Образ Сократа в комедии Аристофана "Облака" и в диалогах Платона "Пир"

Институт Журналистики и Литературного Творчества. Творческая работа по Античной литературе Тема Образ Сократа в комедии Аристофана Облака и в диалогах Платона Пир. Работа студентки 1-го курса Очного отделения Факультета PR Рекламы Петрушовой Анны Руководитель Протопопова И.А. 2002 год. Содержание.I. Введение 2. Краткая биографическая справка о Сократе .стр. 1. Актуализация темы стр. II. Основная часть 3. Анализ комедии Аристофана Облакастр.4 позиция автора по отношению к философу 1. Историческая справка.стр.4. Диалоги Платона и образ Сократа стр.1. Биографическая справкастр.13 5. Пир и Сократ .стр.III. Заключение стр. IV. Список литературы.стр. V. Примечаниястр. I. Введение. 1. Актуализация темы. Философия занимает особое место среди других наук. Именно благодаря этой науке, человечество познает мир во всем его многообразии, изменяемости и неповторимости учится отличать доброе от злого, светлое от темного, вырабатывает особые представления о красоте, любви, гармонии, Вселенной и о бытие.

Философия - это наука жизни, о жизни и для жизни, ведь многое из того, о чем писали и говорили древние мудрецы, актуально и сегодня.

Существует огромное количество различных философских течений и направлений, но цель моей работы состоит не в том, чтобы подробно рассматривать различные философские учения, школы и особенности мировоззрения каждого из великих мыслителей, а в том, чтобы на отдельно взятых литературных примерах попытаться понять и исследовать, пусть небольшую, но от этого не менее значимую часть философского наследия одного из самих интересных мыслителей Древней Греции - Сократа проанализировать то, каким видели его современники, и выразить свою собственную позицию по отношению к этому философу. 2. Биографическая справка. Сократ около 470-399 до н. э древне - греческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода то есть метод, с использованием последовательных и систематически задаваемых вопросов, которые должны привести собеседника к логическому противоречию с самим собой, выявлению невежества и последующему формированию непротиворечивого суждения Родился во время праздника Фар гелии рождение Аполлона и Артемиды, праздник очищения.

По мнению последователей Сократа, вся жизнь философа прошла под знаком Аполлона, в семье скульптора и повитухи.

Получил обычное муссическое изучение музыки, поэзии, скульптуры, живописи, философии, речи, счета и т.д. и гимнастическое образование.

К 18-ти годам признается гражданином Афин. В возрасте 18-20 лет становится эфебом, военное дело для защиты своего государства и блага Отечества принимает участие в Пелопонесской войне, где проявляет себя как доблестный и выносливый воин. В дальнейшем, Сократ продолжает дело отца и ему приписывается авторство скульптуры Три одетые хариты музы грации, красоты, поэзии и т.д но затем стал заниматься философией и занимался ею до конца своих дней. Зимой и летом ходил в одном тонком плаще и босиком, считая, что внешнее не должно отвлекать от поиска истины и служению высшему благу.

Женат был 2 раза, вторая жена- Ксантиппа, от брака осталось четверо детей. Был обвинен в поклонении новым божествам и развращении молодежи и приговорен к смертной казни принял яд цикуты.

Излагал свое учение устно главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением мудреца. II. Основная часть. 3.

Анализ комедии Аристофана Облака

е. Но во время праздничного пира отец и сын ссорятся, в результате чего Ф... Поэтому, говоря об образе Сократа в комедии Аристофана Облака, следует... Но вернемся к анализу комедии. Разгневанный отец в запальчивости сжигает дом Сократа.

Историческая справка

И тут-то и кроется ключ к разгадке образа мыслителя, которого нарисова... Так в чем же собственно значимость последней фразы Стрепсиада, и почем... Увидев Стрепсиада, молили они старика о пощаде, но глух был старик к м... Того, кто даст им денег, смогут они обучить всему на свете Однако, ест... Булгакова Мастер и Маргарита, сначала предоставляя выбор, а затем уже ...

Диалоги Платона и образ Сократа

Основал в Афинах Академию, где обучал всех философии и провел всю свою... Федон вместе с ближайшими учениками присутствовал при кончине Сократа. до н. Наиболее ярко этот образ Сократа нарисован Платоном в диалоге Федон, к... Я закрылся плащом и оплакивал самого себя да Не его я оплакивал, но со...

выводы, связанные с прожитой жизнью и готовит своих учеников к последующей, возможно, более лучшей жизни. Мыслитель прекрасно знает о том, что через несколько часов он умрет, но встречает смерть на удивление спокойно, и даже радостно.

Он словно давно ждал свою смерть, и вот она наконец-то пришла за ним. Однако его ученики не могут понять своего учителя, они считают, что любой человек должен всеми силами держаться за эту жизнь, ведь и душа, как и тело, после смерти умирает. И именно в этот грозный и трагический день Сократ показал свою истинную силу духа и характер настоящего философа. Вместо того, чтобы поддаться общему настроению уныния и страха, он, с присущим ему спокойствием и рассудительностью начинает беседовать с учениками о жизни и смерти, душе, успокаивает и ободряет, их ищет и доказывает четырьмя главными аргументами тезис о бессмертии души. В этом диалоге Сократ предстает перед нами как философ- исследователь, который легко находит ответ на, казалось бы, совсем не разрешимые вопросы.

В качестве примера можно привести эпизод дискуссии Сократа, Симмия и Кебета, когда ученики подвергли сомнениям его доказательства о бессмертии души и как ловко учитель смог доказать свою правоту.

Разъясняя ученикам то или иное явление или понятие, Сократ всегда использует всегда очень яркие, но в тоже время и очень убедительные доказательства, которые заставляют учеников поверить в тот или иной факт правоты своего наставника. Говоря об образе Сократа в данном диалоге Платона, следует обратить внимание вот на какой момент. Проводя свою доказательную линию, Сократ всегда тщательно подбирает слова и выражения, от него не услышишь непродуманного высказывания, он словно пытается исследовать проблему с разных точек зрения, приходя, однако, в заключении к одному и тому же выводу.

Поражает также и его манера вести беседу. Если внимательно вчитываться в Федона, то можно заметить, что на протяжении всего действия диалога говорит практически сам Сократ, причем в свойственной ему манере задавать риторические вопросы. Получается, что философ, по сути, ведет разговор сам с собой, а ученики присутствуют лишь в качестве декораций, они как бы начинают философские дебаты, но главная роль, естественно, принадлежит не им, а их учителю.

Интересны также и другие особенности диалога Федон. Сократ выступает здесь в качестве первооткрывателя Вселенной, он впервые поставил вопрос о том, что Земля на самом деле круглая, на ней есть горы, впадины и т.д также он впервые поставил вопрос о реинкарнации перевоплощении души после смерти и бессмертии. Если душа умеренна и разумна, она послушно следует за вожатым и то, что окружает ее, ей знакомо. А душа, которая страстно привязана к телу, долго витает около него около видимого места 8, долго упорствует и много страдает И блуждает она одна во всяческой нужде и стеснении, пока не исполнятся времена, по прошествии коих она силою необходимости водворяется в обиталище, какого заслуживает.

А души, которые провели свою жизнь в чистоте и воздержанности, находят и спутников, и вожатых среди богов, и каждая поселяется в подобающем ей месте Завершая разговор о диалогах Платона мне хотелось бы обобщить основные положения моих выводов и тезисов.

Итак. Первое, о чем следует сказать, анализируя эти диалоги это об образе Сократа, как о человеке, который готов бросить вызов обществу. Второе образ Сократа можно отождествить с Иисусом Христом, в связи с их очень схожим отношением к смерти и жизни. Третье. Мыслитель изображается в диалогах, как настоящий философ, который не боится смерти, а наоборот, спокойно выпивает приготовленную для него чашу с ядом. Четвертое. В своих беседах с учениками, используя риторические вопросы и метод выведения причинно- следственных связей, приходит к доказательству какого-либо понятия.

Пятое. Впервые в античной философии поставил вопросы об устройстве Вселенной, о жизни и смерти, о бессмертии души, доказав этот тезис своими знаменитыми аргументами. взаимопереход противоположностей, самотождество идеи эйдоса души, знание, как припоминание того, что было, теория души, как эйдоса жизни. Заканчивая исследование образа Сократа, изображенного в диалогах Платона, необходимо остановиться на диалоге Пир и на данном примере рассмотреть еще одну грань в личности знаменитого и интересного философа Сократа. 5. Пир и Сократ.

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению самого образа Сократа в данном диалоге, необходимо несколько слов сказать о содержании диалога. Весь диалог представляет собой рассказ о пире ученика Сократа Аполлодора Фалерского, идущего из дома в Афины и встретившего по дороге своего приятеля Главкона. Сам Аполлодор на пиру, устроенном по случаю победы трагического поэта Агафона в афинском театре, не был, а слышал о нем от другого ученика Сократа, Аристодема, приведенного Сократом в дом Агафона.

Об этой своей беседе с Главконом Аполлодор и повествует своим друзьям. Таким образом, перед нами рассказ в рассказе, отражение отражения пира, пережитого двумя друзьями Сократа, очевидцами события, происшедшего очень давно приблизительно в 416 г. до н. э но оставившего неизгладимое впечатление на всех друзьях Сократа. Пересказ Аполлодором друзьям своей беседы с Главконом происходит около 400 г. до н. э т.е. примерно за год до смерти Сократа.

Говоря об этом диалоге, прежде всего нужно сказать о том, что это не совсем привычный диалог у Платона. Пир можно назвать скорее маленькой драматической постановкой, посвященной богу любви Эроту. Так какова же роль Сократа в этом диалоге и каким он может показаться читателям Читая Пир, невольно может показаться, что Сократ изображен здесь если не в комичном, то, по крайней мере, несколько в несвойственном для данного мыслителя образе.

Почему я пришла к этим выводам Дело в том, что уже с самих первых страниц мы встречаемся с таким описанием некоторых черт характера и определенными формами диалогов, которые характерны больше для трудов Аристофана, чем диалогам Платона. Сократ, предаваясь своим мыслям, всю дорогу отставал, а когда Аристодем останавливался его подождать, велел ему идти вперед А Сократа что же привел к нам -И я продолжал Аристодем обернулся, а Сократ, гляжу, не идет следом пришлось объяснить, что сам я пришел с Сократом, который и пригласил меня сюда ужинать - И отлично сделал, что пришел ответил хозяин но где же он -Он только что вошел сюда следом за мной, и я сам не могу понять, куда он девался. а другой раб тем временем вернулся и доложил Сократ, мол, повернул назад и теперь стоит в сенях соседнего дома, а на зов идти отказывается Не нужно сказал он оставьте его в покое.

Такая уж у него привычка-отойдет куда-нибудь в сторонку и сядет там. Затем они начали ужинать, а Сократа все не было. Агафон не раз порывался послать за ним, но Аристодем этому противился.

Наконец Сократ все-таки явился, как раз к середине ужина, промешкав против обыкновения, не так уж долго Сюда, Сократ, располагайся рядом со мной, чтобы и мне досталась доля той мудрости, которая осенила тебя в сенях. Ведь, конечно же, ты нашел ее и завладел ею, иначе ты бы не тронулся с места Но насколько это соответствует действительности На мой взгляд, Платон не случайно изобразил Сократа в таком виде. Рассуждая о любви Эроте в этом диалоге, он тем самим стремится показать, что даже великие философы не могут понять всю сущность любви, они склоняются перед этой непонятной и великой силой.

Именно поэтому Сократ и говорит после речи Агафона, что он не сможет сказать лучшую похвальную речь, чем те, которые уже прозвучали. Отсюда и его сомнения в необходимости произносить эту речь и обращение к собравшимся с просьбой разрешить говорить об Эроте таким языком, которым он считает нужным.

Я, например, как подумал, что мне не сказать ничего такого, что хотя бы только приближалось по красоте к этой речи, готов был бежать от стыда, если бы можно было бы. Решай же Федр, нужна ли тебе еще и такая речь, где об Эроте будет сказана правда, и притом в первых попавшихся, взятых наугад выражениях В дальнейшем мы видим, что в данном диалоге Сократ предстает нам скорее в образе ученика, чем в образе опытного и мудрого учителя. Иллюстрацией к этому может служить беседа Диотимы и Сократа о сущности любви.

На протяжении всей беседы, читатели видят, что философ постоянно говорит о том, что обращался к Диотиме с просьбой научить и раскрыть перед ним понятие любовь, ее сущность. И уже сам Сократ ведет себя как очень прилежный ученик, готовый учиться великой мудрости. Однако, говоря об образе Сократа в диалоге Платона Пир, нужно обязательно сказать и о том, что именно в этом диалоге дается характеристика Сократа его друзьями, что позволяет по-настоящему понять и представить этого мыслителя.

Вспомним, с каким восхищением говорит Алкивиад о Сократе, с какой любовью отзывается он о речах, поступках Сократа Когда мы, например, слушаем речь какого-нибудь другого оратора, даже очень хорошего, это никого из нас не волнует. А слушая тебя или твои речи, все мы бываем потрясены и увлечены. Ему совершенно не важно, красив человек или нет, богат ли и обладает каким-нибудь другим преимуществом. Все эти ценности он ни во что не ставит. выносливостью он превосходил не только меня, но вообще всех. Сократ и в повадке своей, и в речах настолько своеобычен, что ни среди древних, ни среди ныне живущих не найдешь человека, хотя бы отдаленно похожего на него. речи его больше всего похожи на раскрывающихся силенов 9. на первых порах речи его кажутся смешными но если раскрыть их и заглянуть внутрь, то сначала видишь, что только они и содержательны, а потом, что речи эти божественны, что они таят в себе множество изваяний добродетели.

Но разве может говорить такие вещи о мыслителе совершенно не знакомый с особенностями его личности и философии человек Я думаю, что нет. Поэтому только диалог Платона Пир можно назвать настоящим портретом Сократа.

Только тут мы видим его истинные душевные качества, как то благородство, стремление найти ответы на вечные вопросы, равнодушие ко всякого рода внешним и физическим проявлением жизни, аскетизм, вера в светлое и прекрасное, умение всегда помочь человеку в трудную минуту, презрение ко всякого рода обычаям и нормам.

III. Заключение. В заключении мне хотелось бы обобщить все те результаты, к которым я пришла в этой работе, а так же высказать свою точку зрения по данной проблеме. В истории существует масса примеров о том, как какая-нибудь известная личность подвергалась при жизни гонениям, ее не понимали, но только после смерти этот человек возносился на пьедестал почета. Также очень часто бывало, что многое из того, что было известно об этом человеке или опровергалось спустя какое-то время, или, наоборот, появлялись какие-нибудь факты, подтверждавшее доказательство ранее известного факта.

Говоря о личности Сократа, его роли для дальнейшего развития философии, науки, да и просто влиянии этого мыслителя на судьбы и жизни других людей, следует всегда помнить о том, что речь идет не о простом мыслителе, а о человеке, во многом остающегося загадкой из-за своей противоречивости и двойственности натуры, поэтому до сих пор нет четкой позиции по отношению к данному мыслителю.

Одни люди полагают, что Сократ был обычным мошенником и проходимцем, который лишь вытягивал деньги и учил каким-то непонятным и ненужным наукам. Другие, напротив - считали его идеалом духовного совершенства и поклонялись ему, подобно богу. Однако, эти различные отношения к философу только свидетельствуют о том, что этот человек пользовался огромным влиянием в то время. Можно по-разному относится к личности, учению Сократа, но нельзя забывать и о том, что этот мыслитель внес огромный вклад в развитие философской мысли, заложил основы диалектики, искусству выяснять истину с помощью наводящих вопросов.

Образ этого мыслителя нашел свое отражение в таких произведениях великих греческих мастеров слова, как Облака Аристофана и многочисленных диалогах Платона. Безусловно, то, каким видел Сократа комедиограф Аристофан и то, каким мудреца изобразил Платон в своих диалогах абсолютно противоречивы, но все-таки нельзя не отдать должное тому, с каким уважением говорят эти люди о Сократе.

И хотя у одного из них мы видим злую насмешку над всей софистикой, попытки изобразить и мудреца в роли предводителя софистов, а другого почти слепое обожание и поклонение, все же оба этих автора сходны в одном они оба считаются с мудростью Сократа и его гениальностью. Напоследок, мне хочется изложить свою точку зрения на личность данного мыслителя. На мой взгляд, Сократа можно отождествить с двумя главными героями в произведении М. Булгакова Мастер и Маргарита - Воландом и Ешуа настолько противоречивой показалась мне его личность философа.

Говоря о том, что Сократ подобен Христу, я прежде всего подразумеваю его отношение к смерти, к страданиям. С Воландом сравниваю в связи с той мощной силой речи, которой подчиняются огромные толпы людей, они словно заколдованные следуют за своим учителем. Иными словами, говоря о Сократе, а особенно об образе, нарисованном в различных литературных памятниках, трудно прийти к определенной позиции и точке зрения на жизнь и творчество данного философа, каждый раз будут появляться все новые и новые детали, дополняющие образ великого мудреца.

IV. Список литературы. 1. Советский энциклопедический словарь. Москва. Советская энциклопедия. 1989 г. 2. Серия Всемирная галерея. Литература Древней Греции. Саба. Александр ПРИНТ. Санкт-Петербург. 1995 г. 3. Античная литература. Учебник по литературе по редакцией А. А. Тахо- Годи. Москва. Просвещение 1980. 4. Серия Философское Наследие.

Платон. Сочинения. Том 2. Издательство Социально-экономической литературы. Мысль. Москва. 1970 г. V. Примечания. 1 ГИПЕРБОЛИЗМ преувеличение, тоже, что и гипербола. 2 НАТУРФИЛОСОФИЯ естественные науки в Древней Греции алхимия, биология, физика и т.д. 3 АНТРОПОМОРФНЫЕ человекоподобные. антропо- человек, морфо- подобный, равный. 4 АГОН это наиболее острое столкновение, центральный диалог, связанный с главным конфликтом в пьесе. 5 ЕВРИПИД древне- греческий поэт-драматург, один из трех великих трагиков. 6 ЭСХИЛ дрене- греческий поэт-драматург, основатель трагедии. 7 НИГИЛИЗМ отрицание общепринятых ценностей идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. 8 ВИДИМОЕ МЕСТО у древних греков могила, место погребения, у которого, по верованиям греков, летает душа умершего. 9 СИЛЕНЫ забавные смешные фигурки, изображающие козлоногих спутников Диониса, использовались для хранения ароматных веществ, драгоценностей, изображения богов.