Женские образы в русской литературе в 1-ой половины XIX в. (По произведениям А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 IXВЕКА По произведениям А.С. Грибоедова Горе от ума и А.С. Пушкина Евгений Онегин КомедияА.С. Грибоедова Горе от ума и роман А.С. Пушкина ЕвгенийОнегин - грандиозные по замыслу и содержанию произведения. Особоевнимание в этих произведениях уделяется женским образам. Женщину, несомненно,ценили во все времена, писали ей стихи, защищали, дарили цветы.О женскихобразах в романе девятнадцатого столетия принято говорить пленительные .Мне кажется, что Софье Фамусовой главная героиня в Горе от ума иТатьяне Лариной главная героиня Евгения Онегина подходит именноэто определение.

Эти девушки - олицетворение любви, жизни, счастья, молодости иженской прелести. Однако характеры у этих героинь довольно разные. Софья- сложный для понимания человек. Противоречивость ее характера отметилГончаров. Он писал, что Софья - это смесь хороших инстинктов с ложью,живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения.В собственной,личной ее физиономии прячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное .Татьяна же была женским идеалом для А.С. Пушкина Простите мнe, я так люблюТатьяну милую мою! В ней не было ничего не понятного читателю и поэтому онасразу вызывала симпатию.

Глубокой основой ее образа является народность. Именноэто помогло Татьяне победить высший свет, и в этой победе залог победы духанародности над всем, ему противостоящим.Весь милый для Пушкина облик Татьянысближен с исключительно поэтической русской природой - простой, лишеннойэкзотики.

Отсюда возникает характерное противопоставление русской природы,деревенской жизни Татьяны, полной тихих и поэтичных прелестей, светской суете,где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости.Белинскийписал Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее . Намой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой ивозвышенной Таней, преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своейняне Тотъяна смотрит и не видит, Волненье света ненaвuдum Ей душно здесь она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, Вуединенный уголок Она вовсе не стала светской дамой, в какую превратиласьСофья, воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторванная от народности.

Вэтом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь. Однако Софья тоженезаурядная личность.Ее своеобразие заключается в том, что она выбирает нечи.н, не знатность, не перспективного Скалозуба, а безродного Молчалина, то естьищет только личные, моральные достоинства, свойственные конкретному человеку.Избрав Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и с мнением света, и сгневом отца, для которого кто беден, тот тебе не пара , и даже сядовитыми насмешками Чацкого.

Образ Софьи интересен тем, что она и похожа, и непохожа на окружающих дам. Противопоставленная женскому лагерю как личность,героиня сближается с ним как социальный тип. Это умная, гордая девушка ссильным независимым характером и горячим сердцем.

Но все ее хорошие задатки неполучили, да и не могли получить развития в, обществе, где Фамусовы иСкалозубы являются правителями страны . Наоборот, ложное воспитаниепривило Софье много отрицательных черт, сделало ее представительницейобщепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла донего, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики.Не понимает онаи Молчалина, который любит ее по должности . Поступая наперекорморальным устоям общества, Софья, тем не менее, по-своему утверждает его устои.Например, стараясь использовать общество как оружие против Чацкого, она самастановится орудием в руках этого общества.

Эта неопределенность Софьи и делаетее образ бесконечно трудным для понимания.По мнению Пушкина, Софья начертана неясно.Неясность ее в том, что в ней совмещается, казалось бы, несовместимое мечтательность и практичность, сентиментальность и властность, наивность ихолодная расчетливость, способность на истинное страдание и ядовитаянасмешливость над страдающим Чацким.

Чертой, делающей Софью и Татьяну похожими,является чтение сентиментальных романов. Поэтому каждая героиня ждала от любвикаких-то чудес, и ни одна из них не замечала недостатков своего возлюбленного Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И предается, безусловно,Любви, как милое дитя Мне кажется, что эти же слова можно сказать и о Софье,которая любит так же искренно и преданно.Вспомним, с каким чувством онарассказывала своей служанке Лизе о своем свидании с Молчалиным Возьмет он руку,к сердцу жмет, Из глубины души вздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночъпроходит, Рука с рукой, и глаз с меня не сводит Софья страдает от того, что онане может открыто встречаться со своим любимым.

Но по-настоящему она начинаетстрадать, узнав сущность Молчалина.Она путается из-за того, что ее обманули иона сама обманулась. Именно ее откровенность, искренность и непосредственностьдоказывают, что окружающее ее общество не убило в ней истинный народныйхарактер.

Татьяна,как и Софья, воспитывалась на иностранных романах, поэтому Онегин рисуетсявоображению Татьяны в романтических красках Кто ты, мой ангел ли хранителъ,Или коварный искуситель Пушкин иронически замечает по поводу этихромантических грез Татьяны Но наш герой, кто б нu был oн, Уж, верно, был неГрандисон. Истинная душа Онегина познается Татьяной только после посещениядеревенской усадьбы героя.Вглядываясь в обстановку онегинского кабинета,просматривая книги Онегина, Татьяна, наконец, начинает прозревать Кто ж он? Ужели подраженье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужихпричуд истолкованье, Слов модных полный лексикон Уж ни пародия ли он?Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил Она поняла наконец,что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интересастраданий и скорби любви . Таким образом, у Татьяны исчезло романтическоевосприятие жизни, точно так же, как и у Софьи. Драма, пережитая Софьей,является первым в русской литературе опытом изображения душевной жизни женщины,который позже затронул А.С. Пушкин, описав жизнь Татьяны.

Анализируяпрочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать, что женские образы влитературе первой половины XIX века имеют поистине непреходящее значение.

Ониучат нас жить, поступать по совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желаниеделать добро, и всегда оставаться такими, какими нас сделала природа.И мнехочется верить, что хоть кто-нибудь из нас, читающих и любящих русскихписателей, будет воспитываться на их произведениях, и изо дня в день, из месяцав месяц, из года в год, будет творить маленькое, бескорыстное добро.