Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе Островского "Гроза"

Авторскаяпозиция и средства ее выражения в пьесе А.Н. Островского Гроза В пьесе Островского Гроза поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах,смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, новыразить свою позицию ему очень трудно - авторская позиция раскрывается времарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны.Остается одинвариант - авторская позиция представляется через определенного героя, черезкомпозицию, символику и т. д.Очень символичны в пьесеимена.

Говорящие имена, употребляемые в Грозе это отголосокклассицистического театра, черты которого сохранились и в конце 60-х годов XIXвека.Имя Кабановой живо рисует намгрузную, тяжелого характера женщину, а прозвище Кабаниха дополняет этунеприятную картину.Дикого автор характеризуеткак дикого, безудержного человека.Имя Кулигина многозначно. Содной стороны, оно созвучно с Кулибиным - механиком-самоучкой. С другой - кулига - это болото.Существует поговорка Всяк кулик свое болото хвалит .Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кули-гиным Волги. Егоимя относит его к болоту города Калинова, он естественный обитатель города,город его породил.

Важны женские греческиеимена. Катерина обозначает чистая , и действительно, всю пьесу ее мучаетпроблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара - варварка - она неуглубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своейгреховностью.Она верит, что каждый грех можно искупить.Именно по этому принципуразделяются все персонажи Грозы . Те, кто верит в христианское искуплениегрехов, возможности после совершения греха через страдания и или дары откупиться от него. Это Дикой он рассказывает про то, как просил на коленяхпрощения у простолюдина , Варвара, Тихон он кутит и развлекается, когда емуудается уехать из Калинова, а потом ничуть не раскаивается . Их философияпозволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир -они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе свободу.На другой стороне - закоснелаяблюстительница выродившихся законов Домостроя Кабаниха.

Кулигин, Катеринанаходятся на распутье, как и вся Россия.

Душа ее очень верующая, но как-то непохристиански - она не верит в прощение. Она живет по Домострою и считает этужизнь единственно верной.В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и,когда она изменила мужу, она изменила Богу. Но, с другой стороны, она молода,ее сердце вступает в раздор с ее душой. Это является одним из основныхконфликтов пьесы - духовным, по мнению Ю. М. Лотмана.Вторым конфликтом являетсясоциальный конфликт - взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины вкупеческой семье.Долгое время в критическойлитературе рассматривался либо один, либо другой конфликт.

Но автор придалпроизведению более глубокий смысл - это народная трагедия.Добролюбов назвал Катерину лучом света в темном царстве , но позднее, через несколько лет сам Островскийдал таким людям название - горячее сердце . Действительно, это конфликт горячего сердца с окружающей ледяной средой.

И гроза как физическое явлениепытается растопить этот лед.Другое значение, вложенноеавтором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовыпринять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но авторвкладывает свои слова в уста Кулигина. Судия милосерднее вас говорит он.Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу.И этот конецвыражает надежду.Мотив подъема проходит черезвсю пьесу, опираясь на слова Катерины о полете, на пейзаж.

Автору удалосьпередать пейзаж ограниченными средствами вид на просторы Заволжья,открывающийся с обрыва, создает ощущение, что Калинов - не единственное место,пригодное для человека, как думают калиновцы. Но для Катерины это город гроз истрашных огненных геенн, это город-возмездие. Стоит покинуть город, и тыоказываешься в новом, едином с Богом и природой мире - на Волге, величайшейреке России.Но на Волгу можно пройти ночью, когда не видно ни своих, ни чужихгрехов, ни глубины падения, из которой невозможно подняться.

Другой путь ксвободе - через обрыв, через смерть. Островский сознает, что болото, кулига -город Калинов - затягивает и не отпускает. В ремарках, то есть в начале пьесы,Борис назван единственным человеком в европейском костюме.И имя у него - Борис- борец . Но он сначала опускается до отношений с замужней женщиной, а потом,не способный на борьбу, уезжает, отсылаемый Диким. Если вначале он говорил, чтоживет в Калино-ве лишь из-за наследства, оставленного бабушкой, то теперь,когда он прекрасно понимает, что денег ему не дадут, остается здесь.

Егопоглотила эта среда.Мир Калинова, по мнениюКабанихи это последний оплот истинной веры, а она - последний ее носитель.Она искренне верит в рассказы странницы Феклуши, что Москва погрязла в грехах,дьявол разгуливает по улицам, а горожане запрягли огненного змея. Даже в то,что время там идет быстрее.Это. вполне закономерно - перед концом света а вМоскве начинается именно конец света время изменяется.

Но изменяется оно и вКалинове.Кули-гин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и более раннейкультуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть время по ним.Все время в КалиновеОстровский делит, как и пьесу, на день и ночь. Днем люди играют в благоверных,живущих по Домострою , а ночью они снимают маски. Молодежь идет гулять иразвлекаться, а старшие закрывают на это глаза.Авторская позиция выражаетсячастично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействияКатерины и Кабанихи.Авторская позиция выражена вкомпозиции.

Композиция Грозы вполне стандартна. Основное действие предваряеткраткая предыстория, и единственным отступлением от развития сюжета являютсямечты Катерины о полете и рассказ ее о детстве. Когда Катерина рассказывает освоем доме, она описывает идеал христианской староустройной семьи, но в нем уженамечаются изменения не могло быть столько свободы у девушки.И именно этоизначальное несоответствие с канонами приведет к духовному и социальномуконфликту.

Всю жизнь Катерина мечтала летать, как ангел. Это греховное желание,конечно, привлекает своей художественностью и дает нам понятие о глубокой,мечтательной душе Катерины, но уподобиться Богу и даже ангелам на земле нельзя.Именно желание полета столкнет Катерину в пропасть.Особенностью композицииявляются два возможных варианта кульминации и развязки.Если считать, чтокульминация происходит, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкойстанет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной в своихпроявлениях женщины.

Но раскаяние происходит не в самом конце. Тогда что жетакое гибель Катерины? Существует другой вариант - духовный, духовная борьбаКатерины связывается кульминацией во время ее покаяния и развязкой - гибелью.В связи с этим вопросомвозникает проблема определения жанра пьесы.Сам Островский назвал ее драмой,потому что после величайших трагедий Антигоны или Федры назвать трагедиейисторию простой купчихи было бы немыслимо. По определению, трагедия - этовнутренний конфликт героя, при котором герой сам толкает себя к гибели.

Этоопределение подходит ко второму варианту композиции. Если социальный конфликт,то это драма.Столь же неоднозначен вопросо смысле названия.Гроза разражается на двух уровнях - внешнем и внутреннем.Все действие происходит подзвуки раскатов грома, и каждый из героев характеризуется через отношение кгрозе Кабаниха говорит, что надо быть готовой к смерти, Дикой - что невозможнои грешно противостоять молнии, Кулигин несет с собой запоздалый безбожныйпроцесс механизации и предлагает спасаться от грозы а Катерина безумно еебоится, что показывает ее духовное смятение .Внутренняя, никому не видимаягроза происходит в душе Катерины.В то время как гроза внешняяприносит облегчение и очищение, гроза в Катерине вводит ее в страшный грех -самоубийство.

Именно раскаты грома убивают Катерину, очищая застывший мир отначинающего отделяться элемента.Авторская позиция выражаетсячастично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействияКатерины и Кабанихи.Авторская позиция в пьесе Гроза выражена явно, в нейостается много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодарякоторому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она кажется блюдущей все обряды итрадиции, не права, так же как не права и Катерина.

Но у Катерины есть выбор, иона еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ,олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.