знаний о творчестве, методологическое обеспечение коллективной работы в различных областях культуры. «В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство» . «Творчество есть самореализация, объективация свободы». Проблема творчества, подобно другим философским проблемам, первоначально обсуждалась в русле мифологических и религиозных традиций.

Творчество понималось как неотъемлемое свойство Бога, как создание из ничего (creatio ex nihilo). С этим органически связаны представления о непознаваемости творчества, что довольно откровенно выразил Н. Бердяев: «Непостижимо, что есть творчество» . Бросается в глаза несоответствие подобных представлений данным науки и практики. Правильнее будет постараться увидеть в представлениях об «абсолютном» (божественном) творчестве гиперболизированное стремление, иногда наперекор обстоятельствам, творческой личности к оригинальности и совершенству исполнения замысла и достижению максимально возможных результатов при минимуме средств.

Мифологические и религиозно-идеалистические интерпретации творчества правомерно охарактеризовать как мистификацию творчества.

Для Булгакова творчество - неотъемлемая часть его мифологической картины мира. Противоположные взгляды и действия, направленные на объективное познание природы творчества и эффективное использование творческих способностей людей в интересах общества, представляют собой демистификацию творчества.

Объективные предпосылки творчества заключены уже в универсальных свойствах материи, ее несотворимости и неуничтожимости, ее самодвижении и саморазвитии. Человек сознательно использует эти свойства материи. Но было бы неверно растворять сущность творчества в общих свойствах материи. В истории познания имели место попытки расширительного толкования творчества, когда оно связывалось со всей природой, по сути, провозглашалось атрибутом материи.

Подобный подход, присущ как идеалистам (Платон, А. Бергсон и др.), так и материалистам (например, К.А. Тимирязеву). При такой широкой трактовке термина «творчество» наука о творчестве была бы неосуществимой, так как охватывала бы все сущее. Творчество присуще не всей материи, а только человеку и обществу. Исходя из социальной специфики этого процесса и необходимости соотнесения его с более общими понятиями, творчество можно определить как особую форму взаимодействия субъекта и объекта, ведущую одновременно к развитию того и другого, и как форму сознательно направленного прогрессивного развития. Творчество сугубо социальное явление.

Творчество обязательно результируется в преобразовании внешнего мира и самого человека. Творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства их сочетаний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов.

Вместе с тем такое противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устрани тормозящие факторы, освободить место для нового и т.д. Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается так помощью пары категорий «продуктивное — репродуктивное». Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т. е. производящую новое, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное (существующее). Конечно, их различие относительно, поскольку не существует как деятельности, решительно во всем оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Трактовка творческой деятельности как продуктивной выводит на такие ее характерные признаки, как полезность (ценность) и новизна (оригинальность). Следует уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности.

Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия.

Новизна (оригинальность) — отличительный признак творчества, но она не является самоцелью, и ее абсолютизация в отрыве от «полезности», общечеловеческой значимости может привести к вычурным и спорным нововведениям. Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущность человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы.

Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональному, а является ее естественным и необходимым дополнением. Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший «трагическое несоответствие между творческим горением, творческим огнем, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законнической реализации творчества» , т. е. происходит потухание творческого огня в социальном учреждении. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восходящей и нисходящей линий в творческом прозрении. «Творчество носит напряженно-личный характер, вместе с тем оно есть забвение личности Творчество всегда есть самоопределение, выход пределов своего замкнутого бытия» . Принимая эти оригинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: «Творчество есть тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося». Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, «включая» д потенции и «озарения», материализует их в своих действиях по изменению действительное! Положительная творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком объективна по содержанию (опирается на конструктивные процессы объективного мира). Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельства то антипод творчества - догматизм - ориентирован на сохранение стабильности и в конечно ведет к деградации. (В определенных условиях стабильность, «здравый» консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм - на размышления и действия по неизменным, готовым рецептам.

Идея несовместимости творчества с рациональным познанием получила широкое распространение.

Платон считал творчество божественной способностью, родственной безумию.

Кант называл творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной, Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере бессознательного.

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосредственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного. В феноменологии Гуссерля интуиция есть «сущностное видение» (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

Кроме философов, к проблеме творчества, творческой личности и ее существования в обществе посвятили свои произведения многие русские писатели и поэты XIX - начала XX века, среди которых я бы выделила А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова, М. Цветаеву, А. Ахматову, Б. Пастернака. 2.

Жизнь и творчество М.А. Булгакова

Уже в этом поступке проявляется независимость будущего писателя, его п... Так, уже в 1922 году появляется рассказ «Необыкновенные приключения до... Мандельштам, Н. М. Нелегко человеку, горящему творческим огнем, огнем высшей истины, жить...

Художественное воплощение творческого начала в образе Мастера

В этот момент жизни герой имеет сходные черты с героем «ершалаимских» ... «И тогда моя жизнь кончилась » говорит Мастер. Так, во время первой встречи Мастера и Иванушки Бездомного поэт сначал... Слова его полны эгоизма и беспамятства. Это было последнее испытание для Мастера, проверка. Но, увы, « Мастер ...

Художественное воплощение творческого начала в образе Ивана Бездомного

Иван Бездомный, спустя несколько лет после посещения Москвы Воландом, ... Вулис, объединяя в одном предложении Берлиоза и Ивана Бездомного: «Бер... Он уже не будет писать стихи, которые характеризует как «чудовищные» М... Общение с Мастером, с которым поэт знакомится в клинике, круто изменил... После трагической гибели Берлиоза и общения с Сатаной попадает в клини...

Творчество и свобода по Булгакову

Творчество и свобода по Булгакову. В начале своей работы я писала, что... Это очень важный момент, без которого невозможно говорить о творческом... Булгаков раскрывает своих персонажей читателю, выделяются образы-симво... А. Можно с уверенностью сказать, что замечательный советский писатель пос...

Заключение

Заключение. Подводя итог, хотелось бы сказать, что Булгаков использует разнообразные художественные средства для раскрытия образов.

Писатель успешно употребляют антитезу (Мастер-Бездомный, Мастер-Массолит). Удачно используются сравнения (Иешуа-Мастер), приёмы, раскрывающие психологию: диалоги, монологи. В «Мастере и Маргарите» диалоги, монологи (в евангельских главах - и сновидения) несут большую драматическую нагрузку, психологическую напряжённость и силу воздействия. Завершая анализ произведения с точки зрения художественного раскрытия в образах романа проблемы творческого начала, можно с уверенностью сказать, что М. А. Булгаков, продолжая лучшие традиции русской классической литературы, поднимая самые злободневные вопросы современности, доказал неразрывность творческого начала с присутствием у человека внутренней свободы, ущербность, скудость жизни без самореализации, рассматривая наличие этого начала как гаранта существования человеческой цивилизации вообще.

Поскольку невозможно рассматривать творчество писателя вне его культуры, также как и в отрыве его от общества, в котором он живет, и для которого он творит, было бы интересным провести анализ философских взглядов, концепций, нашедших отражение в этом романе, в особенности идей философа Н. А. Бердяева.

Список использованной литературы

Список использованной литературы I. 1. Булгаков М.А. Романы. К.: Молодь, 1989. 670 с. 2. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Собрание сочинений в двух томах. М.: Правда, 1988. т. 1 719 с. 3. Пушкин А.С. Избранное. К.: Радянський письменник, 1974. 237 с. II. 1. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с. 2. Краткая литературная энциклопедия.

М.: Советская энциклопедия, 1971. 1040 с. 3. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. 750 с. 4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. М.: Политиздат, 1991. 5. Философия. /Под общ. ред. Ю.А. Харина. Мн 1993. 264 с. 6. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. 837 с. III. 1. Виноградов И. Духовные искания русской классики М.: Советский писатель, 1987 380 с. 2. Вулис А. З. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» М.: Художественная литература, 1991 - 224с. 3. Галинская И. Л. Загадки известных книг М.: Наука, 1986 - 128 с. 4. Королёв А. Между Христом и Сатаной //Театральная жизнь 1991 №13 С.28-31. 5. Новиков В.В. Михаил Булгаков - художник М.: Моск. рабочий, 1996 357 с. 6. Сахаров В. М. Булгаков: уроки судьбы // Наш современник 1991 №11. –с. 64-76. 7. Соколов Б. «Мастер и Маргарита»: проблема бытия и сознания или разума и судьбы? // Лепта 1997 №36 -С.205-215. 8. Соколов Б. Энциклопедия Булгаковская. -М.: Локид-Миф, 1997. -584с. 9. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова.

М 1988. 10. Яновская Л. Треугольник Воланда.

К истории романа «Мастер и Маргарита» К.: Либщь, 1992. -188 с.

– Конец работы –

Используемые теги: творческий, путь, Гумилева0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Творческий путь Гумилева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Жизненный и творческий путь Фридерика Шопена
Трудно сказать, что заставило его покинуть Францию, но в Польше он нашел новую родину и принимал горячее участие в ее судьбе. Николай Шопен вместе с… Человек широкого умственного кругозора и образования, он занялся… По сохранившимся свидетельствам, мать композитора была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала…

Творческий путь Л.Парфенова
В 1983 году окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.А. Жданова.Публиковался в периодической… В интервью признавалось право рок-музыки на существование наряду с другими… Фильм был приобретен телекомпаниями девяти стран мира (на эти деньги Парфенов купил квартиру). С 1988 года работал на…

Жизнь и творческий путь Д.Д.Бурлюка
Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897г. В 1898 г. поступил в Казанское художественное учи лище, в 1899 г. перев лсяв Одесское художественное… В 1904 г.принял участие в художественной выставке в Херсоне, где познакомился… В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и вая ния.В 1909-1910 гг. Бурлюк выступил в роли…

Образное воплощение творческого поиска Н.Гумилева
Родился Гумилв в семье корабельного врача в Кронштадте. Учился в гимназии Царского села. Затем ненадолго 1900-1903 уезжал новое назначение отца в … Все определило рано проснувшееся, волнующее призвание поэта. Ещ в 1902-м… В первую мировую войну ушел добровольцем на фронт, где не счел нужным оберегать себя, и участвовал в самых трудных…

Творческий путь А.Т.Твардовского
Большое влияние в детстве на формирование будущего поэта оказало его приобщение к труду, и прежде всего учеба в отцовской кузнице, которая для всей… Это была Капитанская дочка Пушкина.Много позднее он писал Я помню формат… Я был охвачен ею и засиделся у окна избы дотемна Самой дорогой, самой заветной своей книгой Твардовский называет томик…

Жизненный и творческий путь Фредерика Шопена
Трудно сказать, что заставило его покинуть Францию, но в Польше он нашел новую родину и принимал горячее участие в ее судьбе. Николай Шопен вместе с… Человек широкого умственного кругозора и образования, он занялся… Своей матери Фридерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным…

Творческий путь В.В. Вересаева
Мать Вересаева, Елизавета Павловна, воспитала восьмерых детей в строго православном духе, организовала у себя в доме первый в Туле детский сад.… Проводя лето в крохотном имении родителей Владычня, В. Вересаев пахал, косил,… И каких лет! Современник М. Салтыкова-Щедрина и В. Гаршииа, В. Короленко и Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он…

Жизненный и творческий путь Фридерика Шопена
Трудно сказать, что заставило его покинуть Францию, но в Польше он нашел новую родину и принимал горячее участие в ее судьбе. Николай Шопен вместе с… Человек широкого умственного кругозора и образования, он занялся… По сохранившимся свидетельствам, мать композитора была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала…

Творческий путь Л.Парфенова
В 1983 году окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.А. Жданова.Публиковался в периодической… В интервью признавалось право рок-музыки на существование наряду с другими… Фильм был приобретен телекомпаниями девяти стран мира (на эти деньги Парфенов купил квартиру). С 1988 года работал на…

Жизненный и творческий путь А.И.Хачатуряна
Музыка лучших его произведений полна жизненной энергии, яркого темперамента, оптимизма, красочности. В ней широко использован родной композитору… Сильные музыкальные впечатления он испытал уже в раннем детстве, жадно… Однако к серьезным занятиям музыкой Хачатурян приступил поздно. До 17-летнего возраста он даже не знал нотной грамоты.…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу… Читались историк Карамзин, писатели и поэты Державин, Лажечников, Загостин,… О Достоевском-пансионате рассказывал его соученик В.М.Каченовский: «…Это был серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый,…
  • Жизненный и творческий путь Сергея Александровича Есенина Мне захотелось подробнее узнать о его творчестве и о жизни, о том как он писал стихи, какие трудности переживал в своей жизни. Современники считали Сергея Александровича достойным приемником пушкинской… Биография Родился Есенин 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина…
  • Дмитрий Дмитриевич Шостакович - творческий путь Он сразу же обратил на себя внимание педагогов и товарищей своим ненасытным стремлением к знаниям и фантастической трудоспособностью.В консерватории… По какому-то непонятному закону противоречия худенький мальчик за роялем… Мать стала первым педагогом мальчика. Затем он продолжил занятия в частной музыкальной школе. В тринадцать лет…
  • Жизненный и творческий путь Фридерика Шопена Трудно сказать, что заставило его покинуть Францию, но в Польше он нашел новую родину и принимал горячее участие в ее судьбе. Николай Шопен вместе с… Человек широкого умственного кругозора и образования, он занялся… По сохранившимся свидетельствам, мать композитора была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала…
  • Дмитрий Дмитриевич Шостакович - творческий путь Он сразу же обратил на себя внимание педагогов и товарищей своим ненасытным стремлением к знаниям и фантастической трудоспособностью. В… По какому-то непонятному закону противоречия худенький мальчик за роялем… Семья была высокообразованна и музыкальна: отец хорошо пел и играл на гитаре, мать окончила консерваторию как…