Мотив зеркала

Мотив зеркала. Образы зеркальных отражений широко распространены в русской поэзии Серебряного века. С давних времен о зеркале говорили как о далеко необычном бытовом предмете, не случайно иногда оно наделяется даже речью и характером Свет мой зеркальце, скажи Его символика глубока и разнообразна.

Как волшебный предмет, зеркало бесстрастно отражает мир здешний и указывает на возможность нездешнего видения. Показывает картины прошлого и будущего, как, например, зеркало повелительницы эльфов во Властелине колец Д.Р.Р. Толкина.

Зеркало воспринимается и как граница между миром видимым и потусторонним, указывая на парадоксы иных возможных миров, как в произведении Льюиса Керолла Алиса в стране чудес. Подобно всякой границе, оно считается опасным, а потому с ним связано много примет и запретов. Так, например, когда в доме находится покойник, зеркало занавешивают или поворачивают к стене, чтобы усопший не вторгался в мир живых. Зеркало - это поливалентный и противоречивый символ с одной стороны оно фиксирует многообразие мира, с другой рассматривается как проекция сознания и познания, способного фиксировать предметы внешнего мира, ясно отражая истину.

Это символ воображения и познания, способного фиксировать предметы внешнего мира, ясно отражая истину Егазаров, 2003 320 . Зеркало - символ удвоения действительности, граница между земным и потусторонним миром. Как и другие границы окно, порог и т. п зеркало считается опасным и требует осторожного обращения Шарапова, 2001 257 . Воспроизводя образы, зеркало удерживает и как бы хранит их. Заглядывая в зеркало, мы, во-первых, видим обратное отражение во-вторых, изменяется цвет лица, волос, и это зависит от того, где висит зеркало.

Если оно висит у окна, то изображение в нем ярче, глаза неестественно блестят. Застывший образ, изъятый из общего содержания, далеко неадекватен подлинному мы видим себя такими, какими хотим казаться, поэтому зеркало содержит в себе одну из основных идей - идею двойника - символа зеркального отражения второго я человека Багдасарян, Орлов, 2005 124 . Отражательная способность зеркала порождать символическую аналогию с глазом и водой.

Х.Э. Керлот определяет зеркало как символ души, удерживающий и хранящий впечатления, и осуществляющий таким образом связь с миром Керлот, 1994 209 . Также зеркало воспринимается как дверь, через которую душа освобождается от власти этого мира, попадая в другой мир Керлот, 1994 209 . Свойством зеркала также является то, что оно связывается с символикой Луны и это подтверждается его отражательными характеристиками зеркало воспринимает образы как Луна воспринимает Солнечный свет. Подобно Луне, зеркало то закрыто, то открыто, то пусто, то заполнено.

Лунная образность, получившая огромное распространение в символизме, была своеобразным кодом, за которым стояла целая картина мира. Как показано А. Ханзен-Леве, лунный мир у символистов изначально связан с диаволическим началом это вторичный отраженный мир, противоположный истинному, солнечному, то есть, как и зеркальный мир Ханзен-Леве, 1999 218 . В культуре русской поэзии XX в. проблема зеркала выступает двояко как образ зеркала - предмета и в качестве зеркальности, как отношение отражаемости двух сущностей Объектов, миров, людей друг в друге.

Зеркало - предмет чаще всего встречается в текстах, связанных с традицией русского символизма. Одни писатели смотрятся в зеркало, другие - нет и как отмечают многие критики, А. Ахматова была поэтом, которая именно жила в зеркалах, то есть поэт, в отличие от актера, ищет в зеркалах средство, если можно так выразиться, стереоскопического самопознания Федотов, 1997 94 . В связи с этим вспомним одно из самых загадочных стихотворений цикла Полночные стихи - В Зазеркалье, в котором даже слышатся даже оттенки ревности Красотка очень молода, Но не из нашего столетья.

Вдвоем нам не бывать - та, третья, Нас не оставит никогда 5 июля 1963г Комарово Ахматова, 1990, 1 296 Ахматова поместила героев своего стихотворения в настоящее время, но пространство стихов не реальное, не земное, это пространство зазеркалья - потустороннего мира, ведь говорят, что зеркало - это проводник в другой мир. Ахматова сама попыталась заглянуть в эту бездну над сколькими безднами пела, и в скольких жила зеркалах. Другая тенденция порождена не обыгрыванием зеркала, как вещественного и одновременно магического предмета, а идеей зеркальности как основной универсальной структуры мира. Уже давно замечено, зеркальное отражение не просто повторяет, дублирует предмет.

Сродни чуду поэтического воображения оно живет новой, подчас пугающе независимой жизнью, почти как художественный образ, метафора или рифма как то или не то одновременно Федотов, 1997 94 . Зеркальное отражение исключительно многогранно и многоаспектно, особенно если зеркало не одно, если их множество и они расставлены искусной рукой художника Тогда образуется особый мир - Зазеркалье, в котором среди прочих обитателей отдельно от творческого субъекта, как душа отдельно от тела, загадочной потусторонней жизнью живет преображенное лирическое Я Федотов, 1997 94 . Проблема зеркальности наблюдается в творчестве многих поэтов, писателей, но проявляется она всегда по-разному, в зависимости от личностного мировоззрения автора.