рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема революции в творчестве М.А.Булгакова

Тема революции в творчестве М.А.Булгакова - Реферат, раздел Литература, Реферат По Литературе На Тему Тема Революции В Творчестве М.а.булгакова По Пр...

Реферат по литературе на тему Тема революции в творчестве М.А.Булгакова по произведениям Собачье сердце и Белая гвардия Содержание 1. Введение 2. Глава 1. Революция и гражданская война в русской литературе ХХ века 3. Глава 2. Особенности изображения революции и гражданской войны в романе Белая гвардия 4. Глава 3. Особенности раскрытия темы революции в повести Собачье сердце 5. Заключение 6. Список литературы 7. Приложение. Хронология жизни и творчества М.А.Булгакова Введение Личность Михаила Афанасьевича Булгакова интересна для меня со многих точек зрения он и великий писатель-мистик, писатель-сатирик, достойный продолжатель традиций Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, и человек, глубоко любивший свое Отечество, переживший революцию и продолжавший творить в условиях постреволюционных гонений.

Революция 1917 г. имела огромное влияние на М.А. Булгакова, изображение этого события прочно вошло творчество писателя.

Сам Булгаков принимал непосредственное участие в революции служил военным врачом у красных и у белых. Грозные события застали Булгакова под Смоленском, в вяземской городской больнице. С 1918 по 1919 г. Булгаков имеет частную практику в Киеве, где он вновь оказывается в гуще гражданской войны, видит неоднократную смену власти, мужественно переносит мобилизацию петлюровцами, участвует вместе с братьями в защите Киева. В 1919г вновь мобилизованный белыми, он оказывается на Северном Кавказе.

Но постепенно его отношение к революции вообще, как к событию, не принесшему стране ничего, кроме разрухи и несчастий, становилось все негативнее. Булгаков, не принявший революцию, в условиях установившейся советской власти находился с ней в очень напряженных отношениях. Его произведения, пропитанные неприязнью к новой действительности, вызывали сильные опасения у высшего руководства страны, поэтому его пьесы, повести и рассказы практически постоянно запрещались.

В письме советскому правительству М. Булгаков нарисовал свой литературный и политический портрет, где первой чертой писатель назвал приверженность идее творческой свободы, творческой мысли, противостояние оболваниванию личности, воспитанию рабов, подхалимов и панегиристов. С первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях черные и мистические краски я - мистический писатель, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное - изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е. Салтыкова-Щедрина. Способ противостоять революционной бесовщине писатель видел в упорном изображении русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. При этом писатель, по мысли М.Булгакова, должен стать бесстрастно над красными и белыми. При написании реферата передо мной стояла следующая задача раскрыть булгаковское отношение к революционной действительности на основе произведений Белая гвардия и Собачье сердце, в которых он ярко показал те проблемы, которые волновали его в реальной жизни.

Для того чтобы понять, что нового и необычного сказал М.А. Булгаков о революции и гражданской войне, нужно посмотреть, как эта тема была отражена в литературе той эпохи, поэтому первая глава моей работы посвящена особенности изображения революции 1917 года и гражданской войны в литературе 20-х годов ХХ века. Глава 1. Революция 1917 года и гражданская война в русской литературе ХХ века Один из лучших памятников любой эпохи - это самые яркие и талантливые произведения художественной литературы.

Революция 1917 г. в России завершила идейную борьбу в начале XX в. Победило материалистическое миропонимание с его установкой, что человек должен сам творить свою новую жизнь, разрушив старый уклад до основания и отодвинув в сторону целесообразные законы эволюции.

А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский радостно приветствовали великое событие Слушайте, слушайте музыку революции! Блок Четырежды славься, благословенная Маяковский , Что нам слюна иконная в наши ворота в высь? Есенин. Романтики, они не вняли предостережениям Пушкина, Достоевского, Толстого и не вчитались в Священное писание, в пророчества Иисуса Христа Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады и моры и землетрясения по местам Тогда будут предавать вас на мучениях и убивать вас И тогда соблазнятся многие и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга И многие лжепророки восстанут и прельстят многих Евангелие от Матфея, гл. 24, п. 6-12 И все сбылось восстал народ на народ, братья на братьев, глад, разруха, гонения на церковь, умножение беззакония, торжество лжепророков от марксизма, прельщение идеями свободы, равенства, братства, нашедшими отражение в творчестве самых талантливых, самых избранных.

И трагичен финал этих избранных.

Революция напылила кругом, накопытила и пропала под дьявольский свист, а Блока, Гумилева, Есенина, Маяковского и многих других не стало.

М. Горький в Несвоевременных мыслях и И.А. Бунин в Окаянных днях свидетельствовали всеобщее озверение, взаимную ненависть, антинародную деятельность Ленина и его комиссаров, гибель вековой культуры и человека в процессе революции.

Русский философ Иван Ильин в статье Русская революция была безумием дал общий взгляд на нее и проанализировал позицию и поведение всех слоев населений, групп, партий, классов в событии. Она была безумием писал он и притом разрушительным безумием, достаточно установить, что она сделала с русской религиозностью всех вероисповеданий что она учинила с русским образованием с русской семьею, с чувством чести и собственного достоинства, с русской добротой и с патриотизмом Нет партий, классов, считал Ильин, которые бы до конца понимали суть революционной ломки и ее последствий, в том числе и среди русской интеллигенции.

Историческая вина ее безусловна Русские интеллигенты мыслили отвлеченно, формально, уравнительно идеализировали чужое, не понимая его мечтали вместо того, чтобы изучать жизнь и характер своего народа, наблюдать трезво и держаться за реальное предавались политическому и хозяйственному максимализму, требуя во всем немедленно наилучшего и наибольшего и все хотели политически сравняться с Европой или прямо превзойти ее . 3.Н. Гиппиус, воспитанная на старой, христианской морали, оставила такие строки о сути происходившего Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой, Смеются пушки, разевая рты. И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой, Народ, не уважающий святынь.

Эти строки углубляют проблему вины перед народом дилетантов от революции и предсказывают новое крепостное право в условиях советского режима.

Максимилиан Волошин не входил в литературу левого фронта. Его стихотворение Гражданская война продиктовано христианским взглядом на события и великой любовью к России. И не смолкает грохот битвПо всем просторам русской степи Средь золотых великолепий Конями вытоптанных жнитв. И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас Кто не за нас - тот против нас. Нет безразличных правда с нами. А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.

По Волошину, виноваты и красные и белые, считавшие свою правду единственно верной. Эти строки интересны и личным отношением поэта к враждующим сторонам и те и другие- вероотступники, они впустили бесов в Россию Расплясались, разгулялись бесы По России вдоль и поперек, за них, обуянных злобой, нужно молиться, их нужно пожалеть. Совсем по-другому оценивали события в стране поэты-романтики Э. Багрицкий, М. Светлов, М. Голодный, Н. Тихонов, убежденные, что в солнечный край непочатый можно прийти и через братоубийственную вакханалию, террор.

Культ ЧК вошел в плоть и кровь романтического героя 20-х гг. Чекист у поэтов - непоколебим, обладает стальной выдержкой, железной волей. Вглядимся в портрет героя одного из стихотворений Н. Тихонова. Над зеленою гимнастеркойЧерных пуговиц литые львы, Трубка, выжженная махоркой, И глаза стальной синевы. Он расскажет своей невесте О забавной, живой игре, Как громил он дома предместий С бронепоездных батарей. Поэты-романтики 20-х гг. встали на службу новой власти, проповедуя культ силы с позиций пролетарского интернационализма во имя освобождения человечества.

Вот строки того же Тихонова, передающие идеологию отчуждения личности, совести в пользу идеи. Неправда с нами ела и пила. Колокола гудели по привычке, Монеты вес утратили и звон, И дети не пугались мертвецов Тогда впервые выучились мы Словам прекрасным, горьким и жестоким. Что же это за прекрасные слова? Лирический герой стихотворения Э. Багрицкого ТБЦ тяжко болен и не может пойти в клуб на собрание рабкоровского кружка.

В горячечном полусне к нему приходит Ф. Дзержинский и вдохновляет его на подвиг во имя революции Век поджидает на мостовой, Сосредоточен, как часовой, Иди - и не бойся с ним рядом встать. Твое одиночество веку под стать. Оглянешься - а вокруг враги, Руки протянешь - и нет друзей, Но если он скажет Солги солги. Но если он скажет Убей убей. Убей солги есть ли страшнее слова в словаре? Так совершалось непоправимое жизнь питала поэта жестокими идеями, а поэт нес их к читателям.

Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности. Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему - так характеризовал А. Фадеев левое крыло русской литературы. Наиболее яркие представители его - А. Серафимович, К. Тренев, В. Вишневский, Э. Багрицкий, М. Светлов и др. Среди писателей, запечатлевших образ Октября 1917 г десяти дней, которые потрясли мир Джон Рид, были А.Серафимович Железный поток 1924 г А.Фадеев Разгром 1926 г В своих произведениях они запечатлели героическое величие эпохи Октября.

Александр Серафимович Серафимович Попов - писатель целиком советский, красный. Он считался настоящим учителем подрастающей в литературе молодежи. Писатель был убежден, что свобода достается кровью и страданиями, призывал беречь завоевания революции.

Своим творчеством и поступками создал себе образ настоящего писателя Страны Советов. Серафимович в романе Железный поток показал, как в ходе борьбы за Советскую власть революционно преобразовывается, закаляется стихийная крестьянская масса. В центре повествования - наступление Таманской армии, совершившей прорыв через антибольшевистскую Кубань. Армия состояла из осколков разных социальных групп, объединившихся перед лицом нависшей опасности со стороны контрреволюционных казаков.

И во время похода эта анархическая масса преобразуется в страшную силу, способную снести все на своем пути и дойти до конца. Имя Александра Александровича Фадеева всегда стояло в первом ряду классиков официальной советской литературы. Сам писатель активно участвовал в событиях Гражданской войны, сражаясь в красных партизанских отрядах. Его роман Разгром относили к числу книг, дающих широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны. Главный герой романа коммунист Левинсон, предводитель партизанского отряда, имеет неказистую внешность, но огромную внутреннюю силу. Его отряд переживает разгром, но финал произведения оптимистичен Левинсон с выжившими партизанами видит долину, не занятую белыми, и работающих людей, которых Левинсону предстояло сделать близкими себе. Фадеев в романе передал основную мысль В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе.

Происходит огромнейшая переделка людей А тот, кто не рядился в красные одежды, кто ужаснулся новой идеологии, тот заплатил изгнанием, непечатанием книг и даже жизнью.

Среди них были И.Э. Бабель, И.А. Бунин, И. Шмелёв, М.М. Зощенко, А.А. Ахматова, М.А. Булгаков и др. Иван Шмелев в 1924 г. в статье Крестный подвиг, обращенной скорее всего к будущему, одним из первых сказал о трагическом идеализме десятков тысяч юных офицеров, любивших Россию, преданных либеральными болтунами, оскорбленных похабным Брестским миром, общей картиной развала страны.

Для И.А.Бунина революция не праздник трудящихся и угнетенных, а окаянные дни, о которых он расскажет в своем дневнике 1918 - 1920 гг Окаянные дни - это исповедь, в которой звучат ноты глубочайшего страдания, боли, тоскующей любви по России. Если бы я эту икону, эту Русь, не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто? А ведь говорили, что я только ненавижу Окаянные дни. Своеобразием отличаются точки зрения М.А.Шолохова и М.А.Булгакова на изображение революции и гражданской войны.

Донские рассказы Михаила Александровича Шолохова отражают взгляд на войну как национальную трагедию русского народа. В рассказе Родинка отец принимает сторону белых, тогда как сын воюет за красных. После очередного столкновения отец неожиданно узнает в зарубленном им красном командире сына. Он обнимает его, говорит ласковые слова, тщетно пытаясь вернуть к жизни.

А убедившись, что сын мертв, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами сталь маузера, выстрелил себе в рот Шолохов показал, что в гражданской войне нет правых и виноватых, люди гибнут глупо и бессмысленно. Роман Белая гвардия, может быть, единственный в советской литературе деполитизированный роман о революции и гражданской войне. Рассмотрим особенности изображения этих событий в любимом произведении автора.

Глава 2.

Особенности изображения революции и гражданской войны в романе Белая гвардия

Потом появился огромный витязь в кольчуге - вахмистр Жилин, погибший в... Там тоже насилие, тоже кровь, за которую никто не ответит, как подчерк... Примет ли он то новое, что называлось бронепоездом Пролетарий с истоми... Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг ... Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в чер...

Особенности раскрытия темы революции в повести Собачье сердце

Автор любуется культурой его быта, его облика - Михаил Афанасьевич и с... Гордый и величественный профессор Преображенский, который так и сыплет... Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В повести Шариков превратился обратно в собаку, а в жизни он прошел дл... Тоталитарная система этому очень способствует.

Заключение

Заключение Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности.

М.А. Булгаков, убежденный монархист, оказался между двух огней, будучи врачом, вынужден был служить не только красным, но и белым, при этом в своем творчестве сумел подняться над белыми и красными, оставаясь Человеком. Он считал, что есть высший Судия над всем происходящим, а задача художника - отразить объективность правды жизни. Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй - так начинается роман Белая гвардия, вводящий нас в апокалипсическое состояние не только общества, но и природы красный, дрожащий Марс над Городом - знамение великой крови. И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими, эта фраза из Священного писания настраивает на серьезный и строгий лад, ибо все деяния человеческие а о них идет речь в романе, каждый шаг, каждый день, каждый человек вписаны во Вселенную, и ответ придется держать, по Булгакову, не только перед отцами и отечеством, но перед Богом. Булгаков написал не исторический роман, а социально-психологическое полотно с выходом в философскую проблематику что есть Отечество, Бог, Дом, человек, жизнь, подвиг, добро, истина.

Дом - это не просто вещи, а строй жизни, дух, традиции, включенность в общенациональное бытие, если в нем на Рождество зажигают лампадки перед иконой, если у постели умирающего брата собирается вся семья, если вокруг Дома есть постоянный круг друзей, стремящихся к теплому очагу. Дом Турбиных был построен не на песке, а на камне веры в Россию, православие, царя, культуру то, что было в семьях Куприных, Буниных, Цветаевых, Зайцевых, Шмелевых - лучших русских фамилий. Дом и революция стали врагами.

Революция вступила в конфликт со старым Домом, чтобы оставить детей без веры, без крыши, без культуры и обездолить. Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство - непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах.

Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом.

У Булгакова болит сердце за каждого человека, убиенного и обездоленного, заблудившегося в это буранное время, время революции и гражданской войны. Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя - свидетеля революции и по-своему отпевшего всех - и белых и красных. Когда писатель заканчивал свой роман в первой половине 20-х годов, он еще верил, что при советской власти возможно восстановить нормальную жизнь, без страха и насилия.

Но в повести Собачье сердце он уже сомневается в этом. М. Горький писал в Несвоевременных мыслях о вождях, которые проделывают жестокий опыт с русским народом, работая как химики в лаборатории, с той лишь разницей, что химики пользуются мертвой материей. Зачем же профессору Преображенскому, герою сатирической повести Булгакова Собачье сердце, понадобилось вживлять в мозг собаки гипофиз человека? Преображенский, верящий в науку и законы эволюции, по идее, не должен покушаться на генетику столь разных представителей живого мира, но он идет на эксперимент и получает маленького, злобного человека по имени Шариков.

С точки зрения художественной - это фантастика, но в реальности, оказывается, тоже много фантасмагорического. Чистопородные пролетарии уплотняют московские дома, выселяют старожилов- интеллигентов, из подъездов исчезли ковровые дорожки, галоши, цветы на площадках, электричество гаснет по два раза в сутки. Начинается царство фантастической разрухи.

Преображенский, выведя новую породу человека, хочет воздействовать на Шарикова словом, но безрезультатно. А вот у Швондера - идейного антагониста Преображенского - получилось сразу, и Шариков понял, что он труженик, потому что не нэпман и не профессор, живущий в семи комнатах и имеющий 40 пар штанов. Труженик, потому что у него нет собственности, а работать, не нужно - достаточно взять все да и поделить. Швондер, выведенный другим путем новый человек, борется за душу Шарикова, прививая ему нахрапистость, наглость, высокомерие к культуре. Хочу мять цветы - и буду, хочу мочиться мимо унитаза - мое право, хочу сделать политическую карьеру в государстве Швондеров - потесню кого-нибудь и сделаю.

Вот плоды революционного окультуривания масс. Булгаков солидарен с помощником Преображенского Борменталем Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу на, получай Шарикова и ешь его с кашей. Безусловно, эпоха революционных преобразований породила Павла Корчагина Н. Островский.

Как закалялась сталь , Веньку Малышева П. Нилин. Жестокость , Сашу Дванова А. Платонов. Чевенгур, но нашел себя в ней именно Шариков. Он обустроился, почувствовал себя как дома, вольготно. Симптом духовной катастрофы в Советской России налицо, делает вывод своим произведением писатель. Шестидесятилетний запрет на публикацию этой повести в России объясняется, например, отзывом Л.Б. Каменева Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя. Итак, обнаружив в обществе феномен Шарикова , Булгаков угадал низовую фигуру, которая была необходима сталинской бюрократии для осуществления её власти над всеми без исключения социальными группами, слоями и классами нового государства.

Без Шариковых и ему подобных в России были бы невозможны под вывеской социализма массовые раскулачивания, организованные доносы, бездушные истязания миллионов людей по лагерям и тюрьмам, что требовало огромного исполнительного аппарата, состоящего из полулюдей с собачьим сердцем. Шариков - воплощение образа нового человека, которого советская власть хотела вырастить ускоренным, неэволюционным методом, человека, подходящего ужасающей действительности того времени.

Булгаков всегда был поборником общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов, выступал против подмены их интересами того или иного класса, а из свобод более всего ценил свободу творчества.

В произведениях Белая гвардия и Собачье сердце мы видим отношение автора к революции и постреволюционной действительности как к чудовищной ошибке, нарушению великого процесса эволюции и разрушению основ нормальной жизни дома, семьи.

Список литературы

Список литературы 1. Лакшин В.Я. Булгакиада М. Правда, 1987. 2. Лескис Г.А. Триптих М.Булгакова о русской революции. Белая гвардия. Записки покойника. Мастер и Маргарита. Комментарии. М. ОГИ, 1999. 3. Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков Сб. статей.

М. Наследие, 1993. 4. Тинченко Я. Белая гвардия Михаила Булгакова. Киев Львов, 1997. 5. Чеботарева В.А. Рукописи не горят Сб. статей о творчестве М.Булгакова. Баку Язычи, 1991. 6. Яблоков Е.А. Роман Михаила Булгакова Белая гвардия. М. Языки русской культуры, 1997. 7. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М. Языки славянской культуры, 2001. 8. Соколов Б.В. Булгаков. Энциклопедия. М. Изд-во Эксмо, Изд-во Алгоритм, Изд-во Око, 2005. Приложение Хронология жизни и творчества М.А. Булгакова 15 мая 1891 г. в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны в девичестве - Покровской в Киеве родился первый ребенок - сын, Михаил Афанасьевич Булгаков.

Место рождения - дом священника о. Матвея Бутовского Воздвиженская ул 28 . 18 мая - крещен по православному обряду в Крестовоздвиженской церкви на Подоле священником о. М. Бутовским. Имя дано в честь хранителя города Киева архангела Михаила. Крестными родителями стали ординарный профессор КДА Николай Иванович Петров и бабка Булгакова по отцовской линии Олимпиада Федоровна Булгакова. 18 августа 1900 г. Булгаков поступает в приготовительный класс Второй киевской гимназии Бибиковский бульвар, 18 . 22 августа 1901 г. после окончания приготовительного класса начинает учебу в первом классе Первой киевской мужской Александровской гимназии Бибиковский бульвар,14 . 1907г Переезд Булгаковых на Андреевский спуск,13 кв. 2 . 14 марта - смерть отца, А. И. Булгакова, от нефросклероза.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве. 1909 г. Май - Булгаков оканчивает Первую Александровскую гимназию. 8 июня - получает аттестат зрелости. 17 июля - подает прошение ректору Киевского университета о зачислении студентом медицинского факультета. 21 августа - Булгаков зачисляется студентом медицинского факультета Киевского университета. 26 апреля 1915 г венчание Булгакова с Т, Н. Лаппа в Киево-Подольской церкви Николы Доброго.

Венчал их друг семьи Булгаковых о. Александр Глаголов. 31 октября 1916 года - получение Булгаковым диплома об отличном окончании университета Лето 1917 - весна 1918 г период морфинизма в жизни Булгакова 1919 г. Начало февраля - мобилизация Булгакова как военного врача в армию Украинской Народной Республики.

В ночь на 3 февраля - при отступлении украинских войск из Киева Булгаков успешно дезертирует. Конец октября или начало ноября - прибытие Булгакова на Северный Кавказ. Конец ноября или начало декабря - приезд Булгакова во Владикавказ, работа в военном госпитале. 17 сентября 1921 г прибытие Булгакова в Киев. 28 сентября 1921 г ночью - приезд Булгакова в Москву.

Вместе с прибывшей сюда ранее в сентябре женой поселяется в Тихомировском студенческом общежитии Первого медицинского института Малая Пироговская улица, 18 . 1 февраля 1922г смерть матери М.А.Булгакова от сыпного тифа. Похоронена на Байковом кладбище в Киеве. Январь - февраль 1923 г работа над первой частью романа Белая гвардия рабочее название - Желтый прапор выступления Булгакова в различных литературных кружках. 31 августа 1923 г в письме своему тогдашнему другу писателю Юрию Слёзкину Булгаков сообщает об окончании повести Дьяволиада и завершении вчерне романа Белая гвардия Роман я кончил, но он еще не переписан, лежит грудой, над которой я много думаю.

Кое-что исправлю . 1924 г. Февраль - март - чтение Булгаковым романа Белая гвардия в различных литературных кружках. Апрель - развод с Татьяной Николаевной Лаппа Булгаковой. Конец мая - публикация отрывка из романа Белая гвардия Конец Петлюры в 5 одесского журнала Шквал 2 ноября перепечатан тифлисской газетой Заря Востока . 31 мая - начало публикации главы из романа Белая гвардия под названием Вечерок у Василисы в газете Накануне. Окончание - 3 июня. Июнь - публикация главы из романа Белая гвардия под названием Петлюра идет на парад в 6 Красного журнала для всех. Октябрь - написана первая автобиография. 27 декабря - публикация в 4 журнала Россия за 1925 г. первой части романа Белая гвардия . 1925 г. 3 января - Булгаков заключает договор с издателем России 3. Л. Каганским на публикацию романа Белая гвардия . 19 января - делает первые наброски пьесы Белая гвардия по мотивам романа.

Январь - Булгаков начинает повесть Собачье сердце. Начало февраля - завершение первой редакции повести Собачье сердце . 15 февраля - чтение Булгаковым повести Собачье сердце на квартире у Н. С. Ангарского.

Конец апреля - публикация второй части романа Белая гвардия в 5 журнала Россия. Переговоры о публикации последней части и об отдельном издании Белой гвардии . 30 апреля - регистрация брака с Л. Е. Белозерской.

Июль - начало августа - Булгаков завершает работу над первой редакцией пьесы Белая гвардия . 17 августа - относит в журнал Россия третью часть романа Белая гвардия. Ее публикация не состоялась из-за закрытия журнала. 1926 г. 7 мая - обыск в комнате Булгакова в Обуховом переулке, произведенный сотрудниками ОГПУ. Изъяты машинописные экземпляры повести Собачье сердце и рукопись булгаковского дневника возвращены писателю три с лишним года спустя, не ранее 3 августа 1929 г. и не позднее начала марта 1930 г по ходатайству Алексея Максимовича Горького, после чего дневник Булгаков уничтожил . 9 мая - отъезд Булгакова в Ленинград. 13 мая - возвращение из Ленинграда и вызов к следователю ОГПУ для дачи показаний. 22 сентября - вызов Булгакова на допрос в ОГПУ. На допросе он, в частности, показал На крестьянские темы я писать не могу потому, что деревню не люблю.

Она мне представляется гораздо более кулацкой, нежели это принято думать. Из рабочего быта мне писать трудно.

Я быт рабочих представляю себе хотя и гораздо лучше, нежели крестьянский, но все-таки знаю его не очень хорошо. Да и интересуюсь я им мало и вот по какой причине я занят. Я очень интересуюсь бытом интеллигенции русской, люблю ее, считаю хотя и слабым, но очень важным слоем в стране. Судьбы ее мне близки, переживания дороги. Значит, я могу писать только из жизни интеллигенции в советской стране. Но склад моего ума сатирический.

Из-под пера выходят вещи, которые порою, по-видимому, остро задевают общественно-коммунистические круги. Я всегда пишу по чистой совести и так, как вижу. Отрицательные явления жизни в советской стране привлекают мое пристальное внимание, потому что в них я инстинктивно вижу большую пищу для себя я - сатирик . 18 ноября - вызов и допрос Булгакова в ОГПУ. Декабрь 1927 г в Париже в издательстве Конкорд по соглашению с Булгаковым выходит первый том романа Белая гвардия второй том вышел в 1929 г 1928 г. Декабрь - в Париже в издательстве Конкорд по соглашению с Булгаковым выходит первый том романа Белая гвардия второй том вышел в 1929 г 1929 г. 28 февраля - Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, своей будущей третьей женой. 1932 г. 3 октября - развод Булгакова с Л. Е. Белозерской. 4 октября - регистрация брака с Е. С. Шиловской, принявшей фамилию Булгакова. 1938 г. В ночь на 23-е мая - Булгаков заканчивает последнюю рукописную редакцию Мастера и Маргариты . 26 мая - 24 июня - перепечатка рукописи Мастера и Маргариты сестрой Е. С. Булгаковой Ольгой Сергеевной Бокшанской и правка романа Булгаковым. 25 июня - Булгаков уезжает к семье в г. Лебедянь, где Е. С. Булгакова с сыном Сергеем живет с 26 мая в доме счетовода В. И. Андриевского. 1939 г. 15 сентября - Консилиум врачей подтверждает поставленный в Ленинграде диагноз гипертонический нефросклероз болезнь, от которой умер отец Булгакова. У писателя начинается ухудшение зрения из-за болезни. 4 октября - начало диктовки Булгаковым жене последних исправлений текста Мастера и Маргариты . 10 октября - составление Булгаковым доверенности жене на ведение всех дел и завещания. 14 октября - Е. С. Булгакова официально получает доверенность на ведение дел мужа. 18 ноября -18 декабря - Булгаков находится на лечении в подмосковном санатории Барвиха.

Временное улучшение состояния здоровья, восстановление зрения. 1940 г. 13 февраля - Булгаков последний раз диктует поправки к тексту Мастера и Маргариты. Февраль - начало марта - дежурство у постели Булгакова его друзей и близких.

Визиты А. А. Фадеева, излагавшего планы поездки Булгакова на юг Италии для лечения. 4 марта - согласно записи Е. С. Булгаковой, этот день проходит так Утро. Проснулся Потом заговорил Я хотел служить народу Я хотел жить в своем углу Сергею Шиловскому Ты знаешь, что такое рубище? Ты слышал про Диогена? Я хотел жить и служить в своем углу я никому не делал зла 10 марта - в 16 часов 39 минут Михаил Афанасьевич Булгаков умирает. 12 марта - кремация тела Булгакова.

Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.

– Конец работы –

Используемые теги: Тема, революции, творчестве, Булгакова0.07

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема революции в творчестве М.А.Булгакова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Тема революции и гражданской войны А.А.Фадеева, И.Э.Бабеля, Б.Л.Пастернака, М.А.Булгакова.
Осознание гражданской войны какнациональной трагедии стало определяющим во многих произведениях русскихписателей, воспитанных в традициях… Мне хотелось быподробнее остановиться на его пьесе Дни Турбиных . Это… В 1922 году, оказавшись вМоскве после Киева и Владикавказа, после опыта работы врачом, М. Булгаков узнаето том, что в…

Тема "Революции" в Творчестве Блока
Это манифест нового направления в литературе.Это ,так называемые старшие символисты. Десятилетием позже явились и младшие. Два молодых поэта, никому не Известные, не знакомые даже друг с другом,… Один из этих людей Александр Блок- наблюдал эти закаты в Петербурге, другой- Борис Бугаев, вступивший в литературу под…

Тема любви в романе М.Булгакова "Белая гвардия"
Это результат вдохновения, размышлений, труда. Но, несмотря на восторженные отклики о романе, после его полной публикации, судьба этого произведения… Но даже в незаконченном виде роман Белая гвардия привлек внимание читающей… Далее следуют пиратские выпуски Белой гвардии и Дни Турбиных . И, казалось бы, спустя годы, мы читаем подлинную, в…

Тема национализма в творчестве С.Есенина "Черный человек"
Стихи Есенина будто не написаны пером, а выдышаны самой русской природой.Его стихи, рожденные фольклором, постепенно сами превратились в фольклор. … Страшась исчезновения милого его сердцу патриархального уклада, он называл… Национальные корни его поэзии были настолько глубоки, что тянулись за ним за моря-океаны во время его странствий, не…

Основные темы творчества К.М. Симонова в 1950-1970-е годы
К. Симонов стремился разрабатывать в своих произведениях главные проблемы современности, стоявшие в центре внимания советского общества. В основу… Среди многочисленных героев писателя центральной фигурой выступает его… Основа хорошей работы писателя - глубокое, разностороннее знание жизни, умение правдиво показывать людей не только в…

Тема родины в творчестве Александра Блока
Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении "Русь" перед нами… Течет, грустит лениво И моет берега.Над скудной глиной желтого обрыва В степи… Здесь же Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию "прекрасными чертами", он любит ее, как раньше любил…

Тема любви в творчестве Владимира Маяковского
Маяковский – предтеча, певец и жертва октябрьской революции 1917 г. Он воспевает, описывает, выражает создаваемыми образами переживаемый им самим… Раньше я считала, что эти два понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии… Настоящим откровением для меня стала любовная лирика Маяковского. Тема личной жизни известных писателей и поэтов…

По произведениям Александра Блока «Моя тема - тема о России»
Тема России является центральной в творчестве поэта. Особенно мощно она начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века.… Обращаясь к этому миру, Блок утверждает: “не может сердце жить покоем, недаром… Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.

Тема Родины и революции в поэзии С. Есенина
Село располагалось вдоль правого берега Оки и насчитывало около нескольких сотен дворов. Дом Есениных находился в самом центре села. Писать стихи… Особенно когда читал стихи Некрасова, Кольцова и других поэтов » В мае 1909… Родители поэта хотели видеть своего сына учителем сельской школы. В 1912 году Есенин окончил Спас – Клепиковскую…

Проблема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Какая-то завеса повисла между ничтожной реальностью, дающей пищу для анекдота, и величественным инобытием, куда ведет косо упирающийся в небо лунный… На исходе мая в Москву со своей «ревизией» прибывает Воланд.В это же время на… Бездомный написал поэму о Христе – конечно, антирелигиозную. Сделал он это по заказу Берлиоза, занимающего…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам