Постмодернизм. У. Эко. Дж. Банрс. М. Павич

Различные интерпретации понятия «постмодернизм». Расширение его до понятия «постмодернистской эпохи». Постмодернизм как метод, отрицающий основополагающие принципы модернизма, – утверждение тотальной бессмысленности, хаотичности бытия, бессилия любого объективного знания, несостоятельности всякой систематизации. Понятие интертекстуальности. Деконструктивизм как адекватное выражение постмодернизма, вытесняющего искусство «толкованием текстов» на основе тотального релятивизма и субъективизма. Постмодернизм как прием. Широкое употребление постмодернистских приемов в эпоху поисков универсального художественного языка.

Своеобразие постмодернизма У. Эко, осваивающего традиционный культурный опыт в целях создания современного художественного синтеза. Эко о постмодернизме. Определение постмодернизма по Эко («Заметки на полях «Имени Розы»»). Функция нарративных инстанций в романе «Имя Розы». «Имя розы» как исторический, политический роман, «интеллектуальный детектив», роман-диспут, игра-центон. Обстоятельства и характеры в романе, виртуальная реальность. Интертекстуальность как основа повествовательной структуры романа. «Имя розы»: диалог культурных эпох. Концепция смеха как залога развития культуры.

Дж. Барнс «История мира в 10½ главах». Категории истории и мира в постмодернизме. Эко и Барнс. Кольцевая структура романа Барнса. Роль человека в истории. Концепция героя в романе.

«Текствой» роман. Сомнение, ирония и самоирония, игра знаками как основные принципы структурирования текста. Искания «гиперромана». М. Павич «Хазарский словарь». Особенности постмодернистского текста Павича. Модель мира в романе. Концепция словаря и проблема интерпретации. Сон и реальность в романе.