Эпиграфы в цикле

Эпиграфы в цикле. Эпиграфом ко всему циклу Полночные стихи Ахматова взяла строки из главы Решка Поэмы без героя Только зеркало зеркалу снится, Тишина тишину сторожит Но и ко многим другим стихам цикла она подобрала эпиграфы, и это не случайно.

Зеркало и тишина - центральные мотивы и понятия.

Задана тональность и содержание цикла - функции. Эпиграф развернут в тексте цикла ассоциативно. Предвесенняя элегия toi qui mґas concole Gerard de Nerval - Ты, которая утешила меня - Жерар де Нерваль фр В Зазеркалье O quare beatam, Diva, tenes Cyprum et Memphin Hor О богиня, которая владычествует над счастливым островом Кипром и Мемфисом.

Гораций. Эпиграф к стихотворению Зов Аризоно доленте, который имел подстрочное разъяснение Название предпоследней сонаты Бетховена. В рукописи сборника Бег времени эпиграф был выписан более профессионально Arisono dolente. Бетховен, ор. 110 , а слова В которую-то исправлены на И в предпоследней. Тем не менее, в печатном тексте Бега времени эпиграф снят и соната остается неизвестно чьей и которой-то. Трудно угадать логику авторских колебаний. То ли на итоговом решении сказалось характерное для поэтики поздней Ахматовой избегание прямых называний но, в этом же цикле фигурирует Adagio Вивальди, правда, неясно, какое именно, то ли Ахматова опасалась, что в стихах будут искать иллюстрации к музыке. Во всяком случае, результат - вполне в духе поздней Ахматовой - двоится читателю и неизвестно, о какой музыке идет речь, и вместе с тем наверняка известно, что эпиграфом к Зову является тема из третьей части 31-й сонаты Бетховена.

Как вспоминает В.Я. Виленкин, с музыкой, которая однажды попадала в ее стихи, Анна Андреевна вообще потом не расставалась.

За пластинкой с запись. Предпоследней фортепианной сонаты Бетховена, ор. 110, она как-то заехала ко мне в час ночи, по дороге домой откуда-то из гостей Это было после ее встречи с Г.Г. Нейгаузом, который рассказал ей все об этой сонате и произвел на нее большое впечатление своей игрой Виленкин, 1987 67 . Ночное посещение. Эпиграф - Все ушли, и никто не вернулся - это название девятого стихотворения Ахматовой в цикле Из заветной тетради, в котором выражена вся боль от разлуки с сыном, от убийства мужа и многих друзей.

Вспомним первые строки из этого стихотворения Все ушли, и никто не вернулся, Только верный обету любви, Мой последний, лишь ты оглянулся, Чтоб увидеть все небо в крови Ахматова, 1990, 1 245 Сопоставив его с Ночным посещением, можно сразу обнаружить, что оно полностью раскрывает смысл последнего. Мы понимаем, что речь идет о дорогом человеке, который никогда уже не вернётся И тогда тебя твоя тревога, Ставшая судьбой, Уведет от моего порога В ледяной прибой. 2.3.6.