рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диалоги Платона и образ Сократа

Работа сделанна в 2002 году

Диалоги Платона и образ Сократа - раздел Литература, - 2002 год - Образ Сократа в комедии Аристофана "Облака" и в диалогах Платона "Пир" Диалоги Платона И Образ Сократа. Исследуя Литературный Образ Сократа, ...

Диалоги Платона и образ Сократа.

Исследуя литературный образ Сократа, его наследие и влияние на последующее развитие культуры, необходимо подробно остановиться и рассмотреть на примере нескольких диалогов о том, каким видел Сократа знаменитый греческий философ Платон. 4.1. Биографическая справка. Платон 427- 347 гг. до н. э великий греческий философ и писатель. Родился в 427 г. до н. э в Афинах. Он происходит из старинного аристократического рода по отцу от последнего аттического царя Кодра, по матери от знаменитого законодателя VI в. Солона.

Платон был всесторонне развитым человеком, в молодости занимался драматургией, поэзией, живописью, музыкой, атлетикой. После встречи с Сократом основной деятельностью Платона становится философия. Основал в Афинах Академию, где обучал всех философии и провел всю свою жизнь эта школа просуществовала до конца античности. Свое философское учение излагал в форме диалогов, до сегодняшнего дня дошло 23 диалога и одна речь, главным героем в которых, за исключением Законов, являлся Сократ.

Философия Платона это учение объективного идеализма учение о том, что чувственно воспринимаемый мир является лишь слабым отражением высшего абсолютного идеала, то есть материальный мир это воплощение бесконечного множества идей, реализующихся в различных формах материи. Высшим воплощением красоты для Платона является прекрасный, соразмерный, гармоничный, построенный по геометрическим законам космос.

Его художественными особенностями было использование собственных мифов или мифологических рассказов с особым символическим смыслом, выражающих платоновскую философскую концепцию своеобразных поэтических приемов, высокий драматизм повествования и комические ситуации. Говоря об образе Сократа в диалогах Платона, прежде всего стоит остановиться на некоторых, присущих только этому великому философу, литературных и стилистических деталях этих диалогов. Первое, с чего следует начать, разбирая наследие мыслителя, это с того, что диалоги Платона это своеобразные драматические сцены, где собеседники, умудренные в жизни и философии, ведут умный, живой и острый диалектический спор, отыскивая ответ на поставленную в начале разговора задачу.

Таким примером может служить, например, знаменитый диалог Платона Пир, где присутствующие на пиру люди ведут между собой спор о том, что такое любовь и кто такой Эрот. Другой особенностью диалогов Платона является использование собственных созданных мифов и мифологических рассказов, которые помогают понять особенности философских взглядов, как самого Платона, так и его собеседников.

Однако, кроме этих перечисленных особенностей, для диалогов Платона также характерно то, что, например, мудрая беседа говорящих иной раз прерывается бытовыми сценами, в которых вырисовывается живописный образ героев, окружающая их обстановка, сама атмосфера спора. Платону в равной мере удаются веселый комизм, тонкий юмор, злая сатира Ион, Гиппий большой, Протагор, Пир и глубокая, проникновенная зарисовка драматических и даже трагических событий на фоне различных житейских деталях суд над Сократом Апология, его пребывание в тюрьме Критон, прощание с друзьями и женой, снятие кандалов, горе учеников, чаша с ядом, которую спокойно выпивает Сократ, его хладнокровное наблюдение над действием яда и, наконец, последнее слово перед смертью.

А теперь мне бы хотелось подробно проанализировать диалог Платона Федон, а также речь Сократа перед народным собранием во время суда в диалоге Апология.

Читая любой диалог у Платона, сразу же возникает вполне конкретный образ философа и человека, с особым мировоззрением, учением и характером. Именно в этих диалогах полностью раскрывается личность этого великого и непохожего на других мудреца Сократа. Единственное, о чем следует всегда помнить, когда читаешь диалоги Платона, это о том, что очень часто за высказываниями Сократа скрывается сам Платон, со своим особым философским видением мира. Но вернемся непосредственно к самому диалогу Федон. Для того, чтобы лучше понять образ Сократа в диалогах Платона, необходимо прежде дать краткое содержание всего диалога. Диалог Федон по праву можно назвать подлинным драматическим произведением, которое повествует о последних часах жизни Сократа перед смертью, его разговоре с учениками и смерти философа.

Философские размышления о бессмертии души включены в завязку диалога встречу Эхекрата и Федона и развязку - смерть Сократа.

Эхекрат житель Флиунта, пифагореец, ученик Филолая и Эврита. Федон из Элиды, проданный в рабство в Афины во время спартано- элидской войны, но был выкуплен при содействии Сократа и стал его ближайшим другом и учеником, основатель элидской философской школы. Федон вместе с ближайшими учениками присутствовал при кончине Сократа. Примерно месяц спустя после этого тягостного события он явился в город Флиунт, встретися с Эхикратом и рассказал о последнем дне жизни Сократа, потому что за это время подробности о смерти философа еще не успели дойти до провинциального Флиунта.

Среди главных собеседников Сократа в рассказе Федона Кебет и Симмий, фиванцы, ученики пифагорейца Филолая, оба изощренные в диалектике и диспутах Аполлодор юный почитатель Сократа, глубоко переживающий происходящее с учителем, а также Критон старый друг и земляк Сократа, не особо разбирающийся в философии, но очень преданный душевно этому мудрецу. Действие происходит в 399 г. до н. э. Время написания диалога - вторая половина 80-х первая половина 70-х годов IV в. до н. э. Федон составляет заключительную часть триптиха, двумя первыми частями которого являются Апология Сократа и Критон.

Итак, каким же показан Сократ в диалогах Платона, и почему для своей работы я использовала диалоги Федон и речь Сократа в диалоге Апология Сократа На мой взгляд, именно эти диалоги, в которых речь идет о бессмертии, жизни и смерти, душе Федон, а также о справедливости и правосудии Апология являются самыми характерными и показательными для характеристики великого мыслителя и наиболее полно раскрывающий личность этого человека.

В речи Сократа перед афинской публикой в диалоге Апология мы видим перед собой гордого, бескомпромиссного гражданина, который способен отстаивать свои интересы и убеждения, и предсказывающий справедливое наказание за свою смерть. Из-за малого срока, который мне осталось жить, афиняне, теперь пойдет о вас дурная слава, и люди, склонные поносить наш город, будут винить вас в том, что вы лишили жизни Сократа, человека мудрого, будут утверждать, что я мудрец, хотя это и не так. Не хватить- то у меня, правда, что не хватило, только не доводов, а дерзости и бесстыдства и желания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слышать чтобы я оплакивал себя, горевал словом, делал и говорил многое, что вы привыкли слышать от других, но что недостойно меня, как я утверждаю.

Однако и тогда, когда мне угрожала опасность, не находил я нужным прибегать к тому, что подобает лишь рабу, и теперь не раскаиваюсь в том, что защищался таким образом. Я скорее предпочитаю умереть после такой защиты, чем оставаться в живых, защищаясь иначе.

Избегнуть смерти нетрудно, а вот, что гораздо труднее это избегнуть испорченности она настигает быстрее смерти. А теперь, мне хочется предсказать будущее вам, осудившим меня. постигнет вас кара тяжелее той смерти, которой вы меня покарали. больше появиться у вас обличителей я до сих пор их сдерживал В этом, да и последующем диалоге Федон Сократ чем то напоминает Иисуса Христа, когда того ведут на Голгофу.

И действительно, если вспомнить то, как изображается суд, а затем и сам процесс казни Христа хотя бы в произведении М. Булгакова Мастер и Маргарита, то становится понятным такое сравнение. Ведь и Сократ, и Иисус ведут себя примерно одинаково они оба спокойно принимают решение суда, после отправляются на смерть, и при этом они пытаются объяснить и доказать другим людям, что смерть это естественно, что они умирают ради высшей цели, и что если человек действительно сильный духом, то он должен принимать любые веления судьбы с легкостью и спокойствием.

Однако, тут сразу же видны и очень резкие различия. Прежде всего, если Иисус всегда это спокойствие, покорность и смирение перед лицом судьбы, он всем своим видом как бы показывает, что не нужно противиться тому, что должно произойти, все равно потом будет лучше, нужно лишь подождать то Сократ это, пусть скрытый, но все-таки дух бунтарства, протеста против хода и решения судьбы.

Сократ не боится идти против общества, его законов, ведь даже эта, пусть небольшая речь, сказанная перед судом уже является показателем того, что думает и какую позицию занимает этот человек по отношению к общественному мнению. Он стоит выше общества и понимает, что любое зло в конце концов будет наказано, именно это он и пророчит собравшимся во время суда. И Сократ в общем-то прав. Как известно, зло, совершенное человеком, возвращается к нему бумерангом в троекратном размере.

Ведь после смерти Сократа, он стал воплощением мудрости и добродетели. Но вернемся и завершим сравнение Сократа и Иисуса Христа. Помимо общего в их отношении к смерти, можно заметить еще одну интересную общую деталь. И Христос, и Сократ являют собой воплощение высшего нравственного и духовно возвышенного образа. Они оба проповедуют чистые и светлые идеи бытия, с той лишь разницей, что Сократ все-таки учит более рационалистическим и приближенным к реальной жизни аспектам философии, а учение Христа направлено больше на духовную сущность человека, на раскрытие и приобщение к высшим, мистическим формам познания.

Однако и тот, и другой постоянно искали истину, пытались объяснить своим ученикам сущность бытия, жизни и смерти. Наиболее ярко этот образ Сократа нарисован Платоном в диалоге Федон, когда Сократ вместе с учениками пытается найти и доказывает бессмертие души. Но несмотря на эти различия, все-таки можно сказать, что в диалогах Платона перед читателями предстает Сократ в образе великомученика-философа, которого не понимали многие современники, но который с гордостью выступил против общества, за что и был впоследствии казнен.

Уже одна небольшая речь Сократа перед судом помогает нам лучше понять личность этого мыслителя. Говоря об образе Сократа в диалогах Платона, даже на основе анализа небольшого диалога Сократа перед судом, сразу же возникает вполне конкретный образ человека, аскета по воспитанию и образу жизни, человека, который не боится пойти против каких-то не устраивающих его общественных норм и порядков, человека, считавшего, что никакие внешние проявления жизни, будь то еда, вино, слава или доблести, никогда не смогут заменить настоящему философу истинному служителю прекрасной и возвышенной мудрости духовной стороны жизни.

По мнению Сократа, физическое, телесное только мешает познанию истины, оскверняет душу, делая ее тяжелой и не способной к добродетели, поэтому человек должен отказаться, перестать думать о физической составляющей жизни страдания, страсти, желания, потребности и т.д. и сосредоточиться на духовной сущности, и тем, самим он сможет прикоснуться, познать высшую мудрость и добродетель, а в конечном счете прийти к прекрасному и светлому состоянию вечного покоя и умиротворенности.

Даже внешний облик философа, его стиль поведения постоянно подтверждали этот принцип. Многие современники считали, что ходя зимой и летом в одном плаще и почти всегда босиком, Сократ, тем самым, бросает им вызов, ставя себя превыше других.

Однако, следует помнить, что говоря о Сократе, речь идет не об обычном философе, а о человеке, чей внутренний нравственный стержень был настолько сильным, что невозможно было не преклоняться перед ним. Именно поэтому его аскетическое, а во многом равнодушное отношение к физической стороне жизни являлось примером, отражающим образ настоящего философа, т. е. человека, который может спокойно вынести все трудности и лишения жизни ради служения высшему благу а именно познанию вечных вопросов бытия А теперь мне бы хотелось рассмотреть то, каким мы видим Сократа в одном из самых, на мой взгляд, центральном и основополагающем диалоге Платона Федон, где рассказывается о последних часах жизни Сократа.

Уже с самого начала читая этот диалог, становится понятным то, как сам Платон относится к этому мыслителю. На протяжении всего диалога можно проследить скрытое, а порой и явное восхищение, уважение перед мудростью данного мыслителя, даже в какой-то мере попытки защитить своего любимца от неминуемой гибели.

Вспомним, например, то, как о Сократе отзываются его ученики До сих пор большинство из нас еще как-то удерживалось от слез, но, увидев, как он пьет и как он выпил яд, мы уже не могли сдержать себя. У меня самого, как я ни крепился, слезы лились ручьем. Я закрылся плащом и оплакивал самого себя да Не его я оплакивал, но собственное горе потерю такого друга Таков, Эхекрат, был конец нашего друга, человека мы вправе это сказать самого лучшего из всех, кого нам довелось узнать на нашем веку, да и вообще самого разумного и справедливого. мы словно лишились отца и на всю жизнь оставались сиротами.

Действительно, окружающие именно так и воспринимали казнь Сократа, как смерть очень близкого и дорогого им человека, ведь в его учение были заложены многие нравственные принципы, без которых человеку вообще трудно прожить в обществе, а лишившись их, вместе со смертью философа, люди обречены на вечные страдания.

Но давайте теперь рассмотрим, как же ведет себя Сократ, во время своего последнего дня жизни. В диалоге Федон отразился, на мой взгляд, весь жизненный путь Сократа, который как бы подводит итог своим философским рассуждениям, делает

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Образ Сократа в комедии Аристофана "Облака" и в диалогах Платона "Пир"

Философия - это наука жизни, о жизни и для жизни, ведь многое из того, о чем писали и говорили древние мудрецы, актуально и сегодня. Существует огромное количество различных философских течений и направлений, но… По мнению последователей Сократа, вся жизнь философа прошла под знаком Аполлона, в семье скульптора и повитухи.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалоги Платона и образ Сократа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Анализ комедии Аристофана Облака
Анализ комедии Аристофана Облака. Говоря об образе Сократа в античной литературе, прежде всего, хотелось бы остановиться на комедии Аристофана Облака. Итак, каким же видел знаменитого филосо

Историческая справка
Историческая справка. Софистика- от слова Sofos- мудрый, мудрец- первый в истории европейской культуры прецедент оплачиваемого интеллектуального труда. Софисты считали себя учителями мудрост

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги