рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Начало творческого пути Н.В.Гоголя

Работа сделанна в 2007 году

Начало творческого пути Н.В.Гоголя - раздел Литература, - 2007 год - Петербург в произведениях Гоголя Начало Творческого Пути Н.в.гоголя. Каждый Большой Художник - Это Целый Мир. ...

Начало творческого пути Н.В.Гоголя. Каждый большой художник - это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его многогранность и неповторимую красоту - значит приблизить себя к познанию бесконечного разнообразия жизни, поставить себя на какую-то более высокую степень духовного, эстетического развития. Творчество каждого крупного писателя - драгоценный кладезь художественного и душевного, можно сказать, «человековедческого» опыта, имеющего громадное значение для поступательного развития общества.

Щедрин называл художественную литературу «сокращённой вселенной». Изучая её, человек обретает крылья, оказывается способным шире, глубже понять историю и тот всегда беспокойный современный мир, в котором он живёт. Великое прошлое невидимыми нитями связано с настоящим. В художественном наследии запечатлены история и душа народа. Вот почему оно - неиссякаемый источник его духовного и эмоционального обогащения. В этом же состоит реальная ценность и русской классики.

Своим гражданским темпераментом, своим романтическим порывом, глубоким и бесстрашным анализом реальных противоречий действительности она оказала громадное влияние на развитие освободительного движения России. Генрих Манн справедливо говорил, что русская литература была революцией «ещё до того, как произошла революция». Особая роль в этом отношении принадлежала Гоголю. «…Мы не знаем писал Чернышевский как могла бы Россия обойтись без Гоголя». В этих словах, возможно, всего нагляднее отразилось отношение революционной демократии и всей передовой русской общественной мысли XIX века к автору «Ревизора» и «Мёртвых душ». Герцен говорил о русской литературе: «…слагая песни, она разрушала; смеясь, она подкапывалась». Смех Гоголя также обладал огромной разрушающей силой.

Он подрывал веру в мнимую незыблемость полицейско-бюрократического режима, которому Николай I пытался придать ореол несокрушимого могущества; он выставлял на «всенародные очи» гнилость этого режима, всё то, что Герцен называл «наглой откровенностью самовластья». Появление творчества Гоголя было исторически закономерно. В конце 20-х - начале 30-х годов XIX века перед русской литературой возникали новые, большие задачи.

Быстро развивавшийся процесс разложения крепостничества и абсолютизма вызывал в передовых слоях русского общества всё более настойчивые, страстные поиски выхода их кризиса, будил мысль о дальнейших путях исторического развития России. Творчество Гоголя отражало возраставшее недовольство народа крепостническим строем, его пробуждавшуюся революционную энергию, его стремление к иной, более совершенной действительности. Белинский называл Гоголя «одним из великих вождей» своей страны «на пути сознания, развития, прогресса». По следу, проложенному Пушкиным, шёл Гоголь, но шёл своим путём. Пушкин раскрыл глубокие противоречия современного общества.

Но при всём том мир, художественно осознанный поэтом, исполнен красоты и гармонии, стихия отрицания уравновешена стихией утверждения.

Обличие общественных пороков сочетается с прославлением могущества и благородства человеческого разума. Пушкин, по верному слову Аполлона Григорьева, «был чистым, возвышенным и гармоническим эхом всего, всё претворяя в красоту и гармонию». Художественный мир Гоголя не столь универсален и всеобъемлющ. Иным было и его восприятие современной жизни. В творчестве Пушкина много света, солнца, радости. Вся его поэзия проникнута несокрушимой силой человеческого духа, она была апофеозом молодости, светлых надежд и веры, она отражала кипение страстей и того «разгула на пиру жизни», о котором восторженно писал Белинский.

Пушкин охватил все стороны русской жизни, но уже в его время возникла необходимость в более детальном исследовании отдельных её сфер. Реализм Гоголя, как и Пушкина, был проникнут духом бесстрашного анализа сущности социальных явлений современности. Но своеобразие гоголевского реализма состояла в том, что он совмещал в себе широту осмысления действительности в целом с подробным микроскопическим исследованием её самых потаённых закоулков.

Гоголь изображает своих героев во всей конкретности их общественного бытия, во всех мельчайших деталях их бытового уклада, их повседневного существования. «Зачем же изображать бедность, да бедность, да несовершенство нашей жизни, выкапывая людей из глуши, из отдалённых закоулков государства?» Эти начальные строки из второго тома «Мёртвых душ», может быть, лучше всего раскрывают пафос гоголевского творчества.

Значительная его часть была сосредоточена на изображении бедности и несовершенства жизни. Никогда прежде противоречия русской действительности не были так обнажены, как в 30 - 40-х годах. Критическое изображение её уродств и безобразий становилось главной задачей литературы. И это гениально ощутил Гоголь. Объясняя в четвёртом письме «По поводу «Мёртвых душ» причины сожжения в 1845 году второго тома поэмы, он заметил, что бессмысленно сейчас «вывести несколько прекрасных характеров, обнаруживающих высокое благородство нашей породы». И далее он пишет: «Нет, бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже всё поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Гоголь был убеждён, что в условиях современной ему России идеал и красоту жизни можно выразить прежде всего через отрицание безобразной действительности.

Именно таким было его творчество, в этом заключалось своеобразие его реализма.

В знаменитом рассуждении о двух типах художников, которым открывается седьмая глава «Мёртвых душ», Гоголь противопоставляет парящему в небесах романтическому вдохновению тяжёлый, но благородный труд писателя-реалиста, дерзающего выставить на всенародные очи «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». Больше всего Гоголю была враждебна идеализация жизни, всегда казавшаяся ему оскорбительной для художника.

Только правда, какой бы дорогой ценой она ни достигалась, достойна искусства. Гоголь хорошо понимал трагический характер современной ему общественной жизни. Его сатира не просто отрицала и обличала. Она впервые приобрела аналитический, исследовательский характер. В своих произведениях Гоголь не только показывал те или иные стороны русской «ежедневной действительности», но и вскрывал её внутренний механизм, не только изображал зло, но и пытался выяснить, откуда оно происходит, что его порождает.

Исследование вещественной, материально - бытовой основы жизни, её невидимых черт и возникающих из неё нищих духом характеров, самонадеянно уверовавших в своё достоинство и право, было открытием Гоголя в истории отечественной литературы. Белинский отмечал, что в авторе «Ревизора» и «Мёртвых душ» русская литература обрела своего «самого национального писателя». Общенациональное значение Гоголя критик видел в том, что с появлением этого художника наша литература обратилась к русской действительности. «Может быть писал он через это она сделалась более одностороннею и даже однообразною, зато и боле оригинальною, самобытною, а следовательно, и истинною». Всестороннее изображение реальных процессов жизни, исследование её «ревущих противоречий» - по этому пути пойдёт вся большая русская литература послегоголевской эпохи.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Петербург в произведениях Гоголя

Интересно узнать культуру и быт людей, живших в Петербурге в то время. Причём люди жили там разные: как буржуазия и дворяне, так и совсем… У каждого писателя было своё видение Петербурга. Возможно сравнить мнения… Начало творческого пути Н.В.Гоголя. Каждый большой художник - это целый мир. Войти в этот мир, ощутить его…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Начало творческого пути Н.В.Гоголя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Художественный мир писателя
Художественный мир писателя. Художественный мир Гоголя необыкновенно своеобразен и сложен. Кажущаяся простота и ясность его произведений не должна обманывать. На них лежит отпечаток оригинал

Петербург в произведениях Н.В.Гоголя
Петербург в произведениях Н.В.Гоголя. Белинский считал Гоголя представителем литературы «среднего сословия», ибо герои его произведений - выходцы из социальных низов, обитатели чердаков и подвалов,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги