Идейно-композиционное значение сцены в салоне Анны Павловны Шерер в романе "Война и мир"

ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЦЕНЫ В САЛОНЕ АННЫПАВЛОВНЫ ШЕРЕР В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО ВОЙНА И МИР В значительныхпроизведениях, как правило, первые страницы содержат зерно всего замысла.Этоможно сказать о Мертвыхдушах , Преступлении и наказании , Войне и мире . О Пре ступлении инаказании Достоевского сам Л. Толстой говорил, что дальше рассказывается и повторяется то, что вами было прочита но в первыхглавах В Войне и мире ,казалось бы, сцена в салоне Шерер, которой открывается произведение, отнюдь неповторяется.

Просто мы как бы окунаемся в гущу событий, сразу же оказываемсясреди героев книги, захвачены потоком жизни. Но значение сцены не только вэтом. В ней, конечно же, хотя и не так явно, как в первых эпизо дах романаДостоевского, намечены все основные проблемы произведения, первые же слова,которые звучат в салоне, рассужде ния о Наполеоне, о войнах, об Антихристе.В дальнейшем это най детпродолжение в попытке Пьера убить Наполеона, в его подсче тах числовогозначения имени этого Антихриста . Вся тема книги война и мир, истинное величие человека и ложные куми ры,божеское и дьявольское.По расстановкедействующих лиц сцена напоминает пьесу Горе от ума . Только что оказавшийся впетербургском свете Пьер попал, как Чацкий с корабля на бал , в общество,которому он чужд и которого он совершенно не понимает.

Подобно Чацкому, Пьервступает в ненужные споры, восстанавливает против себя все общество, рискуязаслужить репутацию сумасшедшего.В среде бежавших от Наполеонароялистов-эмигрантов п русских царедвор цев Пьер провозглашает, что революциябыла великое дело . Как и Чацкий, Пьер не понимает, перед кем он мечет бисер ,и, говоря словами Пушкина, мы должны признать, что Пьер, как Чацкий, совсем неумный человек, но Грибоедов очень умен . Вмешатель ство Болконского, к счастью,послужило к прекращению спора, по гасило страсти.

Однако напрасно после приемау Шерер князь Анд рей предупреждает Пьера насчет его дальнейшего поведения всвете. Пьер, увы, едет кутить к Курагину Вернемся в салон АнныПавловны.

Главное для нас просле дить, как завязываются основные линии героев книги в этой пер войсцене. Пьер, конечно, станет декабристом, это понятно по его поведению уже спервых страниц.В. Курагин хитрец, в чем-то напоминающий Фамусова, но без его теплоты ивелеречивости, об рисованной, однако, Грибоедовым не без симпатии Петербургская публика это все-таки не московское барство. Василий Курагин расчетливый, холодный проходимец,хотя и князь, и в дальнейшем будет искать ловкие ходы к крестику ли, кместечку . Анатоль, его сын, о котором он упоминает в разговоре с Шерер, беспокой ный дурак , причинит много горя Ростовым и Болконским.

Другие детиКурагина Ипполит и Элен безнравственные разрушителичужих судеб.Элен уже в этой первой сцене далеко не так безобид на, как можетпоказаться на первый взгляд. В ней еще не было и тени кокетства, но она вполнесознает свою красоту, предоставляя каждому право любоваться Многозначительная деталь! Улыбка ее неизменна самое ужасное, что может бытьв человеке, по мне нию Толстого, это его духовная неподвижность , а выражение лица Элен полностью зависитот выражения лица Анны Павлов ны Толстой специально это подчеркивает.

Три женщины в сало не, Шерер, Элен иЛиза, играют роль как бы трех парок, богинь судьбы.М. Гаспаров интересносопоставляет прядильную мастерскую Шерер с работой богинь, прядущих нитьчеловеческой судь бы. Другой мотив, связывающий Войну и мир с античностью, античная красота Элен. Эта жеантичная красота делает ее похожей на бездушную статую.

Линия князь Андрей Лиза будит воспоминания огомеров ской Одиссее . Так надо , говорит Болконский, объясняя при чины своего близящегося отъезда на войну.Лиза Волконская, по контрасту с мертвенностью Элен, оживленная и деятельная,играет роль Пенелопы князь Андрей в разговоре с Пьером подчеркивает ееверность и преданность , но какой-то рок заставляет Болконского-Одиссея,ощущающего глубокий разрыв со всем окружающим, резко порвать с привычнымукладом и идти навстречу неизвестнос ти и возможной гибели.Вообще из всехдействующих лиц, появившихся в первой сцене, Болконский наиболее загадочен ивызывает наибольшее уважение.Смысл сцены у АнныПавловны перекликается с эпилогом книги.

В эпилоге опять возникают споры о миреи войне, там при сутствует маленький сын князя Андрея, незримо присутствовав шийи тогда в салоне Шерер. Ключевой момент сцены обсужде ние слов аббата Морио о вечном мире. Хотя аббатбольше не по явился на страницах Войны и мира , главное слово произнесено, ивеликая книга открывается и заканчивается спором о возможнос ти вечного мира.Такой проект, конечно, в идеале возможен, про блеме вечного мира и посвятилсвое творение Лев Толстой.

Непре взойденный, разумеется, с тех самых пор, какна землю пришел Христос, проект, способный послужить во благо всемучеловечеству.