АЛЬБОМ В БАРХАТНОМ ПЕРЕПЛЕТЕ

 

Опять нехорошо! Я много узнал про Обрескова и мало про Лермонтова. Кроме того, у меня скопилось множество фамилий близких и дальних родственников Наталии Федо­ровны Ивановой, с которыми надо что-то делать.

Прежде всего я узнал, что у нее был отчим. Мать На­талии Федоровны после смерти Федора Федоровича вышла замуж за Михаила Николаевича Чарторижского. Наталия Федоровна воспитывалась в его семье.

Следовательно, Лермонтов бывал в его доме. Надо выяснить, кто он такой.

Спрашиваю Маклакову. Не знает.

Спрашиваю Чулкова. И он не знает.

Тогда я начинаю снова выспрашивать Маклакову, что это за Чарторижский и как мне что-нибудь вызнать о нем. Маклакова уверяет меня, что не помнит. Но я очень прошу и даже настаиваю. И тут она вспомнила.

Она вспомнила, что бабушка некой Нины Михайловны Анненковой — урожденная Чарторижская.

— А кто такая Нина Михайловна Анненкова?

— Это старушка одна,— говорит Маклакова.— Живет она в семье Анатолия Михайловича Фокина, очень славно­го и обязательного человека. Я вам дам к нему записку, он вас с ней познакомит. А дом их напротив нашего: Зу­бовский бульвар, пятнадцать.

Я перешел через улицу и во дворе восьмиэтажного дома обнаружил старинный особнячок, в котором и жили Фоки­ны. И вот навстречу мне танцующей походкой выходит очень высокий человек лет пятидесяти. Лицо чисто выбри­то, и вокруг губ все время гуляет небольшая усмешка.

Встряхнув мою руку, он рекомендуется: «Фокин».

Я вручил ему записку Маклаковой, которую он пробе­жал, извинившись. Сунув ее в карман, он снисходительно склонил голову:

— Чем могу служить?

И театральным, широким жестом пригласил в комнату.

Я объяснил цель своего прихода.

Фокин тяжело вздохнул и горестно надломил бровь. Лицо его выразило крайнюю степень сожаления. Нина Ми­хайловна — человек престарелый и нездоровый, с весьма расстроенной памятью. Еще несколько лет назад она дей­ствительно сама как-то упомянула в разговоре с ним, Анатолием Михайловичем, что девичья фамилия ее бабки Чарторижская и что бабка эта погребена на кладбище Дон­ского монастыря, где мраморный ангел распростер крылья над ее надгробьем. Большего она, конечно, припомнить не в силах и только взволнуется. Стоит ли тревожить старуш­ку? Ему очень неприятно, что я напрасно потратил время. У него самого касающегося Лермонтова, к сожалению, ни­чего нет. Старинные реликвии, принадлежавшие когда-то бабушкам и дедушкам, уже разошлись: кое-что пропало, другое продано. Впрочем, у его жены, Марии Марковны, сохранился еще доставшийся ей по наследству альбом Марии Дмитриевны Жедринской, супруги того Жедринского, который в конце 60-х годов был курским губернатором. В альбоме имеется стихотворение Апухтина, собственно­ручно им вписанное.

— Может быть, вам любопытно взглянуть? — гостепри­имно спрашивает Фокин.— Автограф Апухтина еще не опубликован.

Апухтин?.. К чему мне Апухтин? К работе моей ника­кого отношения он не имеет. Но Фокин уже достает из письменного стола большой альбом в темно-синем бархат­ном переплете. Действительно, на первой странице — сти­хотворение Апухтина, посвященное хозяйке альбома.

Я не запомнил его точно: помню только, Апухтин пи­шет, что нашел «оазис» под кровом губернаторского дома и отдыхал там душой, что он снова уходит в далекий путь, но надеется сложить когда-нибудь свой страннический по­сох «у милых ног» курской губернаторши. Под стихотворе­нием — число: «2 августа 1873 года». Стало быть, первая страница этого альбома написана через тридцать с лишком лет после смерти Лермонтова. Что интересного может за­ключаться для меня в этом альбоме?

— Ничего нового, кроме Апухтина, в этом альбоме нет,— предупреждает Фокин.— Пожалуй, не стоит и пере­листывать. Все остальное — давно известные стихи, кото­рые сама Мария Дмитриевна просто переписывала из книг.

В самом деле, стихи все известные: «Выдь на Волгу...» Некрасова, «Сенокос» Майкова, Лермонтов — «На севере диком стоит одиноко...». Потом — стихи Фета, какого-то Свербеева, опять Некрасов, Тютчев, Пушкин...

Я уже собираюсь отдать альбом, перевернул еще не­сколько страниц... И вдруг! Вижу — рукою Жедринской пе­реписано:

 

В АЛЬБОМ Н. Ф. ИВАНОВОЙ

 

Что может краткое свиданье