ВСТРЕЧА В КОМИССИОННОМ МАГАЗИНЕ

 

Нашел я знакомых, которые достали мне адрес бывшего директора магазина на улице Горького. Оказалось, что он работает директором во Владивостоке. Написал ему. Спра­шивал, не помнит ли он фамилию кассира в колбасном от­деле. Наверно, мой вопрос показался ему удивительным. Ответа я не дождался.

Тогда я узнал адрес бывшего замдиректора. Оказалось, что он переехал в Одессу. Написал и ему о своих злоклю­чениях. Опять нет ответа.

Должно быть, за ненормального приняли.

Обошел я комиссионные магазины Москвы. Расспра­шивал, не встречал ли кто по комиссионным делам шепе­лявого Бориса.

— Как фамилия? — спрашивают.

— Фамилию-то как раз и не знаю.

— Трудно сказать,— отвечают.— В Москве много Бо­рисов.

Выкладывал перед ними на прилавок фотографию с бывшего «вульфертовского» портрета:

— Не попадал к вам этот портрет?

— Не попадал.

— Если поступит к вам на комиссию, не откажите со­общить мне по телефону.

Побывал с этой фотографией в Литературном музее. Просил позвонить, если портрет принесут к ним.

Встречаю знакомых, советуюсь с ними, как разыскать Бориса.

Заглянул к Вульфертам. Татьяна Александровна дома.

— Как живете, Татьяна Александровна?

— Не спрашивайте!

— Что так?

— Я все погубила.

— Что погубили?

— Ваш портрет.

— То есть как «мой» портрет погубили?

— Да вы слушайте!.. Зашла я как-то в Столешников переулок, в комиссионный. Только вхожу, вдруг вижу — среди публики Борис этот самый! Я как крикну: «Борень­ка! Боря!»— и прямо к нему. Даже самой неловко. Он обернулся. «Я,— говорю,— Татьяна Александровна Вульферт, из Николо-Песковского. Неужели не помните?» А он смотрит на меня телячьими своими глазами.

«Помню,— го­ворит.— Я у вас рамощьку купил».—«Шут с ней, с этой рамочкой! — говорю.— Вы мне портрет верните. Это пор­трет нашего предка и не мне принадлежит, а моему брату. (Это я нарочно. А то сказать ему: «Лермонтов» — не отдаст!) Брат меня,— говорю,— поедом ест каждый день, тре­бует портрет обратно». И слышу тут я от него, что портрет он какому-то художнику отдал и у того он за шкафом ва­ляется. А раму кому-то другому уступил. Я как узнала, что цел портрет, прямо взмолилась: «Продайте его мне!» А он смеется: «Если я вам портрет принесу, вы мне за него ми­ниатюры отдадите?» Я согласилась. «Пускай,— думаю,— миниатюры даром берет». Условились, что он на другой день принесет мне портрет. Записала ему новый адрес... И вот сижу жду его, жду — три недели прошло, а его нет!

— А вы фамилию узнали? — торопливо спрашиваю я.

— Вот то-то, что нет.

— Ах! Как же так?

— Да я спросила, а он говорит: «Ведь вам не фамилию мою к брату нести, а портрет! Не волнуйтесь, завтра приду...» Да бросьте вы хмуриться! — уговаривает меня Татьяна Александровна,— Главное, портрет цел. А уж если мне попадется теперь этот Борис, силой заставлю сказать фамилию, к милиционеру сведу. Одного только боюсь: не вздумал бы этот художник расчищать холст. Ведь там под мундиром у Лермонтова будто еще виднеется что-то. Зна­комый художник один к нам ходил, все просит, бывало: «Татьяна Александровна, дайте кусочек отколупнуть, по­смотреть, что там просвечивает!»

— Позвольте... А что же там может просвечивать? — спрашиваю я в испуге.

— Да я ему сама говорю: «Душа там, наверно, просве­чивает». Уж не знаю, что он там нашел, только ковырять я ему не позволила.

— Ничего,— отвечаю я многозначительным тоном.— Отыщем — проверим, в чем дело. Только бы отыскать по­скорей! Остальное нетрудно.