Трнсформация демонических мотивов в иронических поэмах М.Ю. Лермонтова

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОНИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ИРОНИЧЕСКИХ ПОЭМАХ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Курсовая работа Научный руководитель: Синякова Людмила Николаевна Новосибирск, 2005 Содержание: Введение. Глава I. Демонические мотивы в литературе. Глава II. Демонические мотивы в творчестве Лермонтова. Глава III. Трансформация демонических мотивов в иронических поэмах «Сашка» и «Сказка для детей». Библиография. Введение.М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление в истории литературной жизни России.

Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью. В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую борьбу мнений, особенно по поводу такой неоднозначной темы, как демонические мотивы и их развитие в творчестве Лермонтова. И в критической литературе далеко не новый термин – «демонизм» - обраел в лермонтоведении как бы новую жизнь, объединив в себе философский смысл (индивидуализм, эгоцентризм) с психологическим («безочарование») и художническим (демонический характер). Раскрывая какую-то одну сторону демонизма как особой системы взглядов на человека, природу и общество, исследователи дополняют друг друга, углубляя суть понятия «демонизм». Но как только речь заходит об отношении самого Лермонтова к демону и демонизму, возникает весьма противоречивая картина.

На одном полюсе – поэт, вступающий в спор со своим героем, на другом – поэт – почти двойник героя; между этими крайними полюсами поэт – постепенно побеждающий демонического героя, отвергающий его. Название работы несет на себе отпечаток условности, как и сам термин мотив. В Лермонтовской энциклопедии (1981г.) дается следующее определение: "Мотив - (от французского motif - мелодия, напев) - устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений". Мотив может быть рассмотрен в контексте всего творчества одного или нескольких писателей, какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи, а также отдельного произведения.

В поэзии воплощается в ведущих темах, символах, сюжетных ситуациях, образах.

Распространившись на сферу исследований индивидуального творчества и став актуальным аспектом современного литературоведческого анализа, термин "мотив" все более утрачивает свое прежнее содержание, относившееся к формальной структуре произведения: из области "строгой" поэтики он переходит в область изучения мировоззрения и психологии писателя (или даже психологии творчества). Мотивами стали называть и характерные для поэта лирические темы или комплекс чувств и переживаний, а также константные свойства его лирического образа, независимо от того, находили ли они соответствующее выражение в какой-либо устойчивой формуле.

В этом смысле термин "мотив" широко используются в исследованиях поэзии и в современном лермонтоведении.

Именно в таком расширенном варианте и будет использоваться этот термин в данной работе. Данная работа- это лишь маленькая попытка на основе всего имеющегося на сегодняшний день материала обозначить и рассмотреть основные, наиболее важные, моменты противоречивого отношения Лермонтова к созданному им образу. Цель работы – показать на примере так называемых иронических поэм показать трансформацию демонических мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Глава I.

Демонические мотивы в литературе

Интерес к демоническому, возникший у романтиков, был не случайным; его... Одним из первых к проблеме переосмысления библейской истории и библейс... В демонических картинах первого бунта, живописуемых Мильтоном, совреме... Ее отражение и развитие связано с именами Блейка ("Пророческие книги",... Его слова: "Добро и зло - две сущности, даятель Не создает их.

Демонические мотивы в творчестве Лермонтова

Демонические мотивы в творчестве Лермонтова. Вот поэтому ореол величия всех демонических героев Лермонтова заключае... Таким образом, демонизм у Лермонтова не философия зла, а демон – не си... Образы Арбенина, Демона (III редакция), Печорина («Княгиня Лиговская) ... Отказываясь («как психолог») «вскрывать характер» Сашки, выставлять ег...

выводы о изменении демонического героя и его темы. Он сам характеризует настроение, сопутствовавшее созданию первых вариантов произведения: «Кипя огнем и силой юных лет, Я прежде пел про демона иного: То был безумный, страстный, детский бред» В этих строках подтверждает изменение самой природы своего демонического героя, и то, что ему уже не свойственны те порывы юности, которые толкали его на «воспевание» прежнего Демона.

Так же поэт делает шутливое сопоставление своего прежнего Демона с различными «соплеменниками» Сатаны: «Если б им была дана Земная форма, по речам, по платью, Я мог бы сволочь различить со знатью, Но дух – известно, что такое дух! Жизнь, сила, чувства, зренье, голос, слух – Мысль – без тела – часто в видах разных (Бесов вообще рисуют безобразных)». Оказывается, такого рода бесплотные существа, над которыми явно иронизирует (не веря в их бытие) автор, не имеют ничего общего с Демоном, рожденным в его воображении.

Но окинув взглядом возмужавшего человека прошлое, поэт сделал важное признание, оценивая юношеские замыслы: «…и этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался – стихами!» В этих фразах видна ироничность, но вместе с тем в ней таится серьезное намерение – начало новых творческих путей, нового рубежа.

Такой рубеж Лермонтов открывает произведением, отнюдь не означающим полного отказа от фантастического.

Но теперь оно обретает еще более земные черты, чем в «Демоне», даже поздних редакций: «Но этот черт совсем иного сорта – Аристократ и не похож на черта.» Итак, возникла разновидность демонологического героя, совместившего в себе элементы традиционности и новизны.

Этот Демон не эпик, а лирик.

Речь его, обращенная к маленькой Нине, совершенно лишена тех гиперболических, космагонических образов, того эпического размаха, какими произносил свои монологи Демон последних редакций поэмы. Не раз отмечалось, что демон «Сказки» у Лермонтова гораздо мельче, чем его же обольститель Тамары, но важно другое: в «Сказке» образ демона выполняет особую структурно-композиционную функцию, являясь ироническим удвоением автора.

В построении образа автора Лермонтов сначала следует за «Онегиным», создавая особый авторский мир, находящийся на метауровне по отношению к миру персонажей.

Но затем демон, получив от автора слово для большого монолога, начинает сдвигаться из мира персонажей в мир автора, поскольку монолог незаметно переходит в повествование. Экспансия персонажа приостанавливается на полпути из-за отсутствия дальнейшего текста, но зато демон помещается в композиционно-структурный центр поэмы, становится своего рода средостением, соединяющим и одновременно разгораживающим мир персонажей и мир автора.

Дошедшая до нас часть произведения рисует Демона, стоящего у постели спящей девочки. Динамичность развития относится не к нему, а к картинам, возникающим из его воспоминаний. Да и в них преобладает довольно спокойное течение событий. К кульминационному моменту поэт подводит в финале: Нина появляется на балу. Незавершенность произведения лишает возможности узнать – какие именно «чудесные…тайны» поведал девочке демон. «Тайн» как таковых в «Сказке для детей» нет. Демон, осуждающий современность, уводит свое повествование в далекое прошлое и сосредотачивает внимание на девочке-подростке, а не на себе (тоже новое в Демоне), лишь попутно делает признание: «Такие души я люблю давно Отыскивать по свету на свободе; Я сам ведь был немножко в этом роде» Когда именно, на каком этапе своего бытия был демон в «этом роде» - неведомо.

Но то, что жизнь людей и его бессмертие могли когда-то ассоциироваться весьма любопытно, сближает его образ с образом Нины и вообще определенным типом людей.

Хотя теперь (ко времени повествования) герой уже не тот, каким был когда-то, у него остались прежние критерии прекрасного, идеал, вновь обретенный при встрече с Ниной. Этот-то критерий и выражен в приведенных стихах: возвышенно романтическая окрыленность. Вместе с тем демон прост и естественен. Участие его в духовной жизни Нины сказывается то в удивительно мудрой снисходительности к ее детским причудам, то в восторге перед задатками ее необыкновенной натуры. Такое чувство, отношение Демона к героине противоположно властной страсти, требовательной и эгоистической любви его предшественника к Тамаре.

На основе рассмотренных двух иронических поэм Лермонтова мы видим что с середины 30-х годов в системе поэм поэта появляются изменения: демоническое, разрушительное начало ограничивается в правах и оценивается критически, хотя отрицающая несовершенный мир демоническая позиция не потеряла для автора своей актуальности. Злу все чаще противопоставляется добро, отрицающему взгляду – утверждающий.

Противопоставление жизненных позиций в пределах одного произведения нередко переходит в их борьбу, в трагическую «несомкнутость правд» (Д.Максимов). демонический герой претерпевает ряд трансформаций - Лермонтов так не смог окончательно от него отказаться, но смог вместе со своим изменением изменить и своего демонического героя и тему, которая была с ним связана. Библиография: 1. Андроников И.Л. Лермонтов. Новые разыскания Л.: Советский писатель, 1948. 2. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство 1941. 3. Буревич А.М. "Земное" и "небесное" в лирике Лермонтова // Изв. АН СССР. Сер.лит. и яз 1981, т.40, N 4. 4. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова Л.:Гослитиздат,1940. 5. Жирмунская Т. Библия и русская поэзия // Юность 1994 N1,2. 6. Коровин В.И. Творческий путь М. Ю.Лермонтова М.:Просвещение, 1973. 7. Лермонтовская энциклопедия /Институт рус. литературы АН СССР 8. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.

Том первый / Сост. И комм. И.С. Чистовой. – М.: Правда, 1988. 9. Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. /АН СССР, Институт рус. лит. [Ред. кол. М.П.Алексеев и др.]. Л. : - Наука. Лен. Отделение. 10. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова, -М.: Современник, 1985. 11. Розанов И.Н. Лермонтов - мастер стиха // Розанов И.Н. Литературные репутации М.: Сов. писатель, 1990. 12. Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 1814-1964 М.: Наука,1964. 13. Фохт У.Р. Лермонтов.

Логика творчества М.: Наука , 1975. 14. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове М Л.: Изд-во Академии наук СССР [Лен.отд-ние], 1961.