Число в структуре цикла

Число в структуре цикла. Числа от 1 до 12 в восточной и от 1 до 10 в европейской традициях считаются сакральными, знаковыми, и имеющими отношение к духу. Путешествие к Ахматовой, начавшееся дарением Москвы так соприкоснулись московский и петербургский тексты и завершившееся Невстречей, происходит в ином - духовном пространстве.

Во многих традициях 1 - символ бытия и открытия человеку духовной сущности, символ света, солнца, творчества, созидания, личности, воплощение интеллекта и силы характера. Во всех больших монотеистических религиях единица считалась символом бога. В обыденном понимании 1 стала эмблемой начала, знаком человеческого я, одиночества Символы.

Знаки, 2007 167 . Для Ахматовой, как и для Цветаевой, важны начала и концы в их сопряженностиГ.П.Козубовская отмечает Последний отмечает у Ахматовой границы земного бытия, любви, памяти последняя песня, последняя встреча, день последний. В сакральном пространстве годовщин, связанных с чудесным оборотом времени вспять, история любви предстаёт как существование между первым и последним, которые обратимы, замещаемы А всего с тобой хотела с самого начала беззаботной первой ссоры, полной светлых бредней, и безмолвной, черствой скорой трапезы последней Ахматова, 1986,1 244 . Семантика первого и последнего поясняется цветочной символикой, цветочным кодом Только глаза подымать не смей, жизнь мою храня.

Первых фиалок они светлей, а смертельные для меня Ахматова, 1986,1 86 . Символика первого, связанная с ситуацией порога, мотивирует позицию героини как жертвы и одновременно жреца в связи с понятием богатства-нищеты За тебя отдала первородство, и взамен ничего не прошу, оттого и лохмотья сиротства я, как брачные ризы ношу Ахматова, 1986,1 156 , смерти - воскресения И мнится мне, что уцелела под этим небом я одна - за то, что первая хотела испить смертельного вина Ахматова, 1986, 1 89 . Понятие нищеты связано с кругом образов погребального обряда убогий, нищий - тот, у кого нет доли, в обряде нищий - заместитель покойного, получающий его долю Байбурин, 1985 97-99 . Любовь для героини Ахматовой, как и бытие в целом, жертвенный костёр, в котором сгорает душа героини и в котором она возрождается, подобно мифической птице Феникс Козубовская, 1995 123 По замечанию Г.П.Козубовской, у Цветаевой песнопение, начавшееся в задыхающемся ритме, из складывания осколков разбитого зеркала, перерастает в сотворение мира, в очертаниях которого угадывается облик Ахматовой природный код крапива, ива, тюльпан культурный четки, перстень и т.д. Козубовская, 2001 149 Поэтическая функция именования сотворения мифа предполагает у Цветаевой определенную жертву со стороны творящего так, обнаруживается неземная природа таланта руки даны мне - протягивать каждому обе, не удержать ни одной, губы - давать имена, очи - видеть Цветаева, 1997, 1 309 . Не случайно, в цикле подчеркивается слепота - утрата зрения ты солнце мне застишь Цветаева, 1997, 1 309 , сопровождающаяся удушением, и одновременно обретением другого зрения, направленного к сути вещи, внутрь себя, и обострения слуха сегодня голос - как тысяча голосов. Именно в этом заключается возможность постичь златоустую всея Руси. Убывание плоти Анны сопровождается уплотнением материальности героини цикла лирическое я существует в символике жестов, хождений, касаний и т.д т.е. в земном обличии Козубовская, 2001 150 Чужой текст становится своим сюжет поэмы У синего моря перелагается на своем языке, так осваивается чужой мир. Лирический субъект колеблется между двумя полюсами желанием быть узнанной и стремлением спрятаться, скрыться, остаться в тени. Поэтому для лирического сюжета актуален выбор мотив выбора роли, лика, в котором не стыдно явиться перед царицей.

Завершающая цикл сценка оформляется в фольклорном ключе, сохраняет позицию неравенства двух поэтов, зафиксированное семантикой лестницы и непреодолимого порога.

Предполагаемая встреча глаза в глаза - и есть сопряжение двух уровней сюжета невозможное в мире реальном осуществляется в виртуальном.

Число 2 . Символ двойственности, противоречивости и женского начала.

Это число воплощает конфликт, грех, статичность, различие, влечение и единство противоположностей.

В ведийской традиции двойка, с одной стороны, выступает как символ противопоставления, разделения и связи, с другой - была символом соответствия или некоторой сходности противопоставляемого.

В древнееврейской традиции двойка воплощала жизненную силу, в Каббале - мудрость и самосознание.

В христианстве она стала символом двойной человеческой и божественной природы Христа Символы.

Знаки, 2007 167 . Наблюдаются переклички в использовании двойки Цветаевой и Ахматовой 2 - любимое число Ахматовой, вещным выражением которого стало зеркало. 3 - весьма значимое и многоплановое число, символизирующее у многих народов троичность бытия Вселенная состоит из трех сфер человек - из тела, души и духа существование - из рождения, жизни и смерти все явления - из начала, середины и конца прошлого, настоящего и будущего.

В тройке воплощены активное, пассивное и нейтральное, а также сохранение, созидание и разрушение. Три - первое совершенное, сильное число, поскольку при его разделении сохраняется центр, т.е. некоторая точка равновесия. Это также число синтеза, обновления и решения, созидания, творческого потенциала, многосторонности, всеведения, рождения и роста, число закономерности повторение явления один или два раза может считаться совпадением, троекратное повторение может уже считаться проявлением закона.

В бытовой нумерологии тройка часто воспринимается как знак удачи, потому что знаменует собой выход из противопоставления - решающее действие, которое может, однако, привести к неудаче Символы. Знаки, 2007 167 . В стихотворении соединяются три сущности - вздох, бестелесность Так много вздоха было в ней, Так мало - тела - божественно-демоническая Не человечески мила Ее дремота.

От ангела и от орла В ней было что-то, и земная Муза Царского села, памятник. Все эти, казалось бы, несовместимые вещи гармонично сливаются в неповторимом, вызывающим восхищение облике героини цикла. В мифологии большинство богов имело по 3 ипостаси. Ахматовский облик множится в зеркалах, где три - один из знаков этой множественности. 4 символизирует целостность, совокупность, полноту и солидарность, а также Землю, порядок, рациональность, меру, справедливость, относительность, устойчивость, стабильность и материальный мир Символы.

Знаки, 2007 170 . Возможно потому, что в этом стихотворении отражена еще одна земная, мирская сущность героини - не только музы, царицы, но и матери. 5 - в первую очередь считается символом человека, микрокосма. В разных культурах 5 связывают с любовью, здоровьем, чувственностью, медитацией, анализом, критикой, силой, взаимозависимостью, органическим ростом и сердцем. 5 предстает символом добра, радости жизни, высвобождения творческой энергии, целостности, вдохновения свыше и духовного воспитания, а также религии Символы.

Знаки, 2007 172 . 5 - знак стихийности рев Каспия, бешеный день - радость, полнота жизни, энергия . 6 - традиционный символ целостности и спокойствия, возможно, потому, что это и сумма, и произведение одних и тех же простых чисел 1 2 3 и 1 2 3 . Число воплощает единство и гармонию полярных сил, случай и удачу. Пифагорейцы считали шестерку числом сотворения мира. 6 также предстает числом союза и равновесия Символы.

Знаки, 2007 173 . Именно эта гармония полярных сущностей, полярных характеров двух поэтов и отражена в стихотворении, помещенным под номером 6 в цикле. Несмотря на всю противоположность, вместе они составляют единое неделимое целое Не отстать тебе! Я - острожник, Ты - конвойный. Судьба одна Цветаева, 1997, 1 306 . 7 - Волшебное, мистическое число, символизирующее космический и духовный порядок, завершение природного цикла. Оно объединяет целостность единицы с идеальностью шестерки, создавая внутреннюю симметрию олицетворяет мудрость, святость и тайное знание, сердечность и добродетель. 7 воплощает мистическую природу человека, число Вселенной, означает полноту и совокупность, поскольку является суммой 3 и 4. Оно олицетворяет совершенство, уверенность, безопасность, покой, синтез, обилие Символы.

Знаки, 2007 174 . Возможно, здесь отражение мистической, колдовской стороны сущности героини. Не зря в нем Цветаева называет ахматову разъярительницей ветров, насылательницей метелей, чернокнижницей . 8 отвечает за материальное благополучие и процветание.

Пифагорейцы считали это число, представляющее собой сумму двух четверок, священным оно символизировало гармонию и стабильность, близкую к совершенству. Как симметричная цифра, 8 представляет собой перевернутый знак бесконечности и таит в себе раздвоенность, потому ее нередко воспринимали как символ одновременно двух миров - материального и духовного. В этом качестве она выражала космическое равновесие, циклическое обновление, возрождение и вечное блаженство Символы.

Знаки, 2007 175 . Вероятно, воплощение этой раздвоенности с одной стороны - материальное базар, булочная, уличная певица, в другой - духовное, которое и представляет в стихотворении Ахматова богомолка, Богородица хлыстовская . 9 - число постоянства и цикличности. Наиболее общее символическое толкование 9 - всемогущество, полнота, целое, рай на земле. Это число силы и энергии, но еще и разрушения и войны, поскольку представляет собой перевернутую шестерку, а также символ низшей, физической природы человека. 9 - число тройственного синтеза мысли, тела и духа или загробного мира, Земли и Неба Символы.

Знаки, 2007 177 . Девятое стихотворение цикла отражает порыв к чужому совершенству, чужому слову, несущему противоречия бытия и обреченному на их искупление в самом себе. 10 - мистическое число завершенности и единства. На бытовом уровне 10 символизирует законченность Символы. Знаки, 2007 178 . Десятое стихотворение, обнажая оппозицию жизни смерти, сопрягает семантику забвения памяти в образе креста из крапивы. 11 - избыточность числа 11 по сравнению с совершенной и законченной десяткой делала его в европейских странах нехорошим символом.

У ряда народов Европы оно было эмблемой опасности, конфликта, мятежа и даже приравнивалось по неблагоприятности к числу 13 Символы. Знаки, 2007 178 . В стихотворении подчеркивается огромность, всемерность и всемирность таланта Ахматовой для Цветаевой.

Ты солнце в выси мне застишь, Все звезды в твоей горсти! Цветаева, 1997, 1 309 . Завершающая 13 главка - гипотетическая встреча в земном мире в земных обстоятельствах, остающаяся недостижимой. Именование сводится к колебанию между земным и небесным и страстной жаждой обрести это небесное. 2.3.5.