Традиционализм и новаторство римской литературы

«Традиционализм и новаторство римской литературы» Выполнила: студентка 1 курса ФФ и Ж 5группы Мустафаева Т.Д. Проверил: Малащенко В.В. Калининград 2006 г. Содержание Введение 3 Фольклор и его жанры 5 Периодизация римской литературы 7 Самобытность римской словесности 10 Заключение 12 Список используемой литературы: 14 Сноски 15 Введение По традиции начало римской литературы относят к 240 г. до н.э тогда в Риме была осуществлена первая театральная постановка по греческому образцу.

До этого времени латинская словесность была исключительно устной и безымянной. У римлян авторская поэзия рождается довольно поздно – лишь в Ш в. до н.э то есть через пять столетий после появления в Греции поэм Гомера. У римлян переход от устной культуры к письменной осуществлялся через многочисленные переводы на латинский язык различных памятников греческой литературы. В Древнем Риме письменная литература возникает в первую очередь как переводная.

Гораций отмечал культурное превосходство греков и отвергал художественную ценность архаической латинской поэзии: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, В Лаций суровый внеся искусства, и так пресловутый Стих сатурнийский исчез, неуклюжий противную вязкость Смыло изящество, все же остались на долгие годы, Да и по нынешний день следы остаются». Гораций указывает на парадоксальный феномен: в 146 г. до н.э. римляне победили силой оружия Грецию, но оказались у нее в культурном подчинении. Многие исследователи считают, что древние римляне не обладали фантазией, а потому и способностью создавать, подобно грекам мифы, которые стали бы основой их художественного творчества.

Высказанное учеными суждение о «антимифологичном» уме римлян не беспочвенно. Отсутствие у них мифов о рождении богов объясняется скорее прагматическим характером их религии, тесно связанной с социальной жизнью и целиком обращенной к современной, конкретной действительности. В том, как римляне приспосабливали греческую мифологию к своим насущным потребностям, проявился исключительный утилитаризм их религии.

Так, бог Аполлон, покровитель поэтов и музыкантов, у римлян первоначально почитался за свое искусство целителя. В Риме официальное установление его культа было вызвано эпидемией чумы в 433г. до н.э.2 А уже через два года, в 431 г. до н.э на Марсовом поле был построен храм, посвященный Аполлону Врачевателю.

Дистанция между греческим и римским духом максимально сокращается в эпоху эллинизма. Греческая культура этого века представляется римлянам более понятной и доступной для усвоения. Поэтов и прозаиков начинает интересовать жизнь человека с его внутренним миром. Однако не во всех областях римской культуры греческое влияние было изначальным. Например, художественный опыт греков, в красноречии столь необходимый для становления жанров римской литературы, был воспринят римлянами сравнительно поздно.

Для римлян красноречие в первую очередь являлось неотъемлемой частью их общественной жизни и лишь потом искусством. Цель данной работы – определить, что нового привнесла римская литература, следуя греческой традиции. Задача – проанализировать становление римской литературы.

Фольклор и его жанры

Заметное место в фольклоре занимали религиозные гимны. Сатурналии. «Перенимая стилевые формы греческой литературы, греческие литературные... Триумфальные песни. В обстановке военных конфликтов в Риме сложилось о... Он тоже отличался пародийным и сатирическим характером, часто нападал ...

Периодизация римской литературы

В целом же, римская литература, особенно в эпоху Империи, уступает гре... Существуют разные подходы к периодизации римской литературы. В это время творят мастера слова, работавшие в разных жанрах: оратор Ц... В-пятых, в литературе усилился интерес к быту, к частной жизни отдельн... С одной стороны, послеавгустовская эпоха не случайно названа «серебрян...

Самобытность римской словесности

Поклонником римской поэзии был Брюсов, отдавший почти четверть века ра... Вместе с тем римская комедия, ориентируясь на греческие образцы (прежд... Сюжеты Плавта находят отзвук у Шекспира, Мольера. Отсюда внимание к психологическому миру индивида. Это нашло выражение,... К тому же, многообразное и интенсивное влияние древнегреческой литерат...

Заключение

Заключение Безусловно, римская литература, как и вся культурная жизнь Рима, была достаточно тесно связана с античной Грецией. Поэтому невозможно рассматривать ни римскую литературу независимо от литературы греческой, ни греческую, в ее послеклассический период – независимо от римской.

При всем подражании грекам, римляне создавали вполне самобытные произведения, которые обнаруживают свое римское существо, сохраняя при этом лишь внешне греческий облик. Как и греческая, римская литература в своих специфических формах отразила существенные черты античности. Определить национальные, самобытные черты римской литературы позволили менталитет римлян, их традиции, религиозные представления. Все эти особенности повлияли на жанровое своеобразие и стилистику римской литературы.

Рим дал миру немало выдающихся писателей - Плавт, Теренций, Гораций, Овидий, Цицерон, Лукреций, Катулл, Тацит и многие другие. Неоспоримы достижения римской литературы в I в. до н.э. В этот период гражданских войн были заложены основы исторической прозы. Переживало расцвет искусство красноречия, получившее яркое воплощение у Цицерона. Римская литература подняла на новый уровень лирическую поэзию (Гораций, Катулл), элегию (Овидий), философский эпос (Лукреций), жанр эпиграммы (Марциал). Сохраняя на всем протяжении своей истории национальные основы и вместе с тем обращаясь к достижениям греческой культуры, Рим создает свое собственное наследие, которое питало культуру последующих эпох человечества.

Художественный синтез мыслей римской литературы в дальнейшем лег в основу европейской культуры нового времени. «Римская литература служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской.

Формирующая роль античности для западноевропейской литературы основывалась вплоть до XVIII в. на воздействии римского, а не греческого варианта. И в эпоху Возрождения и в XVII — XVIII вв. греческая литература воспринималась в Европе сквозь призму Рима».4 Список используемой литературы: Справочные издания: 1. Античная культура. Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука. Словарь-справочник / Под. Ред. В.Н. Ярхо. М 1995. 2. Ильинская Л.С. Античность. Краткий энциклопедический справочник.

М 1999. 3. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М 1995. 4. Словарь античности / Пер. с нем. М 1989. Научно-критическая литература: 1. Античная литература. Рим. Хрестоматия. М 1989. 2. История римской литературы. М 1959 – 1962. Т. 1-2. 3. Дуров В.С. История римской литературы. СПб 2000. 4. Лосев А.Ф Сонкина Г.А Тимофеева Н.А Черемухина Н.М Тахо-Годи А.А. Античная литература. Под общей ред. А.А. Тахо-Годи, М 1980. 5. Моммзен Т. История Рима. СПб 1993. 6. Чистякова Н.А Вулих Н.В. История античной литературы. М 1972. Сноски.