Сюрреализм

Сюрреализм и дадаизм. Роль Г. Аполлинера в формирования сюрреалистической эстетики и терминологии. Влияние философии бессознательного (А. Бергсон, З. Фрейд) на художественное творчество поэтов-сюрреалистов. Манифесты сюрреализма Андре Бретона. Определение ключевых понятий сюрреализма в «Первом манифесте сюрреализма» (1924) А. Бретона (сюрреализм, бессознательное, сон, случай, чудесное, автоматическое письмо, абсурдность и др.). Теория и практика «автоматического письма», изменение функции творца (поэт как «регистрирующий орган»). Сюрреалистический образ в литературе и живописи (С. Дали) как результат сближения удаленных реальностей. Теория и литературная практика Л. Арагона, аполлинеровская традиция, театрализация сюрреалистических понятий. Судьба сюрреализма. Полемика между А. Бретоном и Л. Арагоном, их разрыв. Творческая эволюция П. Элюара, Ж. Превера, Л. Арагона.

 

3. Импрессионизм. М. Пруст «В поисках утраченного времени»

Импрессионизм и жанр романа в ХХ веке. Философское обоснование импрессионизма интуитивизм Анри Бергсона. Эстетика Бергсона (отказ от линейного восприятия времени; время как психологическая творческая категория; значение подсознания в творческом процессе; искусство как интуитивное видение мира, акт мифотворчества; основной критерий художественности – оригинальность). Влияние философии интуитивизма А. Бергсона на формирование школы «потока сознания», французского «нового романа». Бергсон и М.Пруст.

М. Пруст - родоначальник модернистской психологической прозы, реформатор жанра романа. Творческая история цикла романов «В поисках утраченного времени». Субъективность как основной конструктивный принцип романа, соотношение символизма и импрессионизма. Новые формы пространственно-временной организации, характерологии. «В поисках утраченного времени» как «субъективная эпопея». Особенности восприятия времени. Идея ассоциативной, «спонтанной» памяти. Концепция «жизненного порыва» и «длительности». Творческий метод Пруста. Конфликт между «жизнью» и «искусством», «потерянным и обретенным» временем. Образ повествователя. Мотив музыки в структуре и содержании цикла. Оригинальная трактовка темы любви в романе (любовь как болезнь, как фантазия любящего). Тема разочарования. Субъективизм человеческого восприятия.

Место М. Пруста в культуре XX века. М. Пруст и русская литература.