рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Трнсформация демонических мотивов в иронических поэмах М.Ю. Лермонтова

Работа сделанна в 2005 году

Трнсформация демонических мотивов в иронических поэмах М.Ю. Лермонтова - Курсовая Работа, раздел Литература, - 2005 год - Трансформация Демонических Мотивов В Иронических Поэмах М.ю.лермонтова Курсо...

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕМОНИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ИРОНИЧЕСКИХ ПОЭМАХ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Курсовая работа Научный руководитель: Синякова Людмила Николаевна Новосибирск, 2005 Содержание: Введение. Глава I. Демонические мотивы в литературе. Глава II. Демонические мотивы в творчестве Лермонтова. Глава III. Трансформация демонических мотивов в иронических поэмах «Сашка» и «Сказка для детей». Библиография. Введение.М.Ю. Лермонтов - очень сложное явление в истории литературной жизни России.

Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой личностью. В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую борьбу мнений, особенно по поводу такой неоднозначной темы, как демонические мотивы и их развитие в творчестве Лермонтова. И в критической литературе далеко не новый термин – «демонизм» - обраел в лермонтоведении как бы новую жизнь, объединив в себе философский смысл (индивидуализм, эгоцентризм) с психологическим («безочарование») и художническим (демонический характер). Раскрывая какую-то одну сторону демонизма как особой системы взглядов на человека, природу и общество, исследователи дополняют друг друга, углубляя суть понятия «демонизм». Но как только речь заходит об отношении самого Лермонтова к демону и демонизму, возникает весьма противоречивая картина.

На одном полюсе – поэт, вступающий в спор со своим героем, на другом – поэт – почти двойник героя; между этими крайними полюсами поэт – постепенно побеждающий демонического героя, отвергающий его. Название работы несет на себе отпечаток условности, как и сам термин мотив. В Лермонтовской энциклопедии (1981г.) дается следующее определение: "Мотив - (от французского motif - мелодия, напев) - устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений". Мотив может быть рассмотрен в контексте всего творчества одного или нескольких писателей, какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи, а также отдельного произведения.

В поэзии воплощается в ведущих темах, символах, сюжетных ситуациях, образах.

Распространившись на сферу исследований индивидуального творчества и став актуальным аспектом современного литературоведческого анализа, термин "мотив" все более утрачивает свое прежнее содержание, относившееся к формальной структуре произведения: из области "строгой" поэтики он переходит в область изучения мировоззрения и психологии писателя (или даже психологии творчества). Мотивами стали называть и характерные для поэта лирические темы или комплекс чувств и переживаний, а также константные свойства его лирического образа, независимо от того, находили ли они соответствующее выражение в какой-либо устойчивой формуле.

В этом смысле термин "мотив" широко используются в исследованиях поэзии и в современном лермонтоведении.

Именно в таком расширенном варианте и будет использоваться этот термин в данной работе. Данная работа- это лишь маленькая попытка на основе всего имеющегося на сегодняшний день материала обозначить и рассмотреть основные, наиболее важные, моменты противоречивого отношения Лермонтова к созданному им образу. Цель работы – показать на примере так называемых иронических поэм показать трансформацию демонических мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Глава I.

Демонические мотивы в литературе

Интерес к демоническому, возникший у романтиков, был не случайным; его... Одним из первых к проблеме переосмысления библейской истории и библейс... В демонических картинах первого бунта, живописуемых Мильтоном, совреме... Ее отражение и развитие связано с именами Блейка ("Пророческие книги",... Его слова: "Добро и зло - две сущности, даятель Не создает их.

Демонические мотивы в творчестве Лермонтова

Демонические мотивы в творчестве Лермонтова. Вот поэтому ореол величия всех демонических героев Лермонтова заключае... Таким образом, демонизм у Лермонтова не философия зла, а демон – не си... Образы Арбенина, Демона (III редакция), Печорина («Княгиня Лиговская) ... Отказываясь («как психолог») «вскрывать характер» Сашки, выставлять ег...

выводы о изменении демонического героя и его темы. Он сам характеризует настроение, сопутствовавшее созданию первых вариантов произведения: «Кипя огнем и силой юных лет, Я прежде пел про демона иного: То был безумный, страстный, детский бред» В этих строках подтверждает изменение самой природы своего демонического героя, и то, что ему уже не свойственны те порывы юности, которые толкали его на «воспевание» прежнего Демона.

Так же поэт делает шутливое сопоставление своего прежнего Демона с различными «соплеменниками» Сатаны: «Если б им была дана Земная форма, по речам, по платью, Я мог бы сволочь различить со знатью, Но дух – известно, что такое дух! Жизнь, сила, чувства, зренье, голос, слух – Мысль – без тела – часто в видах разных (Бесов вообще рисуют безобразных)». Оказывается, такого рода бесплотные существа, над которыми явно иронизирует (не веря в их бытие) автор, не имеют ничего общего с Демоном, рожденным в его воображении.

Но окинув взглядом возмужавшего человека прошлое, поэт сделал важное признание, оценивая юношеские замыслы: «…и этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался – стихами!» В этих фразах видна ироничность, но вместе с тем в ней таится серьезное намерение – начало новых творческих путей, нового рубежа.

Такой рубеж Лермонтов открывает произведением, отнюдь не означающим полного отказа от фантастического.

Но теперь оно обретает еще более земные черты, чем в «Демоне», даже поздних редакций: «Но этот черт совсем иного сорта – Аристократ и не похож на черта.» Итак, возникла разновидность демонологического героя, совместившего в себе элементы традиционности и новизны.

Этот Демон не эпик, а лирик.

Речь его, обращенная к маленькой Нине, совершенно лишена тех гиперболических, космагонических образов, того эпического размаха, какими произносил свои монологи Демон последних редакций поэмы. Не раз отмечалось, что демон «Сказки» у Лермонтова гораздо мельче, чем его же обольститель Тамары, но важно другое: в «Сказке» образ демона выполняет особую структурно-композиционную функцию, являясь ироническим удвоением автора.

В построении образа автора Лермонтов сначала следует за «Онегиным», создавая особый авторский мир, находящийся на метауровне по отношению к миру персонажей.

Но затем демон, получив от автора слово для большого монолога, начинает сдвигаться из мира персонажей в мир автора, поскольку монолог незаметно переходит в повествование. Экспансия персонажа приостанавливается на полпути из-за отсутствия дальнейшего текста, но зато демон помещается в композиционно-структурный центр поэмы, становится своего рода средостением, соединяющим и одновременно разгораживающим мир персонажей и мир автора.

Дошедшая до нас часть произведения рисует Демона, стоящего у постели спящей девочки. Динамичность развития относится не к нему, а к картинам, возникающим из его воспоминаний. Да и в них преобладает довольно спокойное течение событий. К кульминационному моменту поэт подводит в финале: Нина появляется на балу. Незавершенность произведения лишает возможности узнать – какие именно «чудесные…тайны» поведал девочке демон. «Тайн» как таковых в «Сказке для детей» нет. Демон, осуждающий современность, уводит свое повествование в далекое прошлое и сосредотачивает внимание на девочке-подростке, а не на себе (тоже новое в Демоне), лишь попутно делает признание: «Такие души я люблю давно Отыскивать по свету на свободе; Я сам ведь был немножко в этом роде» Когда именно, на каком этапе своего бытия был демон в «этом роде» - неведомо.

Но то, что жизнь людей и его бессмертие могли когда-то ассоциироваться весьма любопытно, сближает его образ с образом Нины и вообще определенным типом людей.

Хотя теперь (ко времени повествования) герой уже не тот, каким был когда-то, у него остались прежние критерии прекрасного, идеал, вновь обретенный при встрече с Ниной. Этот-то критерий и выражен в приведенных стихах: возвышенно романтическая окрыленность. Вместе с тем демон прост и естественен. Участие его в духовной жизни Нины сказывается то в удивительно мудрой снисходительности к ее детским причудам, то в восторге перед задатками ее необыкновенной натуры. Такое чувство, отношение Демона к героине противоположно властной страсти, требовательной и эгоистической любви его предшественника к Тамаре.

На основе рассмотренных двух иронических поэм Лермонтова мы видим что с середины 30-х годов в системе поэм поэта появляются изменения: демоническое, разрушительное начало ограничивается в правах и оценивается критически, хотя отрицающая несовершенный мир демоническая позиция не потеряла для автора своей актуальности. Злу все чаще противопоставляется добро, отрицающему взгляду – утверждающий.

Противопоставление жизненных позиций в пределах одного произведения нередко переходит в их борьбу, в трагическую «несомкнутость правд» (Д.Максимов). демонический герой претерпевает ряд трансформаций - Лермонтов так не смог окончательно от него отказаться, но смог вместе со своим изменением изменить и своего демонического героя и тему, которая была с ним связана. Библиография: 1. Андроников И.Л. Лермонтов. Новые разыскания Л.: Советский писатель, 1948. 2. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство 1941. 3. Буревич А.М. "Земное" и "небесное" в лирике Лермонтова // Изв. АН СССР. Сер.лит. и яз 1981, т.40, N 4. 4. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова Л.:Гослитиздат,1940. 5. Жирмунская Т. Библия и русская поэзия // Юность 1994 N1,2. 6. Коровин В.И. Творческий путь М. Ю.Лермонтова М.:Просвещение, 1973. 7. Лермонтовская энциклопедия /Институт рус. литературы АН СССР 8. Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.

Том первый / Сост. И комм. И.С. Чистовой. – М.: Правда, 1988. 9. Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. /АН СССР, Институт рус. лит. [Ред. кол. М.П.Алексеев и др.]. Л. : - Наука. Лен. Отделение. 10. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова, -М.: Современник, 1985. 11. Розанов И.Н. Лермонтов - мастер стиха // Розанов И.Н. Литературные репутации М.: Сов. писатель, 1990. 12. Творчество М.Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 1814-1964 М.: Наука,1964. 13. Фохт У.Р. Лермонтов.

Логика творчества М.: Наука , 1975. 14. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове М Л.: Изд-во Академии наук СССР [Лен.отд-ние], 1961.

– Конец работы –

Используемые теги: Трнсформация, дем, ческих, мотивов, ческих, поэмах, Лермонтова0.101

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Трнсформация демонических мотивов в иронических поэмах М.Ю. Лермонтова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Библейские мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова
В литературной критике творчества Лермонтова, начиная с прижизненных публикаций и кончая сегодняшним днем, можно наблюдать острую борьбу мнений,… Гоголь в статье о русской лирике уделил Лермонтову места менее, чем Языкову.… Иван Аксаков Поэзия Лермонтова - это тоска души, болеющей от своей собственной пустоты вследствие безверия и…

Патриотические мотивы в поэзии Лермонтова
Он необъединяет родину с теми, кто держит народ в рабстве и невежестве, с самодержавием.Я считаю, чтолучше всего патриотические мотивы у Лермонтова… Ему близка русскаяприрода, мощь и ширь отчизны.Еестепей холодное… Выросший в усадьбе, знающийкрепостных крестьян, корнямисвязанный со срединной Русью,может быть, поэтому он так…

Сравнительная характеристика поэм М.Ю. Лермонтова “Мцыри” и “Демон”
Бросается в глаза их лексико-семантическая и стилистическая близость.Например Демон Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял Мцыри В снегах,… Этот прием более значим в зрелом творчестве поэта.Сходство идей, образов Мцыри… Демон равнодушен к дикому и чудному. Красота земного мира чужда гордому духу. Мцыри ее воспринимает иначе.Великолепие…

Мотивы лирики Лермонтова в романе "Герой нашего времени"
В чем суть завещания будущему такого поэта, как Лермонтов? Прежде всего, в том, что его творчество служило передовым идеям своего времени, добру,… Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в… Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал “ поэзией страдающей совести”. Совесть поэта чутко…

Библейские мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова
Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до сих пор остается неразгаданной и до конца не понятой… Гоголь, со слов Жуковского, определил существо лермонтовской поэзии словом… Ценитель и друг Жуковского, Пушкина, Гоголя Плетнев дал такую оценку Лермонтова Это был после Байрона и Пушкина…

Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Тем не менее, я считаю небесполезным еще раз вернуться к ней. В многочисленных исследованиях внимание исследователей было обращено главным обра¬зом… Само собою разумеется, что этот художник-мастер, крупная поэтическая… В главе («Горькое время—горькие песни») есть такая песня («Барщинная»): Беден, нечесан Калинушка, Нечем ему щеголять,…

Мотивы скорби и одиночества в лирике Лермонтова
Осмеянный, презираемыйпророк - вот лермонтовское продолжение и опровержение строк Пушкина Восстань, пророк, и вождь, и внемли,Исполнись волею… Николаевская эпоха наложила свой отпечаток натворчество поэта. Это… Эта тема нашла свое завершение вобразе гонимого пророка. Лермонтов был одинок, и темаодиночества звучит почти в каждом…

Фольклорные мотивы в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Гл. IV Заключение. Гл. V Список использованной литературы. Тема Фольклор в творчестве Некрасова неоднократно привлекала к себе внимание… Ведь мы имеем дело с художником-мастером. Само собою разумеется, что этот… В главе Горькое время горькие песни есть такая песня Барщинная Беден, нечесан Калинушка, Нечем ему щеголять, Только…

Основные мотивы любовной лирики М.Ю. Лермонтова
Некоторые поэты (художники, музыканты, да и просто не связанные с творчеством люди) посвящали всю свою жизнь, чтобы воспеть это прекрасное чувство,… Так или иначе, любовная тема затрагивала (и будет затрагивать на протяжении… Этой теме Лермонтов посвятил более трети своих стихотворений.Традиции русской любовной поэзии богаты и многообразны.…

Гармонические колебания. Энергия простого гармонического движения
Гармонические колебания возникают тогда когда на частицу действует сила возвращающая их обратно т е к положению равновесия... F kx... При гармонических колебаниях сила выражается через закон Гука...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Мотив соблазна в романах Ф.М. Достоевского К Глебу же они подступают с омрачёнными лицами, уже как бы и не чувствуя ничего. Не случайно именно с этого момента в житии слуги начинают сравниваться с… В романе «Бесы» рассматриваемый мотив также подготавливает момент окончательного подчинения Николая Ставрогина…
  • Маяковский поэма "Про это" Продумана, выверена, проверена». И через год – новая поэма, «Про это» (февраль 1923-го). То, во что верилось, было разрушено до… Победителем оказался самый грозный и безжалостный враг любви… быт. Поэма «Про… Л. Ю. Брик была сторонницей «свободной любви», они и в лефовском кружке литераторов и художников пыталась проводить в…
  • Мотивы русской волшебной сказки На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном… Научные труды в области структурной фольклористики К. Леви-Стросса, Е. М.… На страницах данного исследования, естественно, не рассматривается все многообразие мотивов русских волшебных сказок,…
  • Образ Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его… Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в… Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!»)…
  • Образы помещиков в поэме "Мертвые души" Сатира Гоголя окрашена иронией и "Бьёт прямо в лоб".Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый… В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому… Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности.Отношения между людьми представляются ему идиллическими и…