Герои ранних рассказов М.Горького

Герои ранних рассказов М.Горького на примере одного из рассказов . М.Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIXвека. Вхождениеего было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес учитателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавшийДостоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова,больше других, но только кусочками знающий Тостого, знаетМаксима Горького.Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности.Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышкезнавший жизнь ссамых мрачных и страшных ее сторон.

Литераторов и читателей,принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала,помимо таланта, своей экзотичностью человек видел такие глубины дна жизни , которые до него никто из писателей не знал изнутри,на личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М.Горькому обильныйматериал для его ранних произведений.В эти же ранние годывырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождалиписателя на всем протяжении его творчества.Это, прежде всего,идея активной личности.

Писателя всегда интересовала жизнь в ееброжении. У М.Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместоформулы средазаела , которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших90-м годам XIX столетия лет, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивлениеокружающей среде.С самого начала произведения М.Горького распадаются на два типа ранниеромантические тексты и реалистические рассказы.

Идеи же, высказываемыеавтором в них, во многом близки. Ранниеромантические произведения М.Горького многообразны по жанру это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранниерассказы - Макар Чудра , Старуха Изергиль . В первом изних писательпо всем законам романтического направления рисует образы красивых,смелых и сильных людей.Опираясь на традицию русской литературы,М.Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей.

В произведениивозникает романтическийконфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешаетсяон гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия,а скорее, как торжество жизни и воли. В рассказе Старуха Изергиль повествование также строится по романтическим канонам. Уже всамом начале возникает характерный мотив двоемирия геройповествователь -носитель общественного сознания.Ему говорится старикамиродитесь вы, русские.

Мрачные все, как демоны . Ему противостоитмир романтических героев - красивых, смелых, сильных людей Они шли, пели и смеялись . В рассказе ставится проблема этическойнаправленности романтической личности. Романтический герой идругие люди - как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря,ставится традиционный вопрос человек и среда.Как и положеноромантическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.Это, очевидно, проявилось в образе сильного, красивого, свободногоЛарры, который открыто нарушил закон человеческой жизни,противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.

Емупротивопоставлен герой Данко. Рассказ о нем построен как аллегорияпути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В ДанкоМ.Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написанпо канонам романтической традиции.Данко так же, как и Ларра,противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути,люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этоммасса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательнымихарактеристиками Данко смотрел на тех, ради которыхон понес труд, и видел, что они - как звери.

Много людей стояловокруг него, но не было на лицах их благородства . Данко - герой-одиночка,он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М.Горький реализует, делаетбуквальной распространеннуюв языке метафору огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой.Но от этогосам он не перестаетбыть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к немуне только чувство равнодушия, но и враждебности Люди же, радостныеи полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещепылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожныйчеловек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердценогой . Горьковскаялегенда о Данко была активно использована как материал дляреволюционной пропаганды, образ героя приводился как пример дляподражания, позднее был широко привлекаем официальной идеологией,усиленно внедрялся в сознание молодого поколения были дажеконфеты с названием Данко и с изображением на обертке горящихсердец . Однако у М.Горького все не так просто и однозначно, какпытались это представить подневольные комментаторы.

Молодой писательсумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятностии враждебности ему среды, массы.

В рассказе Старуха Изергиль явственно ощущается присущий М.Горькому пафос учительства.Еще явственнее он в особом жанре - песнях Песня о Соколе , Песня о Буревестнике . Сегодня они воспринимаются скорее какзабавная страница истории литературы и не раз давали материал дляпародийного осмысления так, в период эмиграции М.Горького появиласьстатья с названием Бывший Главсокол, ныне Центроуж . Но наодну важную для писателя в ранний период его творчества проблему,сформулированную в Песне о Соколе , мне бы хотелось обратитьвнимание проблема столкновения героической личности с миромобыденности, с обывательским сознанием.

Эта проблема во многомразвита М.Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.

Одним изхудожественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося,нередко спившегося бродяги - в те годы их принято былоназывать босяками.М.Горький хорошо знал эту среду, проявлял к нейбольшой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслуживопределение певец босячества . В самой этой теме не было полнойновизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизнабыла в авторской позиции.

Если люди вызывали прежде всего состраданиекак жертвы жизни, то у М.Горького все иначе. Его босяки - это нестолько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами этужизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.Пример этого можно видеть в рассказе Коновалов . Уже в началеписатель подчеркивает, что у его героев была профессия, он прекрасныйпекарь, умелец , им дорожит хозяин пекарни.Коновалов представляетсобой одаренную натуру, одарен живым умом. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает вней обыденного,безгеройного существования Тоска она, канитель не живешь,а гниешь Коновалов мечтает о героической ситуации, в котороймогла бы проявиться его богатая натура.

Он говорит о себе Ненашел я себе места Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы.В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходитот нее, в конце концов трагически погибая.Сродни ему и другойгорьковский герой из рассказа Супруги Орловы . Григорий Орлов -один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчествеМ.Горького.

Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел - например, когда онработает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла ивозвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояниясреде.Он способен многое сделать для людей, даже жизньюсвоей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновеннойи яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорито себе А горит сердце большим огнем . М.Горький относится к такимлюдям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием.

Однако,если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапеподметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни XXвека стремление человека к героическому деянию, к подвигу,самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням,лишенным героическогоореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель, могутоказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн,революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течениичеловеческой жизни.

Сегодня проблемы, поставленные писателемМ.Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальныеи насущные для решения вопросов нашего времени.