Особенности изображения революции и гражданской войны в романе Белая гвардия

Особенности изображения революции и гражданской войны в романе Белая гвардия. Сын профессора Киевской академии, впитавший лучшие традиции русской культуры и духовности, М. А. Булгаков окончил медицинский факультет в Киеве, с 1916 года работал земским врачом в селе Никольское Смоленской губернии, а потом в Вязьме, где и застала его революция. Отсюда в 1918 году Булгаков через Москву перебрался, наконец, в родной Киев, и там ему и его близким довелось пережить сложную полосу гражданской войны, описанную затем в романе Белая гвардия, пьесах Дни Турбиных , Бег и многочисленных рассказах.

Михаил Афанасьевич Булгаков революцию октября 1917г. воспринял как переломное событие не только в истории России, но и в судьбах русской интеллигенции, с которой справедливо считал себя кровно связанным. Послереволюционную трагедию интеллигенции, очутившейся в водовороте гражданской войны, а после ее окончания, в значительной своей части - в эмиграции, писатель запечатлел в первом своем романе Белая гвардия и пьесе - Бег. В романе Белая гвардия много автобиографического, но это не только описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение в проблему Человек и эпоха это и исследование художника, видящего неразрывную связь русской истории с философией.

Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций. Проблематика романа чрезвычайно близка Булгакову, Белую гвардию он любил более других своих произведений.

Эпиграфом из Капитанской дочки Пушкина Булгаков подчеркнул, что речь идет о людях, которых настиг буран революции, но которые смогли найти верную дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место в нем. Второй эпиграф носит библейский характер. И этим Булгаков вводит нас в зону вечного времени, не внося в роман никаких исторических сопоставлений. Развивает мотив эпиграфов эпический зачин романа Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй.

Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды звезда пастушеская Венера и красный дрожащий Марс. Стиль зачина почти библейский. Ассоциации заставляют вспомнить о вечной Книге бытия, что само по себе своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на небесах. Конкретное время истории как бы впаяно в вечное время бытия, обрамлено им. Противостояние звезд, природный ряд образов, имеющих отношение к вечному, вместе с тем символизирует коллизию времени исторического.

В открывающем произведение зачине, величавом, трагическом и поэтическом, заложено зерно социальной и философской проблематики, связанной с противостоянием мира и войны, жизни и смерти, смерти и бессмертия. Выбор звезд Венера и Марс дает возможность нам, читателям, спуститься из космической дали к миру Турбиных, поскольку именно этот мир будет противостоять вражде и безумию. В Белой гвардии милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастна великим событиям, делается свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных.

Дни Турбиных вбирают вечную прелесть календарного времени Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты? Воспоминания о матери и прежней жизни контрастируют с реальной ситуацией кровавого восемнадцатого года. Великое несчастье - потеря матери - сливается другой страшной катастрофой - крушением старого, казалось бы, прочного и прекрасного мира. Обе катастрофы рождают внутреннюю рассеянность, душевную боль Турбиных.

В романе Булгакова два пространственных масштаба - малое и большое пространство, Дом и Мир. Пространства эти находятся в противостоянии, подобно звездам на небе, каждое из них имеет свою соотнесенность со временем, заключает в себе определенное время.

Малое пространство дома Турбиных хранит прочность быта Скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы. Цветы в доме Турбиных - красота и прочность жизни. Уже в этой детали малое пространство дома начинает вбирать в себя вечное время, сам интерьер дома Турбиных - бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры - все это огороженное стенами малое пространство вмещает в себя вечное - бессмертие искусства, вехи культуры. Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть.

Но Дом не может отделиться, уйти из города, он часть его, как город - часть земного пространства. И вместе с тем это земное пространство социальных страстей и битв включается в просторы Мира. Город, по описанию Булгакова, был прекрасный в морозе и в тумане на горах, над Днепром. Но облик его резко изменился, сюда бежали промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные и алчные, трусливые.

Кокотки, честные дамы из аристократических фамилий и многие другие. И город зажил странною, неестественной жизнью Внезапно и грозно нарушается эволюционный ход истории, и человек оказывается на ее изломе.

Изображение большого и малого пространства жизни вырастает у Булгакова в противопоставление разрушительного времени войны и вечного времени Мира. Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, как домовладелец Василиса - инженер и трус, буржуй и несимпатичный. Так воспринимают Лисовича Турбины, которым не по нраву мещанская замкнутость, ограниченность, накопительство, отъединенность от жизни. Что бы там ни случилось, но не станут они считать купоны, затаившись в темной комнате, как Василий Лисович, который мечтает только пережить бурю и не утратить накопленного капитала. Турбины иначе встречают грозное время.

Они ни в чем не изменяют себе, не меняют своего образа жизни. Ежедневно собираются в их доме друзья, которых встречают свет, тепло, накрытый стол. Звенит переборами Николкина гитара - отчаянием и вызовом даже перед надвигающейся катастрофой. Все честное и чистое, как магнитом, притягивается Домом. Сюда, в этот уют Дома, приходит из страшного Мира смертельно замерзший Мышлаевский.

Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где в страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену, которая так и не пришла бы, если бы полковник Най-Турс, тоже человек чести и долга, не смог бы, вопреки безобразию, творящемуся в штабе, привести двести юнкеров, стараниями Най-Турса прекрасно одетых и вооруженных. Пройдет какое-то время, и Най-Турс, поняв, что он и его юнкера предательски брошены командованием, что его ребятам уготована судьба пушечного мяса, ценой собственной жизни спасет своих мальчиков.

Переплетутся линии Турбиных и Най-Турса в судьбе Николки, ставшего свидетелем последних героических минут жизни полковника. Восхищенный подвигом и гуманизмом полковника, Николка совершит невозможное - сумеет преодолеть, казалось бы, непреодолимое, чтобы отдать Най-Турсу последний долг похоронить его достойно и стать родным человеком для матери и сестры погибшего героя.

В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь то мужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или глубоко штатский по натуре, но не уклоняющийся оттого, что выпало на его долю в эпоху лихолетья Алексей Турбин, или даже совершенно, казалось бы, нелепый Лариосик. Но именно Лариосик сумел достаточно точно выразить самую суть Дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия. Лариосик говорил о себе, но под этими словами могли бы подписаться многие, что он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек Елена Васильевна и в квартире у них тепло и уютно, и в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира А он, этот внешний мир согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен. Там, за окнами беспощадное разрушение всего, что было ценного в России.

Здесь, за шторами непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах, что это осуществимо.

Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий. В Белой гвардии, в произведении во многом автобиографичном, интеллигентная семья Турбиных оказывается втянута в события гражданской войны в не называемом по имени Городе, за которым легко угадывается родной для Булгакова Киев. Главный герой романа, старший брат Алексей Турбин военный медик, много повидавший за три года мировой войны.

Он - один из тысяч офицеров старой русской армии, которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или подневольно служить в одной из враждующих армий. Завязкой основного действия можно считать два явления в доме Турбиных ночью пришел замерзший, полумертвый, кишащий вшами Мышлаевский, рассказавший об ужасах окопной жизни на подступах к Городу и предательстве штаба.

В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым к Деникину. О чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести, и это офицер русской военной академии думал Алексей Турбин, мучился и воспаленными глазами вычитал в книге Святая Русь - страна деревянная, нищая и опасная, а русскому человеку честь - только лишнее бремя. Слово честь, вспыхнув впервые в разговоре Турбина с Еленой, становится ключевым, движет сюжет и вырастает в главную проблему романа.

Отношение героев к России, конкретные поступки разделят их на два лагеря. Мы чувствуем в пульсирующем ритме романа растущее напряжение Петлюра уже окружил прекрасный Город. Молодежь Турбиных приняла решение идти в штаб к Малышеву и записаться в Добровольческую армию. Но Булгаков устраивает серьезное испытание Алексею Турбину ему снится вещий сон, который ставит перед героем новую проблему а что, если и правда большевиков имеет такое же право быть, как и правда защитников престола, отечества, культуры и православия? И видел Алексей полковника Най-Турса в светозарном шлеме, в кольчуге, с длинным мечом и испытал сладостный трепет от сознания, что увидел рай. Потом появился огромный витязь в кольчуге - вахмистр Жилин, погибший в 1916-м на Виленском направлении.

Глаза обоих были чисты, бездонны, освещены изнутри. Жилин и рассказал Алексею, что апостол Петр на его вопрос, кому приготовлены в раю пять огромных корпусов ответил А это для большевиков, с Перекопу которые. И смутилась душа Турбина Большевиков? Путаете вы что-то, Жилин, не может этого быть. Не пустят их туда. Нет, ничего не путал Жилин, ибо на его слова, что, мол, большевики в Бога не верят, а потому должны попасть в ад, Господь ответил Ну не верят что ж поделаешь Один верит, другой не верит, а поступки у всех одинаковые Все вы у меня, Жилин, одинаковые - в поле брани убиенные. Зачем этот вещий сон в романе? И для выражения авторской позиции, совпадающей с волошинской Молюсь за тех и за других, и для возможного пересмотра решения Турбина воевать в белой гвардии.

Он понял, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата.

В Белой гвардии противопоставлены две группы офицеров - те, кто ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку, и вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь. Однако Алексею и его младшему брату Николке участия в драке избежать не удается.

Они в составе офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города, где сидит правительство никем не поддерживаемого опереточного гетмана, против армии Петлюры, пользующейся широкой поддержкой украинского крестьянства. Впрочем, в армии гетмана братья Турбины служат всего несколько часов. Правда, старший успевает получить ранение и застрелить человека в перестрелке с преследующими его петлюровцами.

Больше Алексей в гражданской войне участвовать не намерен. Николка же еще собирается сражаться с красными в составе добровольческой армии, и в финале содержится намек на его будущую гибель при обороне врангелевского Крыма на Перекопе. Сам писатель явно на стороне Алексея Турбина, стремящегося к мирной жизни, к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной жизни, устройству быта, несмотря на господство большевиков, разрушивших прежнюю жизнь и пытающихся заменить старую культуру новой, революционной.

Булгаков воплотил в Белой гвардии свою идею сохранения дома, родного очага после всех потрясений революции и гражданской войны. Дом, который старается сохранить в океане общественных бурь Алексей это дом Турбиных, в котором угадывается булгаковский дом на Андреевском спуске в Киеве. Из романа выросла пьеса Дни Турбиных, где в заключительной сцене возникала та же тема, но уже в несколько сниженном виде. Один из комических персонажей пьесы, житомирский кузен Лариосик, произносит возвышенный монолог Мой утлый корабль долго трепало по волнам гражданской войны Пока его не прибило в эту гавань с кремовыми шторами, к людям, которые мне так понравились Впрочем, и у них я застал драму Но не будем вспоминать о печалях Время повернулось, и сгинул Петлюра.

Мы живы да все снова вместе И даже больше этого. Елена Васильевна, она тоже много перенесла и заслуживает счастья, потому что она замечательная женщина.

И мне хочется сказать ей словами писателя Мы отдохнем, мы отдохнем Здесь цитируются слова Сони из финала чеховского Дяди Вани, с которыми соседствует знаменитое мы увидим все небо в алмазах. Булгаков видел идеал в том, чтобы сохранить гавань с кремовыми шторами, хотя время и повернулось. Булгаков явно видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей и считал, что интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо, скрепя сердце, примириться с советской властью.

Однако при этом следует сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, а не идти на беспринципную капитуляцию. Белая идея оказалась слаба перед красной, дискредитирована трусостью и шкурничеством штабов, бестолковостью вождей. Однако это не значит, что идеи победивших в гражданской войне большевиков в нравственном отношении сколько-нибудь привлекательны для Булгакова. Там тоже насилие, тоже кровь, за которую никто не ответит, как подчеркивается в финале Белой гвардии. Исторические события - это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы.

Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений. Алексей Турбин, как и его друзья за монархию. Все новое, что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое.

Совершенно политически неразвитый, он хотел только одного - покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата. Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом.

Пожалуй, описание этого дня сражения - сердце романа, его центральная часть. 14 декабря 1918 г. Почему именно эту дату выбрал Булгаков? Ради параллели 1825 и 1918? Но что в них общего? Общее есть очаровательные франты, русские офицеры защищали на Сенатской площади честь - одно из высоконравственных понятий. Булгаков напоминает датой еще раз о том, что история - удивительно сложная и непоследовательная вещь в 1825 г. дворяне-офицеры пошли против царя, голосуя за республику, а в 1918 г. опомнились перед лицом безотцовства и страшной анархии.

Бог, царь, глава семьи - все объединялось понятием отец, хранящий на веки вечные Россию. Как же вели себя 14 декабря герои романа? Они умирали в снегу под напором петлюровских мужичков. Но честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете - так думал самый юный, Николка, выражая позицию тех, кого Булгаков объединил понятием белая гвардия, кто защитил честь русского офицера и человека и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали белогвардейцами, контрой. В этой катастрофе белое движение и такие герои романа, как Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками событий в своем истинном свете - с гуманностью и предательством, с трусостью и подлостью генералов и штабных. Вспыхивает догадка, что все - цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом.

Погибает царская Россия, но Россия - жива В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии.

Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко - может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами на свою совесть беру и ответственность, все, все, вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно? Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня Ребят! Ребят Штабные стегвы Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке Унтег-цег, бгостьте геройствовать к чег-тям Но он, кажется, выводов не сделал.

Ночью после смерти Ная Николка прячет - на случай петлюровских обысков - револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея. Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку, перешла в признание противников.

Но это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем. Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры.

В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся.

Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность Все герои Белой гвардии выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни - друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное - честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем.

Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России. Михаил Афанасьевич Булгаков - писатель сложный, но в то же время ясно и просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях. Его роман Белая гвардия рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918-1919 годов. Писатель диалектически рассуждает о деяниях рук человеческих о войне и мире, о вражде человеческой и прекрасном единении - семье, где только и можно укрыться от ужасов окружающего хаоса. А за окнами - восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее, щетинистей. И с тревогой думает Алексей Турбин не о своей возможной гибели, а о гибели Дома Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи. Но, может быть, любви и преданности дана сила оберечь и спасти и Дом будет спасен? Четкого ответа на этот вопрос в романе нет. Есть противостояние очага мира и культуры петлюровским бандам, на смену которым приходят большевики.

Михаил Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, страстно выступая против разрушения могучего отечества.

Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство - непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом. Примет ли он то новое, что называлось бронепоездом Пролетарий с истомившимися от ратного труда часовыми? Одна из последних зарисовок в романе - описание бронепоезда Пролетарий. Ужасом и отвращением веет от этой картины Он сипел тихонько и злобно, сочилось что-то в боковых снимках, тупое рыло его молчало и щурилось в приднепровские леса. С последней площадки в высь, черную и синюю, целилось широченное дуло в глухом наморднике верст на двадцать и прямо в полночный крест. Булгаков знает, что в старой России было много такого, что привело к трагедии страну.

Но писатель утверждает, что Дом примет красноармейца-часового, потому что они братья, они не виновны и одновременно виновны в том, что должны участвовать в братоубийственной войне.

Красный часовой тоже видел в полудреме непонятного всадника в кольчуге - Жилина из сна Алексея, для него, односельчанина из деревни Малые Чугуры, интеллигент Турбин в 1916-м перевязывал рану Жилину как брату и через него же, по мысли автора, уже побратался с часовым с Красного Пролетария. Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом.

И голубоглазый библиотекарь Русаков в конце романа как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя - свидетеля революции и по-своему отпевшего всех - и белых и красных.

Последняя ночь расцвела. Во второй половице ее вся тяжелая синева - занавес Бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Когда писатель заканчивал свой роман в первой половине 20-х годов, он еще верил, что при советской власти возможно восстановить нормальную жизнь, без страха и насилия.

В финале Белой гвардии он предсказывал Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? Глава 3.