Островский - "Гроза"

Кризис патриархального мира и патриархальногосознания оста ется в центре авторского внимания и в Грозе . Но вэтой драме Остро вский придает проблеме совершенно иное звучание, рассматриваетее под принципиально новым углом.Классицистическая окаменелость персонажей глубоко соответ ствует всей системепатриархального мира. Это его неспособность к изменениям, его яростноесопротивление любому чужеродному эле менту порабощает всех, входящих в кругпатриархального мира, фор мирует души, неспособные существовать вне егозамкнутого круга.

Безразлично, нравится им эта жизнь или нет - в другой онижить просто не сумеют. Герои пьесы принадлежат к патриархальному миру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от негозависимость - скрытая пружина всего действия пьесы пружина,заставляющая героев совер шать по большей части марионеточные движения, постоянно подчер кивать свою несамостоятельность,несамодостаточность.Образная сис тема драмы почти повторяет общественную исемейную модель патриархального мира. В центр повествования, как и в центрпатриар хальной общины, помещены семья и семейные проблемы.

Доминанта этогомалого мирка - старшая в семье, Марфа Игнатьевна. Вокруг нее группируются наразличном отдалении члены семейства - дочь, сын, невестка и почти бесправныеобитатели дома Глаша и Феклуша.Та же расстановка сил организует ивсю жизнь города в центре Дикой и не упомянутые в пьесе купцы ем уровня , напериферии - лица все менее и менее значительные, не имеющие денег иобщественного положения.От мира Калинов отгородился столь прочно, что вотуж больше века не проникает в город ни одно веяние живой жизни.

Посмотрите накалиновском прогрессиста и просветителя Кулигина! Этот механик- самоучка,чьи любовь к науке и страсть к общественному благу ставят его на грань юродствав глазах окружающих, все пытается изобрести перпету-мобиль он, бедняжка,и не слыхал, что в большом мире давным-давно доказана принципиальнаяневозможность вечном дви гателя Он вдохновенно декламирует строки Ломоносоваи Держави на, и даже сам пишет стихи в их духе И оторопь берет будто небыло еще ни Пушкина, ни Грибоедова, ни Лермонтова, ни Гоголя, ни Некра сова!Архаизм, живое ископаемое - Кулигин.

И его призывы, ем идеи, егопросветительские монологи об общеизвестном, о давно открытом кажутся калиновцамбезумными новшествами, дерзостным потрясением основ Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему? А? Ну,говори!Кулигин.Электричество.Дикой топнув ногой . Какоееще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказаниепосылается, чтобы мы чувст вовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, простигосподи,обороняться.

Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А?Говори! Татарин?Кулигин.Савел Прокофьич, ваше степенство, Державинсказал Я телом в прахе истлеваю,Умом громам повелеваю.Дикой. А за эти вот слова тебя к городничему Ни громоотводы, ни Ломоносов, ни вечный двигательКалинову не нужны всему этому попросту нет места в патриархальном мире. А чтоже происходит за его границами? Там бушует океан, там разверзаются бездны -словом, Сатана там правит бал . В отличие от Толстого, полагавшего возможным параллельное инезависимое существование двух миров патриархального, замкнутого на себе и неизменного, и современного, постоянно меняющегося,Островский видел их принци пиальную несовместимость, обреченность застывшей, неспособной к обновлению жизни.

Сопротивляясь надвигающимся новшествам, вытесняющейего всей стремительно несущейся жизни , патриархаль ный мир вообщеотказывается эту жизнь замечать, он творит вокруг себя особоемифологизированное пространство, в котором - единст венном - может бытьоправдана его угрюмая, врачебная всему чужому замкнутость.

Вокруг Калинова творится невообразимое там с небападают це лые страны, населенные кровожадными народами например, Литва на нас с неба упала и где был какой бой с ней, там для памяти курганынасыпаны . Там живут люди с песьими головами там вершат свой неправедный суд султан Махнут персидский и султан Махнут турецкий.

Нечего делать, надо покориться! А вот когдабудет у меня миллион, тогда я поговорю . Этот миллион даст Кулигину на судилище право сноса , будет самым веским аргументом в его пользу. А пока миллионанет, умница Кулигин покоряется . Покоряются, ведя свою тихую обманную игру, все Варвара,Тихон, лихой Кудряш, покоряется затя нутый уже в замкнутое пространствоКалинова Борис. Катерина же покориться не может.Выродившаяся в патриархальномсознании в пустой обряд Вера жива в ней, ее ощущение вины и греха прежде всеголичностно она верует и кается с пылом первых христиан, не закостеневших еще врелигиозной обрядности.

И это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долгавыводит Катерину из замкнутою круга и противопоставляет ее калиновскому миру. Вней увидели калиновцы явление куда более чужеродное, чем горожанина Бориса илидеклами рующего стихи Кулигина.Потому Калинов и организовался в судилище надКатериной.В блестящем этюде А судьи кто? В. Турбинтонко исследует тему суда в Грозе Никого не хочет судитьКулигин.

С усмешечкой укло няется от роли судьи простушка Варвара Чтомне тебя судить? У меня свои грехи есть . Но не им противостоятьохватившему Калинов массо вому психозу.А психоз разжигают две мельтешащих насцене чудачки странница Феклуша и барыня с лакеями . Феклушиныповествования о Махнутах и людах с песьими головами представляются Турбинуважнейшим элементом поэтики пьесы И глядятся друг в друга, будто в зеркало, два мира фантастический и реальный.

И опять мывстречаемся со сборищем монстров, кентавров. Правда, на сей раз ихпричудливые фигуры - только фон, накотором, по мысли скиталицы-странницы, яснее выступает праведность суда, творимого здесь, в Калинове. Этот суд затаился в ожиданиижертвы. И жертва является в раскатах грома, в сверкании молнии раздаетсяестественное, честное слово взалкавшейочищения грешницы. А что было дальше, слишкомизвестно.Где-то в царстве Махнутов турецкого и персидского Катерину, может быть, помиловалибы но в Калинове пощады ей нет.Гонимая в бездну, в пропасть всепроникающим,всенастигающим словом самодеятельного суда, грешница уходит из жизни Вомут лучше Да скорей, скорей!.