Экзистенциализм. Творчество Ж.-П. Сартра. Творчество А. Камю

Экзистенциалистские идеи в культуре XX века как выражение кризисного состояния духа. Философские и общественно-исторические основы экзистенциализма (Гуссерль, Хайдеггер). Ортега-и-Гассет и экзистенциализм («Восстание масс»). Эстетика экзистенциализма. Культ «Я» как основа мироощущения. Изображение судьбы индивидуума в мире хаоса, абсурда («Тошнота» Сартра, «Путешествие на край ночи» Селина). Проблема отчуждения, ангажированности, действия, свободы выбора и др. Концепция личности. Острота нравственно-этической проблематики. Полемика с З. Фрейдом.

Творчество Ж.-П. Сартра как художественный эквивалент его меняющихся идей.Истоки философии, решающее значение немецкой феноменологии (Гуссерль) и экзистенциализма (Хайдеггер). «Интенциональность» как средство преодоления односторонности идеализма и материализма, восстановления в правах реальности («освободиться от Пруста»). «Бытие и ничто» – главный философский труд Сартра. Своеобразие философского романа «Тошнота». Тошнота – состояние героя, обнаружившего существование «неоправданной», лишенной смысла реальности и своего отличия от «вещей», своей абсолютной свободы. Рокантен – герой абсурдного мира. Ранняя новеллистика («Стена»). Война и возникновение «новой морали», осознание детерминизма и ответственности. «Ангажированный экзистенциализм» Сартра. Трилогия «Дороги свободы. Сартр – политик, публицист, теоретик «ангажированного экзистенциализма» («Экзистенциализм – это гуманизм», «Что такое литература?»). Реализация эстетики «конкретной универсальности» в драматургии – обретение свободы («Мухи»), осознание необходимости и нравственной оправданности политического действия («Грязные руки», «Дьявол и Господь Бог»), проблема обусловленности и ответственности («Затворники Альтоны»). «Гадкий утенок. Гюстав Флобер с 1821 по 1857 г.» – поиски синтеза, универсального человеческого знания, объединяющего литературу и философию.

«Романтический экзистенциализм» Камю. Камю и Достоевский. Сизиф как герой абсурдного мира («Миф о Сизифе»). Роман «Посторонний», метафизический и социальный смысл романа. Мерсо – герой романтически-экзистенциалистской утопии Камю. «Немотивированное» поведение свободного героя и его столкновение с официальной моралью. Искусство как способ одолеть судьбу. Камю и классическая литературная традиция. Мировая война и фашизм – факторы изменения позиции писателя, поиски социально-нравственного противовеса практике вседозволенности. Историческая основа аллегоризма в романе «Чума». Жанр романа – хроника-притча. Идея ответственности, солидарности с судьбами других людей. Система персонажей, осуществляющих выбор относительно реальности абсурда. Драматургия Камю: от мифа абсолютной свободы («Калигула») к идее нравственной ответственности («Праведные»). Камю – критик и «чистого», и политизированного искусства, тоталитаризма и политической революции («Бунтующий человек»). Последние произведения Камю (повесть «Падение», новеллы), нарастание романтических мотивов в пессимистической картине современного мира.