Фантастическое и реалистическое изображение действительности в творчестве Н.В. Гоголя.

Фантастическое и реалистическое изображениедействительности в творчестве Н.В. Гоголя.Фантастика это особаяформа отображения действительности, логически несовместимая с ре альнымпредставлением об окружающем мире. Она распространена в мифологии, фольклоре,ис кусстве и в особых, гротескных и сверхъестест венных , образах выражаетмиросозерцание чело века.В литературе фантастика развивалась на базеромантизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя,действую щего в исключительных обстоятельствах. Это ос вобождало писателя откаких-либо ограничиваю щих правил, давало ему свободу в реализации творческихвозможностей и способностей.

Види мо, это и привлекало Н. В. Гоголя, который ак тивноиспользовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистическихпроизведениях.Н. В. Гоголь исключительно самобытный, национальныйписатель.Он создал пленитель ный образ Родины, обращаясь не только к моти вамнародных преданий и легенд, но и к фактам действительной жизни.

Сочетаниеромантическо го и реалистического становится важнейшей осо бенностьюпроизведений Гоголя и не разрушает романтической условности. Описание быта,коми ческие эпизоды, национальные подробности удач но сочетаются с лирическоймузыкальностью, свойственной романтизму, с условным лиричес ким пейзажем,выражающим настроение, эмоци ональную насыщенность повествования.Нацио нальныйколорит и фантастика, обращение к преданиям, сказкам, народным легендам свиде тельствуюто становлении в творчестве Н. В. Гого ля национального, самобытного начала.Наиболее ярко эта особенность писателя отра жена в егозамечательных Вечерах на хуторе близ Диканьки . Здесь фольклорная демонологияи фантастика предстают то в гротескном виде Пропавшая грамота , Заколдованное место , Ночь перед Рождеством , то в трагически ужас ном Страшная месть . Фольклорное начало прослеживается и в сюжете повестей, и всути конфликта это традиционный конфликт, за ключающийся в преодолениипрепятствий, стоя щих на пути влюбленных, в нежелании родствен ников выдатьдевушку за любимого человека.

С помощью нечистой силы эти препятствия, какправило, преодолеваются.

Так, кузнец Вакула летит на черте в Петербург зацарицыными черевичками Петро с помощью нечистой силы добы вает клад, которыйдает ему возможность жениться на Параске Левко, благодаря покровительству ру салочки,находит свое счастье с Ганной.В отличие от многих романтиков, у которыхфантастическое и реальное резко разделены и су ществуют сами по себе, у Гоголяфантастика тесно переплетается с реальностью и служит средством комического илисатирического изображения ге роев, она основана на народной стихии.

Его Соло-ха Ночь перед Рождеством разъезжает на по меле, заигрывает с чертом, сдьячком. Она и ведьма, и в то же время бойкая и ловкая деревен ская баба,которой завидуют другие женщины.Солоха показана Гоголем с лукавой насмешливос тью,благодаря чему фантастика воспринимается как условный гротеск, юмор,переключается в бы товой, сатирический план.Таков же и образ черта, совмещающий в себе реальные человеческиечерты с фантастическими.

Он перепрыгивает с одного копытца на другое и дуетсебе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть замерзнувшие руки . В этом образенет ничего мистического, таинственного, он воспринимается как пародийный образ,он реален.Поджариваю щий в аду грешников черт сравнивается с бабой,поджаривающей на Рождество колбасу .Особенность гоголевской фантастики в том, что онаоснована на сближении людских персонажей с нечистой силой . Так, черт в Ночиперед Рож деством описывается как пародия на чиновника сзади он былнастоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такойострый и длинный, как теперешние мундирные фалды .Обращает на себя внимание и такая особен ностьгоголевских повестей в Вечерах время действия.

События изображаются илипримени тельно к прошлому, или применительно к настоя щему. В повестях опрошлом Пропавшая грамо та , Вечер накануне Ивана Купала , Страшная месть и др. фантастика открыто вмешивается в сюжет, она персонифицирована, этообразы, в ко торых воплощено злое начало черт или люди, вступившие с ним всговор. Причем фантастичес кие события сообщаются или автором-повествова телем,или персонажем-основным повествовате лем, делающим ссылку на очевидцев деда,тетки деда и пр. .В произведениях, относящихся к современнос ти,фантастическое представляется иначе.

Здесь прямого указания на нереальностьсобытия нет. Наоборот, создается впечатление, что автор стара ется затушеватьэту нереальность, сгладить у читателя ощущение нереальности события.

Напри мер,в Сорочинской ярмарке о слухах говорят персонажи, а о действительных странностях повествователь.Почти сразу, с началом повество вания, средиперсонажей возникает ожидание чего-то страшного, какой-то беды. Оказывается,под ярмарку отвели проклятое место . Все это сообщается пока в форме слухов.Затем происхо дит невероятное в окно выставилась страшная свиная рожа, уЧеревика вместо коня привязана красная свитка и т. д. Да и портрет цыганакакой-то необычный это бродяга, жулик, но в нем есть и черты страшногочеловека, напоминающего злую силу , похожего на колдуна.Двойствен и образ Хиври описание ее напоми наетведьму, хотя Гоголь ни разу не сказал об этом прямо.

Таким же образом построенафантастика и в Майской ночи .Гоголевская фантастика построена на пред ставлении одвух противоположных началах добра и зла, божеского и дьявольского как и внародном творчестве , однако собственно доброй фантастики нет, она всяпереплетена с нечистой силой . Единственное в этом отношении исключе ние русалочка в Майской ночи . Но и она существо страдающее, она не можетпротивосто ять дьявольской силе. И только с помощью Левко русалка побеждаетведьму-мачеху.Следует отметить, что фантастические элемен ты в Вечерах Н. В. Гоголя это не случайное явление в творчестве великогорусского писателя.

На примере почти всех его произведений просле живаетсяэволюция фантастики, совершенствуют ся способы ее введения в повествование.

Исовер шенствование это идет по линии завуалирования конкретных носителейсверхъестественной силы. Примером тому может служить реалистическая повесть Нос .Тема этой повести потеря персонажем части своего я в результате действия нечис той силы . Организующую роль в сюжете играетмотив преследования, хотя конкретного воплоще ния сверхъестественной силы вповести нет. Кто виновник таинственного отделения носа Ковале ва не указано.Преследователя, виновника нет, но преследование все время ощущается.

Тайна за хватываетчитателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигаеткуль минации, а разрешения этой тайны нет даже в фи нале. Таинственным являетсяне только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно.Неожиданным предстает и финал повести Но здесь происшествие закрываетсятуманом, и что далее произошло, решительно ничего не извест но .Таким образом, в повести идет своеобразноепереплетение фантастического и реального плана, причем реальный планвоплощается в известной уже ранее форме слухов, о которых автор постоян ноупоминает.

Это слухи о том, что нос то прогу ливается по Невскому проспекту, топо Таврическому саду, то он будто бы находился в магазине и т. п. Для чеговведена такая форма сообщения? Сохранив форму таинственности, автор высмеива етносителей этих слухов.Многие критики отмечали, что повесть Нос ярчайшийобразец гоголевской фантас тики, пародия, прекрасная насмешка над всемисовременными предрассудками и верой в сверхъ естественные силы.Таким образом, фантастические элементы в творчестве Н.В. Гоголя это один из способов сатирического изображения многих пороков об щества,один из способов утверждения реалисти ческого начала в жизни.