рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ пейзажа в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"

Образ пейзажа в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" - раздел Литература, Мрак Холод Ночь. Изображаямертвенность Самого Головл Вского Существования, С...

МРАК ХОЛОД НОЧЬ. Изображаямертвенность самого головл вского существования, Салтыков широко используетархетипические образы мрака, холода, ночи и тому подобные. И тогда, когда онрисует картины природы, и тогда, когда он описывает быт головл вской усадьбы,писатель опирается на значимое для народных верований символическоепротивопоставление весенней жизни и зимнего омертвения, тепла и холода, света итьмы.Господство мрака и холода, которые, по народным поверьям, творятсянечистою силой, символически выражает в романе обесчеловеченность головл вскогосуществования и пророчит неминуемую гибель в народном сознании мрак и холод позначению тождественны смерти головл вского рода.Устойчивым становится в романе архетипический образ зимнегоомертвения, несущий идею враждебности живому всего того, что связано сголовл вским родом, с самим его существованием земля на неоглядноепространство покрыта белым саваном , кругом во все стороны стлаласьсиротливая снежная равнина , окрестность, схваченная неоглядным снежнымсаваном, тихо цепенела и так далее.Существование господ Головл вых враждебно свету, теплу,жизни ему, как и нечистой силе, сопутствуют мрак, холод и смерть.

Показываяэто, Салтыков опирается на изобразительно-выразительные возможностиархетипической символики.

Погружается в безрассветную мглу Степан Владимирыч,утративший последние связи с реальностью. Господа Головл вы день за дн м утопают в серой, зияющей бездне времени , так что даже теряется представление овремени.В барском доме м ртвая тишина полз т из комнаты в комнату . Иудушкуохватывают сумерки , которым предстояло сгущаться с каждым дн м вс больше ибольше . Для Анниньки и прежняя жизнь была сон, и теперешнее пробуждение тоже сон , ночь, вечная, бессменная ночь ничего больше .Все эти упоминания о мгле, бездне, сумерках, сне, ночиусиливают впечатление мертвенности и указывают на отсутствие живого, что имелобы перспективу будущего, могло бы изменяться и обновляться.

ИспользуемыеСалтыковым архетипические образы, находящиеся в прямом родстве спредставлениями о смерти и хаосе, символизируют не только разрушение и гибель,но и нравственную пустоту головл вского существования, характеризующегосянеподвижностью и косностью, отсутствием каких-либо живых движений.ТЕНИ ПРИЗРАКИ ПРИВИДЕНИЯ. Напротив, то, что лишено признаков живого,сохраняет здесь, подобно м ртвой тишине , способность движения.

Больному ПавлуВладимирычу чудится целый рой теней.Ему кажется, что эти тени идут, идут,идут И Арине Петровне мерещатся тени, колеблющиеся, беззвучно движущиеся .Шевелятся и перемещаются только призраки и привидения в таком смыслеупотреблялось в народных преданиях и поверьях слово тень представители жеголовл вского рода вс более и более впадают в состояние физической инравственной неподвижности.

Подч ркивая это, Салтыков тем самым показываетвраждебность головл вского существования этическим основам народной жизни инародного сознания, где понятие движения наделялось положительнымнравственно-оценочным значением.

– Конец работы –

Используемые теги: образ, пейзажа, романе, Салтыкова-Щедрина, гос, Головлевы0.089

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ пейзажа в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

«Мысль семейная» в усадьбе Головлевых (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»)
Рушится постепенно старый государственный строй, а с ним и многие семьи.Но это — социальный аспект романа. Если же абстрагироваться от тех… В каждом из членов этого семейства столько пороков, что разобщенность их… Эта расчетливость оборачивается бесчувственностью и деспотизмом. Автор говорит, что всю жизнь слово «семья» не сходило…

Что делает Иудушку Головлева «вечным типом»? (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».)
Образ меняется до неузнаваемости. Только имя остается неизменным. Как Порфирий становится Иудушкой с первых страниц романа, так Иудушкой и умирает.… Поминая через каждое слово Христа, Иудушка посылает на верную гибель своего… У него есть еще две излюбленные темы: семья и хозяйство. На этом, собственно, простор его излияний и ограничивается в…

Роман Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"
Писательизобразил историю морального опошления и вымирания семействапомещиков Голавлевых Оно является собирательным художественным образом, в… Слова бал-бес, изверг, мерзавец, подлец, негодяй были обычными в этом… Например, ее реакциюна смерть дочери Салтыков-Щедрин показывает как чувство недовольствапрежде всего тем, что…

Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Нужно отметить, что один из них выходит издворянской семьи - это Рахметов, который ради своих принципов продаетполученное наследство и полностью… Близость его к народу так же подчеркивает прозвище Никитушки Лемовдарованное… На что нигилист отвечает А что ж коли он заслуживает презрения . Евгений считает русских людей темными, с ограниченным…

Образ Шарля Бовари в романе Флобера "Госпожа Бовари"
То и дело испускает Флобер вопли отчаяния в письмах: «На прошлой неделе я убил пять дней на одну страницу «Бо¬вари» убивает меня. За целую неделю я… Но как добиться, чтобы пошлейший диалог был хорошо написан?» Писателям,… Ну, а если стремишься, «чтобы в книге не было ни одного движения автора, ни одного его собственного размышления», если…

Фантастические образы в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Дьявол был нередким гостем на страницахлитературы двадцатых годов, его сразу узнавали читатели.Внешнее сходство сМефистофелем было подчеркнуто и… Слушателями владело огромноенапряжение, желание понять, что бы это значило .… Для меня же сатанизм Воландаочевиден так же, как и божественность Иешуа. Но ведь из этого следует, чтоВоланд герой…

Роль пейзажа в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Проблема изучения функций пейзажа в художественном произведении с давних пор привлекает внимание многих исследователей. Имеются многочисленные… К таким писателям относится М.Булгаков – необыкновенно тонкий психолог и… Как и обычно, в жанре романа пейзаж в произведении «Мастер и Маргарита» является частью его внесюжетного строения:…

Образ Клима Самгина в романе М. Горького
Клим Самгин является представителем русской буржуазной интеллигенции конца XIX — начала XX века. Все оттенки ее психологии, все ее колебания,… Он всегда колеблется и никогда не может двинуться в ту или иную сторону. Жизнь… Начиная с детских лет и до конца своей бесславной жизни Клим Иванович Самгин верен самому себе. Клим-подросток уже…

Образ автора и его роль в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
СравниваетОнегина с персонажами других произведений Онвозвратился ипопал,КакЧацкий, с корабля на бал. Также оннаходит сходства между Евгением и… На протяжении всего романа встречаютсяисторические Фигуры.Например, когда… А по-другому и не может быть, ведь ктолучше всех может понять и показать характер персонажа? Только автор. Александр…

Система образов героев в романе В.Н. Тостого "Война и мир"
Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа. Все они, особенно положительные герои, находятся в постоянном поиске. Любимые… Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские изыскания самого автора романа. В романе рассказывается о…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Образ Николая Ростова в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Это оченьсложная, разнообразная, уходящая в бесконечный мир идей реальность.Есть лица раздражающие, естьгерои, которые вызывают восхи щение или… Сложный мир воинских взаимоотношенийНиколай выстраивает при помощи трех… Явиноват, кру гом виноват! восклицает он, когда осознает это. На наших гла зах происходит мужание…
  • Образ капитана Тушина в романе Толстого "Война и мир" Есть портре ты парадные,есть бытовые, и среди них удивительная, сделанная рукой мастера миниатюра новелла о капитане Тушине.Портрет Тушина совсемне… И далееТолстой уже сам, без помощи своих героев, откровенно любуется этой уди… Сам Багратион, объезжая позиции, находится рядом. ОднакоТушин, не замечая ге нерала, выбегает вперед батареи, под…
  • Господа Головлевы Он пристально интересовался уходом с исторической арены дворян - душевладельцев, к которым генетически принадлежал и сам. Пафос его произведений… Но, настойчиво обращаясь к социально-политической проблематике, осмеивая… А совесть и честь – категории нравственного, а не социального порядка.В плане концентрированно выраженного…
  • Женские образы в романе "Война и мир" Женские характеры передают идеи Толстого о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве,… В обоих «лагерях» есть женщины, причем женских образов столь много, что… Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость,…
  • Женские образы романа Л.Н. Толстого "Война и Мир" Поступки женщины приводят в замешательство и недоумение. Вникнуть в психологию женщины, понять ее- это то же самое, что разрешить одну из самых… Чернышевский, будучи революционером- демократом, выступал за равенство мужчины… Я думаю, именно поэтому образ женщины в русской литературе так поражает своей яркостью, неординарностью, силой…