Методические указания преподавателю

Курс «История зарубежной литературы (ХХ век)» строится на сочетании двух принципов - исторической поэтики и историко-хронологического, которые позволяют рассмотреть не только развитие видовой и жанровой систем литературы ХХ века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей европейской и русской литератур и культур.

Курс читается по авторской программе, которая вносит изменения в последний вариант государственной программы по данному циклу. Предлагаемая программа многосторонне обосновывает хронологические рамки курса и его внутреннюю периодизацию.

Программа курса «История зарубежной литературы (ХХ век)» предусматривает различные формы индивидуальной работы со студентами, нацелена на создание мотивации для самостоятельного труда в научном поиске.

В соответствие с концепцией преподавания литературы в школе, предложенной РАН, при изучении данного курса необходимо делать акцент на самоценности литературного явления как концентрированного выражения духовно-эстетического опыта в художественном слове.

Основная сложность и специфика изучения зарубежной литературы этого периода заключается в большом объеме, многонациональном составе изучаемого материала, незаконченности, подвижности литературного процесса. В связи с этим предметом изучения должны являться в равной степени как факты и события, прошедшие этап эстетического осмысления, так и те, которые нуждаются в таковом.

В рамках данного курса историко-литературный процесс необходимо рассматривать в тесной связи с философскими, мировоззренческими концепциями, сформировавшими базу для осмысления ведущими зарубежными писателями современного состояния мира и места человека в нем, ключевых нравственно-этических категорий. Специфика художественных произведений, которые изучаются в рамках курса «История зарубежной литературы (XX век)» требует сочетания нескольких методологических подходов (филологического, культурологического, концептуального и поэтологического), позволяющих наиболее полно отразить сложную взаимосвязь социально-исторических и имманентных законов искусства.

Концепция курса «История зарубежной литературы (ХХ век)» предполагает изучение узловых проблем литературной жизни в общем контексте общественно-духовной ситуации эпохи, раскрытие закономерностей существования и специфики развития различных эстетических систем в зарубежной литературе ХХ века, их взаимодействия в процессе углубленного анализа творчества писателей.

Знакомство с основными закономерностями литературно-эстетического развития стран Европы (Франция, Германия, Англия, Италия, Испания), США, Латинской Америки, Японии, литературных направлений следует сочетать с монографическим изучением творчества крупнейших зарубежных писателей (Ф. Кафка, А. Камю, Э. Хемингуэй, П. Зюскинд, Г. Гессе и др.). В рамках творческой парадигмы каждого писателя должна ставится задача выявить строй художественного сознания, определить особенности мировидения, пути формирования философских, эстетических и этических взглядов, степень включения его поэтики в общий культурологический контекст, в национальную и мировую традицию.

На практических занятиях студенты должны раскрыть реализацию творческих принципов писателя на уровне анализа отдельного произведения. В связи с этим одной из основных задач должно являться обучение студентов 3 курса навыкам целостного анализа художественных произведений. Темы предложенных семинарско-практических занятий строятся по принципу выборочного анализа и сосредоточены на наиболее важных компонентах текста и отдельных категориях поэтики (Приложение 2).

Для отработки, углубления и конкретизации отдельных теоретических понятий и категорий поэтики разработана система контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы (Приложение 3). Для успешного выполнения заданий для самостоятельной работы студентам предлагается использовать подробные планы творческих работ и алгоритмы анализа художественных текстов (Приложение 4), методические указания к оформлению реферативных работ (Приложение 5).

Программа курса «История зарубежной литературы (ХХ век)» построена с учетом общих требований, предъявляемых к студенту-филологу, который должен свободно владеть историко-литературным, критическим и теоретическим материалом, использовать современную методологию и методику анализа. В рамках курса предполагается знакомство студентов с программными документами изучаемого периода, отражающими сложные эстетические искания писателей различных стран и литературных направлений.

Индивидуальная работа, как и практические занятия, направлены на выработку навыков самостоятельного мышления, умение находить понятийно-логическую, оценочную аргументацию.

Необходимым элементом в изучении курса является просмотр и обсуждение художественных фильмов по мотивам произведений зарубежных писателей ХХ века («Парфюмер», «Прощай, оружие», «Имя Розы» и др.).