Образ пейзажа в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"

МРАК ХОЛОД НОЧЬ. Изображаямертвенность самого головл вского существования, Салтыков широко используетархетипические образы мрака, холода, ночи и тому подобные. И тогда, когда онрисует картины природы, и тогда, когда он описывает быт головл вской усадьбы,писатель опирается на значимое для народных верований символическоепротивопоставление весенней жизни и зимнего омертвения, тепла и холода, света итьмы.Господство мрака и холода, которые, по народным поверьям, творятсянечистою силой, символически выражает в романе обесчеловеченность головл вскогосуществования и пророчит неминуемую гибель в народном сознании мрак и холод позначению тождественны смерти головл вского рода.Устойчивым становится в романе архетипический образ зимнегоомертвения, несущий идею враждебности живому всего того, что связано сголовл вским родом, с самим его существованием земля на неоглядноепространство покрыта белым саваном , кругом во все стороны стлаласьсиротливая снежная равнина , окрестность, схваченная неоглядным снежнымсаваном, тихо цепенела и так далее.Существование господ Головл вых враждебно свету, теплу,жизни ему, как и нечистой силе, сопутствуют мрак, холод и смерть.

Показываяэто, Салтыков опирается на изобразительно-выразительные возможностиархетипической символики.

Погружается в безрассветную мглу Степан Владимирыч,утративший последние связи с реальностью. Господа Головл вы день за дн м утопают в серой, зияющей бездне времени , так что даже теряется представление овремени.В барском доме м ртвая тишина полз т из комнаты в комнату . Иудушкуохватывают сумерки , которым предстояло сгущаться с каждым дн м вс больше ибольше . Для Анниньки и прежняя жизнь была сон, и теперешнее пробуждение тоже сон , ночь, вечная, бессменная ночь ничего больше .Все эти упоминания о мгле, бездне, сумерках, сне, ночиусиливают впечатление мертвенности и указывают на отсутствие живого, что имелобы перспективу будущего, могло бы изменяться и обновляться.

ИспользуемыеСалтыковым архетипические образы, находящиеся в прямом родстве спредставлениями о смерти и хаосе, символизируют не только разрушение и гибель,но и нравственную пустоту головл вского существования, характеризующегосянеподвижностью и косностью, отсутствием каких-либо живых движений.ТЕНИ ПРИЗРАКИ ПРИВИДЕНИЯ. Напротив, то, что лишено признаков живого,сохраняет здесь, подобно м ртвой тишине , способность движения.

Больному ПавлуВладимирычу чудится целый рой теней.Ему кажется, что эти тени идут, идут,идут И Арине Петровне мерещатся тени, колеблющиеся, беззвучно движущиеся .Шевелятся и перемещаются только призраки и привидения в таком смыслеупотреблялось в народных преданиях и поверьях слово тень представители жеголовл вского рода вс более и более впадают в состояние физической инравственной неподвижности.

Подч ркивая это, Салтыков тем самым показываетвраждебность головл вского существования этическим основам народной жизни инародного сознания, где понятие движения наделялось положительнымнравственно-оценочным значением.