Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Элегия"

Игорь ИрлинАнализстихотворения А.С.Пушкина Элегия Безумных лет угасшее весельеМне тяжело, как смутноепохмелье.Но, как вино печаль минувшихднейВ моей душе чем старе, темсильней.Мой путь уныл. Сулит мнетруд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други,умирать Я жить хочу, чтоб мыслить истрадать И ведаю, мне будутнаслажденья Средь горестей, забот итреволненья Порой опять гармониейупьюсь, Над вымыслом слезамиобольюсь, И может быть на мой закатпечальный Блеснет любовь улыбкоюпрощальной. 1830А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830году. Она относится к философской лирике.

Пушкин обратился к этому жанру какуже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Этостихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст впервой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческойсамореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можемотождествить с самим автором.Впервых строках безумных лет угасшее веселье мне тяжело,как смутное похмелье. поэт говорит о том, что он уже не молод.

Оглядываясь назад, он видит за собойпройденный путь, который далеко не безупречен прошлое веселье, от которого надуше тяжесть. Однаковместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувствомтревоги и неизвестности будущего, в котором видится труд и горе . Но это такжеозначает движение и полноценную творческую жизнь.Труд и горе обычнымчеловеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта это взлеты и падения.Труд творчество, горе впечатления, яркие по значимости события, приносящиевдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет грядущеговолнуемое море .Последовольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронногомарша, вдруг легкий взлет раненной птицы Но не хочу, о други, умирать Яжить хочу, чтоб мыслить и страдать Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить,даже если по телу бежит кровь и бьется сердце.

Движение мысли это истиннаяжизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, астрадание за чувства.

Страдать - это ещ и способность к состраданию. Усталыйчеловек тяготится прошлым и видит будущее в тумане.Но поэт, творец суверенностью предсказывает, что будут наслажденья меж горестей, забот итреволненья . К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новыетворческие плоды Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь Гармонией,вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма.Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения Вымысел и слезы поэта это результат вдохновения, это само произведение.

И может быть на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. Когдамуза вдохновенья придет к нему, может быть поэт сомневается, но надеется онснова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец еготворчества любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. Иэта любовь последняя.Элегия по форме монолог.

Оно обращено к другам - к тем, кто понимают и разделяютмысли лирического героя. Стихотворение является лирическоймедитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тони интонация элегия в переводе с греческого жалобная песня . Этот жанр былшироко распростран н в русской поэзии с 18 века к нему обращались Сумароков,Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова гражданская,Пушкина философская.В классицизме этот жанр, один из высоких , обязывал использовать высокопарные слова истарославянизмы.

Пушкинв свою очередь не пренебр г этой традицией, и использовал в произведениистарославянские слова, формы и обороты, прич м обилие такой лексики нискольконе лишает стихотворение л гкости, изящества и понятности.Минувших будущих старе старше сулит предвещает обещает грядущего будущего грядущего волнуемое море -метафора из канона заупокойной церковнойслужбы Житейское моревоздвизаемое зря напастей бурею Ноу Пушкин стремится от этого моря не к тихому пристанищу , но снова в стихиючувств и переживаний. други друзья ведаю знаю треволненья тревоги порой слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можновстретить у Пушкина Ожены Севера, меж вами Она является порой Портрет Порой восточный краснобай Здесь разливал свои тетради Впрохладе сладастной фонтанов Следуетзаметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по нимпрямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.Существительныепочти тоько абстрактные веселье печаль труд горе грядущее наслажденья заботы треволненья гармония вымысел закат любовь.

В первом столбце только один глагол,поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения безумных тяжело смутное минувших старе сильней уныл волнуемое.

Зато второй столбец насыщен контрастнымидействиями, передающими движение души умирать жить мыслить страдать упьюсь обольюсь блесн т. Аесли вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля веселье похмелье упьюсь обольюсь тут даже отзвуки оргии. Назвуковом уровне текст удивительно плавный, певучий.

Гласные и согласные звукипоследовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичностьвообще присуща поэзии Пушкина. Стихотворение написанопятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой,женской и мужской. Оно может служитьобразцом жанра как со стороны формы, так и содержания.