“Мысль семейная” в романе "Война и мир"

Мысль семейная в романе Война имир План Семейная идея Л. Н. Толстого Война и мир Первоначальный текст. Внешность Пьера Образ Наташи Эпизод из деревенской жизни Наташи Первая встреча князя Андрея и Наташи Смерть князя Андрея Сюжетная линия Отношения между Николаем Ростовым и княжной Марьей Заключение вывод Почему я выбрал эту тему? Введение Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным . Л. Н. Толстой.Семейная идея в творчестве Л. Н. Толстого является одной из ведущих.

В течение всей жизни Лев Николаевич проявлял интерес к проблемам семьи, воспитанию детей, отношениям между мужчиной и женщиной. Взгляды его на эти вопросы менялись с течением времени. Семейная идея находит сво наивысшее воплощение в определенном укладе жизни, общей атмосфере,в отношениях между близкими людьми в семействах Ростовых и Болконских, а вэпилоге Николая Ростова и княжны Марьи, Пьера и Наташи.Поэтому нас особенноинтересуют предыстория образов любимых героев Толстого и их прототипы.

Война и мир это не только величайшее произведения искусства слова, это сама эпоха первой четверти XIX века, ожидающая всякий раз на страницах романа в зримых, осязаемых, заверш нных формах. К концу 60-х годов Л. Толстой достигает небывалой творческой высоты, на которой художник становится творцом. В Войне и мире жизнь предста т в е глубочайшей сущности и закономерностях, более того, в е перспективе.Особым, художническим чуть м писатель улавливает в реальной действительности нечто такое, что существует или существовало лишь как скрытая возможность. В эпических образах он творит новое бытие, в котором, однако, присутствует вся правда частной и общей, исторической жизни, освещенная более ярким, сильным светом.

Произведение необычайно гармонично, объ мно. Итак, обращаемся к первоначальному тексту.Описание внешности Пьера. Пьер чувствует себя частью этой огромной невидимой цепи, которой начало скрывается в небесах . Я чувствую, что надо мной живут духи и что в этом мире есть правда говорит он, а в плену прозревает свою бессмертную душу . Pierre был неуклюж.

Когда он встал, ещ заметнее стала его неловкость.Толстый, сутуловатый, с жирными руками, висевшими как плети и которые он не знал куда девать Он дожидался времени отклонятся, переминался с толстой ноги на ногу А каким онпредста т в окончательном варианте? массивный,толстый молодой человек со стриженою головою, в очках с умным, робким,наблюдательным и естественным взглядом.

Какой можносделать вывод В романедается более сдержанное и краткое описание. Да, исчезает первоначальнаярезкость, менее заметным делается контраст между плотским и духовным началом.Внимание после освобождения из плена, в котором Пьер духовно очистился,плотское начало в н м как бы отступает. Пьер чувствовал себя особеннодружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал говорилбыстро, оживл но Он покраснел радостно и страдальчески болезненно.Он хотелскрыть сво волнение часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своимизамечательными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами . Здесьвидна только его душа, светившаяся во взгляде, в улыбке, в волнении.

Особенно тщательно Толстой работал над образом Наташи. Наталья, 15лет. Щедра безумна. Верит в себя. Капризна, и вс уда тся, и всех тормошит, ивсеми любима. Музыкой обладает, понимает и до безумия чувствует. Вдруг грустна,вдруг безумно радостна.Глупа. Номила, необразованна, ничего не знает и всегда умеет скрыть.

Влюблена в учителя,в Бориса, кукла Биби, дружба с Соней. Первый бал, влюблена в царя. Деревня,Михаил, влюблена, падение. Ужас и вес лость. Концерт. Отношения полудружбы сАркадием. С Петром. Она хочет погубить себя. Он ранен. Она бегает от него.Объяснение. Свадьба платья . Да, описаниеприобретает эстетически законченную форму.И, вероятно, случайно автор уменьшилвозраст Наташи до 13 лет. В ней ещ чувствуется непосредственность детскогообаяния. И мы имеем возможность проследить более сложный путь развития истановления характера.

Прототипом Наташи в какой-то степени послужили ТанечкаБерс, младшая сестра Софьи Андреевны. Толстой указывал на близость этого типа ктипу его героини. Во время работы над романом Лев Николаевич был особеннодружен с Таней. Он любил слушать е пение, часто сам аккомпанировал ей нафортепиано. Танечка сопровождала его в верховой езде и на охоте.Прелестьнаивности эгоизма и чутья , милая, беснующая, энергическая натура , прелестная натура и сердце так отзывался он о ней в дневнике и в письмах.Писатель использовал некоторые эпизоды из е жизни.

Например, сцена венчанияБориса с куклой Мими имела место в действительности, но в окончательный текстне была включена.Зато писатель оставил две фразы, художественно болееоправданные, чем целый эпизод. Она смеяласьчему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из под юбочки Видите Кукла Мими. Видите Борис,улыбаясь, ш л за нею Какая же этоодна вещь? спросил он. Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидевброшенную на кадке свою куклу, взяла е в руки Поцелуйтекуклу сказала она . Наташасбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала впер д дядюшки и,подперши руками в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когдавсосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала эта графинечка,воспитанная эмигранткой-француженкой этот дух, откуда взяла она этиприемы Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские,которых и ждал от не дядюшка . В окончательный текст не были внесены эпизоды из деревенской жизни Наташи, раскрывающие е близость и любовь к природе. Летом, действительно, Наташа устроила себе такую жизнь, что она, не притворяясь, говорила, что она чрезвычайно счастлива.

Она вставала рано утром и с дворовыми девушками, и гувернанткой, и Соней отправлялась за грибами, ягодами или орехами. Когда становилось жарко, она подходила к реке и там купалась в устроенной купальне.Наташа с радостною гордостью выучилась плавать.

Потом она пела, обедала и отправлялась одна, в сопровождении Митьки охотника, верхом в любимые места, поля и луга. С каждым дн м она чувствовала, как она крепнет, полнеет, хорошеет и лучше и лучше плавает, ездит верхом и лучше поет. Она постоянно была счастлива в поле и вне дома. И когда за обедом или вечерним чаем она опять слышала те же толки о скуке в деревне и о бедности, она ещ более чувствовала себя счастливой в поле, в лесу, верхом, в воде или в лунную ночь на своем окне. Она не была влюблена ни в кого и не чувствовала в этом никакой надобности.

Почему писательисключил это прекрасное описание, так много объясняющее в становлениивнутреннего мира героини. Возможно, потому, что оно слишком разъясняет образдевушки. В романе показаны близость и любовь Наташи к природе и простым людям,но более тонко и более художественно, в самой сюжетной линии.Иногда этонезначительные детали и штрихи во время охоты , иногда скульптурно отделаннаясцена пляска у дядюшки , пейзажные зарисовки лунная ночь в Отрадном, святки .Мы знаем, что пейзаж у Толстого выполняет дополнительную психологическуюфункцию как правило, он дан через восприятие героев и раскрывает их душевныетончайшие движения. - Нет, япоеду, непременно поеду сказала решительно Наташа.

Илагин приятно улыбнувшись, сказал, что графиня Наташа представляет Диану и пострасти к охоте и по красоте своей . Экзотичная первая встреча князя Андрея и Наташи.Какой-то шум,похожий на звук влетевшей в комнату и бившейся об окно птицы, послышался наокне, выходившем на балкон, и отчаянный и веселый голос кричал - Отворите, язащепилася, мама! Я защепилася кричал, смеясь и плача, как показалось князюАндрею, какой-то мальчик, стоявший на окне. Увидев его, мальчик, и прелестныймальчик, встряхнув ч рными кудрями, покраснел, закрыл лицо руками и соскочил сокна . Хорошо.

Вокончательном же варианте вс проще, естественнее и больнее.Уже в этоймимол тной встрече предчувствуется то невыразимое счастье и острое страдание,которое принес т в жизнь князя Андрея Наташа.

Толстой-художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть князя Андрея событие само по себе потрясающее описана просто и безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, ни одного художественно не оправданного слова или жеста, во вс м предельный такт и чувство меры. Для князя Андрея смерть новый, завершающий этап духовного развития. Он принимает е просто и мудро.Его спокойствие переда тся близким людям.

Смерть таинство. И писатель надевает покров молчания на это событие. Очень бережногои пристального внимания заслуживает сюжетная линия Николай Ростов княжнаМарья Соня. В е основу положены некоторые внешние события жизни родителей итроюродной т тушки Льва Николаевича. Творческипереработанные, жизненные впечатления видоизменились на страницах романа,приобрели самостоятельное значение. Сюжетная линия князь Андрей, Наташа, Пьер претерпела много изменений.В одном из вариантов раненый князь Андрей и Наташа встречаются как друзья.

Любви между ними нет. - Тыудивляешься, я думаю, мой друг, нашим отношениям с Ростовой Да, я хотела - Прежнее вс забыто.Я искатель, которому отказано, и я не тужу. Мы дружны и навсегдаостанемся дружны - Но я понимаю сказала княжна Марья и подумала, что гордость князя Андрея не могла емупозволить вполне простить е Да, да, -сказал князь Андрей, отвечая на е мысли . Наташа выходитзамуж за Пьера. Князь Андрей выздоравливает. В другомварианте князь Андрей и Наташа обручились.

Через некоторое время Болконскийумирает, но ни предсмертное состояние, ни сама смерть не описаны. Эти эпизоды,доработанные Толстым для окончательного варианта чудо художественногосовершенства. Сцена свиданияНаташи и раненого князя Андрея как бы мягко освещена высшим духовным светом,проникающим во вс их существо. Слов очень немного, но они и не нужны происходиттаинственное общение душ. Образы приобретают удивительную легкость и грацию.Когда оночнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему болеевсего хотелось любить тою новою, чистою, божескою любовью, которая была теперьоткрыта ему, стояла перед ним на коленях.

Он понял, что это была живая,настоящая Наташа, и не удивился, но тихо обрадовался. Наташа, соя на коленях,испуганно, но приковано она не могла двинуться глядела на него, удерживаярыдания. Лицо е было бледно и неподвижно.Только в нижней части его трепеталочто-то. Князь Андрейоблегчительно вздохнул, улыбнулся и протянул руку Вы? сказалон.

Как счастливо! Наташа быстрым,но осторожным движением подвинулась к нему на коленях и, взяв осторожно егоруку, нагнулась над ней лицом и стала целовать е , чуть дотрагиваясь губами Простите! сказала она ш потом, подняв голову и взглядывая на него. Простите меня Я вас люблю сказал князь Андрей Я люблю тебябольше, лучше, чем прежде сказал князь Андрей, поднимая рукой е лицо так,чтобы он мог глядеть в е глаза.Глаза эти,налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно любовно смотрелина него. Характер отношений между Николаем Ростовым и княжной Марьей в процессе работы писателя над романом меняется. Находясь вБогучарове, княжна Марья невольно предается поэтическим мечтам.

Кто знает,может быть, это мо положение теперь, здесь и в опасности свед т меня с ним. Может, завтра на нас нападут неприятели, и он спас т меня. Может быть, он едеттеперь . Лев Николаевич исключает это описание, вероятно, как излишнеромантическое.При первой встрече Николая с княжной Марьей обращает на себявнимание одна деталь, впоследствии опущенная писателем.

Княжна Марья, как ивсегда, произвела своим некрасивым лицом неприятное впечатление на Ростова . Илишь когда она начала говорить, это впечатление исчезло. В окончательном текстеНиколай, пожалуй, единственный человек, который никогда не замечал некрасивостикняжны.Какая кротость, благородство в е чертах и в выражении! думал он,слушая е робкий рассказ . Каждая фраза и мысль, каждое слово в этой короткойсцене говорят о зарождающейся глубокой любви. По-иномуописана встреча в Воронеже.

Николай почти грубо отвечал на заискиваниегубернаторши о сватовстве . Затем он получил письмо из дому, в которомсообщалось, что, по мнению доктора, рана князя Андрея не так опасна и что онобручился с Наташей.Отсюда следовало, что Николай Ростов не мог жениться накняжне Марье. Он радовался известиям, полученным из дому, и ещ тому, что между ним и ею уничтожатся эти неприятные, натянутые, произвед нныесватовством отношения . Не менее возмущена сватовством и княжна Марья. Толстой невключил этот эпизод в окончательный текст, потому что была бы нарушена логикаразвития характеров.

В одном изранних вариантов женитьбы Николая на княжне Марье представлена весьмапрозаично. В это время княжна Марья приехала в Москву, и Nicolas, открывей положение своих дел, сделал ей предложение и был принят . Этот вариантписатель также отвергает.Художественно переработанная сцена объяснения показывает всю силу чувств героев, их нравственную красоту.

Интонации голоса, жесты, выражение лица и глаз вс говорит о понимании и единении душ двух любящих людей. Персонажи,несущие в себе разрушительное начало, почти не подвергались творческой правке.Внутреннее развитие, как в ранних редакциях, так и в окончательном тексте им несвойственно. Таковы Василий Куракин, Элен, Анатоль. Семья для них не имеетникакого положительного значения.Жизненная позиция приводит их к краху совершенной бездуховности и нравственной распущенности.

Роман Война и мир одно из центральных произведений Льва Николаевича Толстого. Несмотря на обилие событий и персонажей, панорамность, это в первую очередь произведение о людях, об их поисках своей мечты. На фоне масштабных исторических событий Толстого интересует частная жизнь человека, которая состоит не в служении людям вообще, своему государству, народу, сословию, а в служении своим родным.Эта мысль семейная наиболее ярко воплотилась в образах женщин, в первую очередь Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

Толстой как будто издалека, через множество жизненных трудностей и преград вед т героинь к идеалу частной жизни к семье. Читая Войну и мир , мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в портретах действующих лиц, и в простых оценках характеристиках, и в авторской интонации.