Царь-рыба (Астафьев)

Человек и природа, их единство и противоборство стержневая тема Повествования в рассказах ВиктораАстафьева.Пожалуй, никогда ещ проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как внаше время. И это не случайно. Нам не привыкать кпотерям писал С. Залыгин но толькодо тех пор, пока не настанет моментпотерять природу, после этого терять уже будет нечего .В осознании этогодиалектического процесса не последняя роль принадлежит литературе.И Астафьев чуткий художник не мог остаться в стороне от проблемы.Много созданописателем книг о войне, о мире, о детстве.

Все они отмечены загадкой таланта,звуками Родины светлой и чистой, горькой и радостной музыкой человеческойсудьбы.Вся егомногообразная биография, его путь долгий и ясный, на виду у читателей.Произведения, созданные В. Астафьевым, хорошо известны. Это и многочисленныерассказы, и повести Перевал , Стародуб , Кража , Звездопад , Пастух ипастушка , Последний поклон .Настоящим событием вжизни и в литературе стало произведение Царь-рыба , отмеченное Государственнойпремией СССР.В рассказе Царь-рыба жизненный сюжет ид т навстречу художнику.

Главный геройрассказа Царь-рыба Зиновий Игнатьич, уважаемый в пос лке Чуш человек.Кчушанцам относится он снисходительно, с некой долей превосходства, которого невысказывал, от людей не отворачивался, ко всем был внимателен, любому приходилна помощь.Он везде и всюдуобходился своими силами, но был родом здешний сибиряк и природой самойприучен почитать общество, считаться с ним, не раздражать его, однако шапку приэтом слишком не ломать. Очень отличается Игнатьич от односельчан своейаккуратностью и деловитостью.

Его дюралька моторная лодка носиться по реке,задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, неверещит, по т свою песню довольным, звенящим голоском. И хозяин под стать своейлодке прибранный, рыбьей слизью не измазанный, мазутом не пахнущий.Ловил рыбуИгнатьич лучше всех и больше всех, и никто ему не завидовал, кроме младшегобрата Командора, который всю жизнь чувствовал себя на запятках у старшегобрата, а был с мозглятинкой гнильцой самолюбия, не умел и не хотел скрыватьнеприязни к брату, и давно уже они стали чужими друг другу.

До тоговозненавидел Командор Игнатьича, что поднял руку на родного брата, и не просто руку ружь !Случай, описанный врассказе Царь-рыба произош л с Игнатьичем в студ ную осеннюю пору, когда тотвышел на Енисей и завис на самоловах.Пять раз заплывал рыбак и тянул кошку по дну реки, времени потерял уйму, пром рз до самых костей, но зато, лишьподцепил и приподнял самолов, сразу почувствовал на н м крупная рыбина.

Повсем повадкам рыбы, по грузному давлению во тьму глубин угадывался на самоловеос тр, большой, но уже умаянный.Увидел его Игнатьич и опешил что-торедкостное, первобытное было не только в громадной величине рыбы, но и в формахе тела, от мягких, безжильных, как бы червячных усов, висящих под ровносостругнутой внизу головой до перепончатого, крылатого хвоста надоисторического ящера походила рыбина. Из воды, из-под костлявого панциря вчеловека всверливались маленькие глазки с ж лтым ободком вокруг т мных зрачков.Эти глазки, без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью,чего-то таил в себе. Понял рыбак, что одному не совладать с этаким чудовищем.Можно бы подождать, когда явиться на самоловы младший брат, он поможет, но ведьтогда прид тся делить осетра, а этого очень не хотелось Игнатьичу.

Вот она,дрянь-то твоя и выявилась с презрением думал о себе Игнатьич.Упускать такогоосетра нельзя, Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому якову.Много всякой всячины наслушался Игнатьич про царь-рыбу, хотел е богоданную,сказочную, конечно, увидеть, изловить, но и робел.

Дедушка говаривал Лучшеотпустить е , незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и житьдальше, снова думать о ней, искать е . Но Игнатьич решил брать за жабрыосетрину, мало ли чего плели раньше люди, знахари всякие и дед тот же. Согромным усилием рыбак взял рыбину крюком на упор и почти перевалил е в лодку,готовый дать по выпуклому черепу осетра обухом.

Но тут-то находящаяся встолбняке рыба резко повернулась, ударилась об лодку, и Игнатьича бросило вледяную воду. Он начал тонуть, кто-то тащи его в глубину, а рыба продолжалабиться, садить в себя и в ловца самоловные уды. И рыба и человек слабели,истекали кровью.Зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть.

Пробилкрестный час, пришла пора отчитаться за грехи. А главный грех Игнатьича в том,что жестоко обидел он девушку, с которой дружил в юности. И прощения он у не не так и не выпросил, как ни умолял, ни каялся.Последние его слова, которые онсмог просипеть, не владея ртом, были Прости, Глаша Больше Зиновий Игнатьичуслыхал шум мотора Вихрь . Это приближался к самоловам брат. Волна отпролетевшей лодки качнула посудину Игнатьича, ударила об железо рыбу, и она,отдохнувшая, скопившая силы, неожиданно вздыбила себя, почуяв волну.

Удар.Рывок. Рыба перевернулась на живот, взбурлила хвостом, и лопнуло сразунесколько крючков. Ещ и ещ била рыба хвостом, пока не снялась с самолова,изорвав сво тело в клочья. Яростная, тяжело раненая, но не укрощенная, онагрохнулась где-то уже в невидимости, буйство охватило освободившуюся, волшебнуюцарь-рыбу. Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь. Я про тебя никому не скажу! молвил ловец, и ему сделалось легче.Телу оттого, что рыба не тянула вниз,душе от какого-то, ещ не постигнутого умом, освобождения.Дочитав рассказ Царь-рыба , понимаешь, что мир природы таит в себе дух справедливоговозмездия.

О н м взывает страдание Царь-рыбы, израненной человеком. Царь-рыба написанав открытой, свободной, раскованной манере, осердеченной мыслью художника осамом личном и кровном. Прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемахактуальных, значимых.О них спорят уч ные. Над ними думают проектировщики.Проблемах народного масштаба об утверждении и совершенствовании разумныхсвязей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в покорении природы. Сама жизнь ставит эти проблемы.Как сделать, чтобы,преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти иобогатить красоту природу? Как избежать, не допустить печальных последствийнеразумного посягательства на естественные законы природы колыбели человека?Это проблема не только экологическая, но и нравственная.Осознание е серь зности, по Астафьеву, необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредитьи не ожечь природу и себя огн м бездушия и глухоты.Писатель утверждает кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку.Страстный протест вызывает у писателя бездушно-потребительское обращение сприродой.

До сильного живого образа вырастает в повести образ браконьерства хищнического поведения человека в тайге, на реке.На людях, ихсудьбах, страстях и заботах сосредоточено главное внимание автора.

В повестимного героев.

Разных. Добрых и злых, справедливых и вероломных, работниковрыбнадзора и браконьеров . Писатель не судит их, даже самых закоренелых, онзаботится об их душевном исцелении.Автор выступает спозиции добра, гуманности. В каждой строке он оста тся поэтом человечности. Вн м жив т необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого наземле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего.Добро исправедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.