рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Парадокс в творчестве Ивлина Во. Романы

Парадокс в творчестве Ивлина Во. Романы - раздел Литература, Тема двойничества в романе Ивлина Во Парадокс В Творчестве Ивлина Во. Романы. Х Годов. Романы Ивлина Во, По...

Парадокс в творчестве Ивлина Во. Романы. х годов.

Романы Ивлина Во, по словам самого писателя одно открытое послание читателям, при ближайшем рассмотрении обнаруживают для нас те горячие точки, которые и позволяют интерпретировать объективный смысл произведений писателя или представить собственную модификацию этого смысла. Структурная сложность произведений Ивлина Во позволяет нам в качестве организующего принципа всего контекста его произведений выдвинуть принцип парадокса. Парадокс - существенный элемент художественного мышления Во. Роль парадокса эстетически значима для автора, ибо парадокс является своеобразной интеллектуальной провокацией, помогая двигаться от канонического к новому, от обыденного к небывалому.

Парадоксальная диалектичность составляет основу всех конфликтов в художественном мире романов Во. Важен и тот факт, что в английской литературе парадокс является неотъемлемой чертой национальной традиции, а с точки зрения Г К. Честертона, и нормой национального поведения. Парадокс служит средством раскрытия объективных противоречий антропологического универсума в произведениях Шекспира, Свифта, Смоллетта, Филдинга, Диккенса, Теккерея и других английских художников.

На рубеже 19-20 вв. парадокс становится основополагающим принципом структуры литературного произведения. Это произошло в творчестве парадоксальнейших из парадоксальнейших умов А.Г. Образцова данной эпохи, ирландцев Б. Шоу, О. Уайльда, англичанина Г К. Честертона, которые использовали парадокс на сюжетно-композиционном уровне, раскрывают парадоксальность характеров персонажей, культивируют игру ума, wit. Вездесущий и всемогущий парадокс, составляющий отличительную особенность социокультурного контекста, рубежа веков, в произведениях данных авторов демаскирует мнимую осмысленность явлений, традиционно одобряемых обществом.

Этот парадокс полон презрения к здравомыслию, возводящему порядок вещей в высший принцип, приспосабливающего человека к вещам, а не вещи - к человеку Д.П. Шестаков. Став принципом существования художественной формы, парадокс в творчестве Шоу, Уайльда и Честертона также становится и основным принципом онтологического существования данных художников.

Ивлин Во, вступая в литературу в конце 20-х годов 20 века, продолжил в своем творчестве традиции, заложенные его литературными предшественниками. Художественный универсум писателя отличен присутствием парадокса, который является не только способом существования mode of existence структуры его произведений, но и сущностью человеческого бытия Ивлина Во. Необходимо отметить, что в художественной реальности Ивлина Во парадокс обусловлен не только национальной традицией, связанной с этим особым даром англичан, по словам Честертона, но и с мироощущением эпохи Modern Age, сотканной из трагических и комических парадоксов.

В исторической перспективе 20-30-х годов прошлого столетия парадоксальность становится общепринятой нормой мировосприятия.

Примечателен также тот факт, что в литературоведении наблюдается попытка осмыслить парадокс как литературный феномен. В Англии параллельно с творчеством Во зарождается и набирает силу литературоведческое течение, которое возглавили А. Ричардс, Ф.Р. Ливис, К. Брукс, Т С. Элиот и которое получило название Новой Критики New Criticism. Представители этого течения занимаются изучением парадокса в различных его формах, как литературного явления.

Контекстуальная целостность, отражающая авторскую концепцию бытия в определенный период времени, характерна пяти романам Во Упадок и разрушение 1928 , Мерзкая плоть 1930 , Черная напасть 1932 , Пригоршня праха 1934 , Сенсация 1938 . Для художественной системы романов Ивлина Во, созданных в первые 10 лет его литературной деятельности 1928-1938 , характерно такое единство мировоззренческой основы, а также общая направленность художественных исканий писателя. А.А. Елистратова и Ш.ОФаолэйн считали, что романы 20-30-х гг. сильнее, нежели книги, написанные в послевоенные годы, his early and, I think, best books Исследования, рассматривающие различные перспективы в художественном мире Ивлина Во в русском, советском и зарубежном литературоведении, дают возможность представить конфигурацию современной критики по творчеству И. Во. Традиционный биографический подход в работах J. Hastings, M. Stannard, C.Sykes, A.Waugh и прежде всего дневники самого писателя The Diaries , A little learning.

An autobiography, помогают постигнуть оригинальную глубину И. Во, составить психологический портрет, реконструировать творческий процесс автора.

Сатирический аспект в творчестве Во рассмотрен наиболее полно в работах С. Гринблэтта, Мак Доннел Жаклина, Дж. Каренса, Дж. Кука, Д. Николса, Д. Прайса, Ц.Хубеновой, Г.А. Анджапаридзе, В.В. Ивашевой, Э.А.Ивановой- анализ сатирической тенденции в романах И. Во в органичной связи с классической традицией, с наследием сатириков 18 в. Дж. Свифт, Т. Смоллетт, Г. Филдинг, а также прослеживается влияние традиции 19 и 20 вв. Ч. Диккенс, В. Теккерей, С. Батлер, Р. Фербэнк, Г. Уэллс, О. Хаксли. В.В. Ивашева замечает, что сам Во опровергал свое причисление к сатирикам на том основании, что сатира якобы невозможна в обществе, не дающем писателю приемлемых норм поведения и моральных принципов. Дело, понятно, не в отсутствии положительных ценностей в современном обществе, а в полном скепсисе самого католика Во, в бездорожье художника, обладающего острым зрением, большой наблюдательностью и талантом, но, подобно герою Голсуорси, обернувшегося лицом к хвосту коня. Сатирическое обличение в романах, яркое и справедливое в изображении представителей правящих кругов Великобритании, теряет силу из-за того пессимизма, под углом которого Во рассматривает решительно все - правых и виноватых, угнетающих и угнетенных.

Во видит многие, притом разительные пороки командующего класса, срывает покровы со многих секретов его командования, но даже не пытается смотреть вперед и либо ограничивается элегиями прошлому, которые особенно сильны в одном из его лучших романов Снова в Брайдсхеде, либо пускается в рассуждения о вреде цивилизации вообще.

Наиболее универсальна монография М. Брэдбери Ивлин Во 1964 . В ней рассматривается проблема комического в творчестве Во - оба вида комизма сатира и юмор. У Y. Tosser Le sens de labsurde dans loeuvre dEvelyn Waugh, 1977 и Mc. Carthey Confusing roasing E. Waugh and modernist tradition , 1978 - освечивается проблема влияния модернизма на творчество писателя.

Наличие парадокса в художественной модели И.Во обосновывается мировоззренческими особенностями писателя, культурными процессами эпохи, а также английской литературной традицией. Парадокс Ивлина Во - это реанимация смысла.

Обращаясь к вечным образам - символам Игры, Круга, Смерти, Дома и Города, т.е. погружая явление в стихию первоначального бытия, писатель придает традиционным образам парадоксальную форму.

В романе Пригоршня праха иронической трансформации подвергается художественная система поэмы Т С. Элиота Бесплодная Земля. В романах писателя структуру комического определяет парадокс. Комическое видение Во обладает двойственной природой, комическое имплицитно содержит в себе трагическое. О философских взглядах Во см. у А Бергсона, О. Шпенглера, Х. Ортеги-Гассета, Н. Фрая, И. Хейзинги, а также К.Г. Юнга, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского. Модификация парадоксов в ранних романах Ивлина Во. Парадоксы у Во обеспечивают диалектический подход к противоречиям мира. При помощи fiction он пытается обрести идеал в своего творчества, т.к. не находит в действительности того, что соответствовало бы его представлениям о жизни.

Для этого он обращается к вечным образам-символам, обогащая их новым эстетическим содержанием. Важнейшим средством, выявляющим еще не использованные поэтические и структурные возможности архетипических образов Игры, Круга, Смерти и Города, является парадокс, который вызывает определенные стереотипы восприятия данных образов.

Поэтика мифологизирования имеет место в творчестве Ивлина Во. Однако, в отличие от Д. Джойса, Т С. Элиота, У.Б. Йетсса у Во происходит бессознательное манипулирование архетипами. Они присутствуют, но иронически переосмыслены. Термин архетип в научный обиход был введен К.Г. Юнгом. Архетипы Круга , Игры , Смерти , Дома , Города, являясь первичными образами, обнаруживают практически безграничное разнообразие в своих проявлениях.

Эти образы являются идеальными в том смысле, что они свойственны человеческому роду как таковому и, если они когда-либо были созданы, их начало должно было совпасть с началом вида Юнг. К.Г. Психологические аспекты матери. Душа и мир. 6 архетипов Киев, 1996 С. 215 В художественном творчестве архетипы в качестве основного элемента коллективного бессознательного накопление ценного и глубинного человеческого опыта реализуются, видоизменяясь, проявляя себя в новых формах на новых исторических этапах.

У Ивлина Во архетипы общечеловечны, но в то же время содержат культурные модели. 1 Парадоксы Игры в романах И.Во 20-30-х годов Архетипы Игры в ранних романах Ивлина Во, на первый взгляд соответствует карнавальной игре, в основе которой лежит установка переворачивания всех отношений, установка инверсии. Стихия Игры в романах Упадок и разрушение , Мерзкая плоть , Черная напасть , Пригоршня праха , Сенсация введена в рамки подлинно комической, а не сатирической или юмористической прозы.

Несмотря на то, что в Упадке и разрушении можно обнаружить образцово карнавальные сцены балаганные появления и исчезновения персонажей, шутовские смерти, погони и т.п карнавал у Во значительно отличается от традиционно карнавального мира. Карнавал у Во - это не только один из первопринципов реальности, это - человеческая реакция на социокультурную реальность, сделанную самим человеком. К нему более применительно определение шутовской хоровод, введенное в контекст культуры еще в 20-х гг. 20 века английским писателем О. Хаксли.

В ранних романах Ивлина Во вместо веселой амбивалентности карнавала в результате сатирического осмысления появляется шутовской хоровод как феномен культурного сознания, показательный для 20-30-х гг. Художественные ходы таких романов И. Во, как Черная напасть , Пригоршня праха , Сенсация и др. продиктованы эстетикой шутовского хоровода. Дьявольские кругообразности термин И. Тоссера определяют судьбы многих персонажей романа Мерзкая плоть сводят с ума Агату Рансибл, приводят к самоубийству сэра Саймона Балкэрна, не дают возможности соединить свои судьбы Адаму и Нине, рушат политические карьеры и т.п. Бесплодие и упорные стремления героев романов Черная напасть и Пригоршня праха выстроить хоть какую-то логическую и всеобъемлющую картину реальности, рушатся под ударами судьбы, непредсказуемыми, имеющими в большей степени экзистенциональный характер. Игровому началу в ранних романах Во присуща вариативность.

Именно Игра является средством создания альтернативных реальностей, помогающих человеку существовать в современную эпоху упадка и разрушения. Динамика шутовского хоровода опустошает душу, стирает собственную индивидуальность в мире полых людей, где цивилизация носит материальный характер, где господствует единство стиля и массовизация сознания.

Персонажи Ивлина Во стремятся сохранить эстетические и моральные устои в бесплодной пустыне современности Modern Age, создавая свою реальность по своим законам, пытаясь играть в свою игру. Для героев-чудаков Во такой игрой становится культ детства, эстетическое бегство от действительности.

Культ детства неразрывно связан с культом английской аристократии, с культом Дома, характерным для нее. The house of childhood - центральный мотив творчества Во. Например, описывается семейная жизнь и быт в поместье Хеттон роман Пригоршня праха , 1934 писатель особенно акцентирует внимание на описании Морганы ле Фей и ее детской комнаты.

Тема детской остается ведущей и в более поздних романах Во Сенсация 1938 , Не жалейте флагов 1942 , Возвращение в Брайдсхед 1945 . Детскость для персонажей Ивлина Во - это специфическое чудачество, шендеизм термин Л. Стерна. Детскость - это чистая, естественная субъективность, которая является у героев Во формой непонимания искусственной условности, пропитавшей жизнь современного человека. 2 Парадоксы Круга Образ шутовского хоровода в романах Во 20-30-х гг. тесным образом связан с архетипом Круга, ибо почти для всех героев ранних романов - Поля Пенифезера, Бэзила Сила, Тони Ласта, Уильяма Таппока жизнь - это бесцельное движение по автоматически повторяющимся кругообразностям.

Сам образ Круга превращается у Во в символ механической цивилизации 20 века колесо в Луна-парке, спортивные гонки по автотрассе, движение колес огромного количества автомобилей. 3 Парадоксы Смерти В художественном мире Во Смерть очерчена кругом представлений и ассоциаций, связанных с Игрой ирония судьбы, насмешка судьбы, игра случая. Ивлин Во, облачая Смерть в художественную форму, не только парадоксальным образом отражает свой общечеловеческий страх перед хаосом, но и гармонирует при помощи fiction реальность, вносит в нее условный порядок.

Комическое у Во всегда связано с необычным, эксцентричным. Мир бессмысленных действий и нонсенсов, сопровождающий Смерть мнимую и настоящую таких персонажей, как мисс Кортни Черная напасть , Тони Ласт Пригоршня праха и др - это мир традиционного классического английского нонсенса.

Подобным образом проблема Смерти представлена в Книгах бессмыслиц Эдварда Лира, в шутках Льюиса Кэрролла, связанных со смертью. Нонсенсы делают смешными вещи серьезные, торжественные и трагические. Однако нонсенсы у Во, иронизирующие над смертью это спасительный комизм, который является единственной разумной реакцией на безумие окружающего мира шутовского хоровода, где смерть перестает быть трагедией и превращается в трагический фарс. 4 Парадоксы и образы-символы Дома и Города в творчестве Ивлина Во. Классическая английская

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема двойничества в романе Ивлина Во

Конец 19 века выдвинул Батлера, своеобразный , но все же глубоко социальный роман Т. Харди. Начало 20 века ознаменовалось произведениями, ставшими… Таковы этапы развития социального романа, или романа большой темы , накануне… Невозможно представить себе Теккерея без Филдинга, так же как психологический роман конца 19 века и начала 20 века без…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Парадокс в творчестве Ивлина Во. Романы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги