Афористичность речи

Афористичность речи. Речь Петра афористична и глубока, что речь крупного государственного деятеля. Например, «Понеже фортуна скрозь нас бежит блажен, кто хватает ее волосы», «от битья железо крепнет, а человек мужает», «промедление - смерти подобно». Речь Меньшикова и крестьян - безыскусственная, простая. Она ближе к языку крестьянства конца прошлого и начала настоящего столетия.

Писатель здесь чутко отразил тот неоспоримый факт, что язык народных масс длительное время оказывался наиболее устойчивым и менее подверженным различным иноземным воздействиям, влияниям и изменениям, нежели лексикон образованной верхушки общества.

Всегда мы узнаем бойкое, с оттенком легкомыслия слово Меньшикова. «Батюшки, накурили, как в берлоге! Да сидите, сидите, будьте без чинов. Здорово! — грубо-весело сказал Александр Данилович На реку, что ли, сходим? А И он, сбросив плащ, стащив шляпу вместе с огромным париком, присел к столу, поглядел на валяющиеся обглоданные мослы, заглянул в пустую чашку Со скуки рано пообедал, спать лег на часок, а - просыпаюсь - в доме нет никого, ни гостей, ни челяди. Бросили генерал-губернатора Мог я во сие умереть, и никто бы не знал Он глазом мигнул Алексею - Господин- -подполковник, перцовочки поднеси, да расстарайся капустки голова что-то болит Ну, а у вас как дела, братья-корабельщики? Надо, надо поторапливаться.

Завтра схожу, посмотрю» . Принадлежность этих слов Александру Даниловичу легко установить даже без авторского примечания. В романе «Петр Первый» показано увлечение дворянской прослойки общества внешними атрибутами западноевропейской культуры. Это выражено в их жеманной, манерной речи, изобилующей иностранными словами.

Вот сцена в доме Бровкина - уже подрядчика, близкого к царскому двору: «Артамоша поясно поклонился почтенным гостям и подошел к сестре. Санька, поджав губы, коротко присев скороговоркой: - Презанте мово младшего брата Артамошу. Девы лениво покивали высокими напудренными прическами. Артамон по всей науке попятился, потопал ногой, помахал рукой, будто полоскал белье. Санька представляла: «Княжна Антонина, княжна Ольга, княжна Наталья». Каждая дева, поднявшись, присела перед каждой Артамон пополоскал рукой.

Осторожно сел к столу. Зажал руки между коленями. На скулах загорелись пятна. С тоской поднял глаза на сестру. Санька угрожающе сдвинула брови. - Как часто делаете плезир запинаясь, спросил он Наталью. Она невнятно прошептала. Ольга бойко ответила: - Третьего дня танцевали у Нарышкиных, три раза платья меняли. Такой сюксе, такая жара была А вас отчего никогда не видно?» У Андрея Голикова выбор слов соответствует его характеру и манере поведения.

Из разговора Голикова с Петром вырисовывается яркий образ живописца, книжного человека, еще не освоившего новую обстановку, но тяготеющего к новому. «От стены дома - из-за колонны - отделился какой-то человек без шапки, в армяке, в лаптях, опустился на колени и поднял над головой лист бумаги. - Тебе чего спросил Петр Алексеевич Ты кто? Встань указа не знаешь? - Великий государь сказал человек тихим, проникающим голосом бьет тебе челом детинишка скудный и бедный, беззаступный и должный, Андрюшка Голиков Погибаю, государь, смилуйся Часть стены между нарами, тщательно затертая и побеленная, была прикрыта рогожей.

Голиков осторожно снял рогожу, подтащил тяжелый светец, зажег еще и другую лучину и, держа ее в дрожащей руке, возгласил высоким голосом: - Вельми преславная морская виктория в усть Неве майя пятого дня, тысячу семьсот третьего года: неприятельская шнява «Астрель» о четырнадцати пушек и адмиральский бот «Гедан» о десяти пушек сдаются господину бомбардиру Петру Алексеевичу и поручику Меньшикову» . Торжественный склад речи Голикова отражает его мечтательную натуру, увлеченность искусством.

Неразрывное единство характера, ситуаций и слова типично для творчества Толстого. Он свободно обходится живым, общедоступным языком современной литературы. Вместе с тем иногда он несколько отходит от обычных языковых норм, чтобы выразить дистанцию времени. Писатель строго соблюдает художественную меру, прибегая к старинным словам и оборотам только тогда, когда в современном лексиконе нельзя найти точно совпадающее по значению слово или выражение. 2.2.