НИКОЛАЙ ПАЛЫЧ

 

Время идет — нет портрета. Нет ни портрета, ни Бори­са, ни адреса художника, у которого портрет за шкафом. Знакомые интересуются:

— Нашли?

— Нет еще.

— Что-то вы долго ищете! Портрет, наверно, давно уже ушел в другие руки. Кто же станет Лермонтова за шкафом держать!

Я объясняю:

— Так ведь нынешний владелец не знает, что это Лер­монтов.

— Ну-у...— тянут разочарованно,— в таком случае, вряд ли найдете.

«Ладно, — думаю, — докажу им!»

А доказать нечего.

Решил я тогда потолковать на эту тему с Пахомовым, с Николай Палычем. Николай Палыч знает редкие книги, старинные картины и вещи и среди московских музейных работников пользуется известностью и автори­тетом.

«А Николай Палычу вы показывали?», «А что говорит по этому поводу Николай Палыч?» Такие вопросы постоян­но слышишь в московских музеях.

А уж что касается Лермонтова, то никто лучше Пахомова не знает портретов Лермонтова, рисунков Лермонто­ва, иллюстраций к произведениям Лермонтова, музейных материалов, связанных с именем Лермонтова. По этой ча­сти Николай Палыч осведомлен лучше всех. А тут я еще узнаю, что он работает над книгой «Лермонтов в изобрази­тельном искусстве». «Дай, — думаю,— зайду к нему. Спер­ва удивлю его новым портретом, а потом посоветуюсь».

Сговорился с ним по телефону и пошел к нему ве­черком.

Пьем с Николай Палычем чай, звякаем ложечками в стаканах, обсуждаем наши лермонтовские дела, обмени­ваемся соображениями.

Наконец показалось мне, что настал подходящий мо­мент. Расстегнув портфель, я переложил заветную фотогра­фию к себе на колени.

— Николай Палыч,— обращаюсь я к нему с напускным равнодушием,— какого вы мнения об этом портрете?

И с этими словами поднимаю фотографию над стака­ном, чтобы Николай Палычу лучше ее разглядеть. Улыба­юсь. Жду, что он скажет.

— Минуточку, — произносит Николай Палыч. — Что-то не вижу, родной, без очков на таком расстоянии. Он протягивает руку к письменному столу.

— Вы говорите об этом портрете? — и показывает мне фотографию, такую же точно.

Я не мигая смотрю, надеясь отыскать в ней хоть не­большое отличие. Нет! Никакой решительно разницы! Так же виднеется серебряный эполет из-под воротника шинели, так же удивленно приподняты брови у Лермонтова, и глаза смотрят так же сосредоточенно и серьезно. Такой же нос, и губы, и волосы. Даже самый размер фотографии точно такой же!

Первое мгновение ошарашило меня, как нечаянный вы­стрел. В следующий миг и портрет, и Борис, и комиссионные магазины, и разговоры в музеях показались мне прес­ными, никому уже больше не нужными, как вчерашние сны.

Молчим. Я прокашлялся.

— Любопытно,— говорю.— Совершенно одинаковые! Пахомов положил фотографию на стол и улыбнулся.

— М-да! — сказал он коротко.

Мы прихлебнули чаю.

— Откуда у вас фотография? — помолчав, спрашивает Николай Палыч.

— Пушкинский дом. А ваша?

— Исторический музей.

— Там оригинал?

— Нет, фотография. Оригинал был у Вульферта.

Все знает! В какое глупое положение я поставил себя! Снова отхлебнули чаю и снова молчим. Наконец я ре­шаюсь заговорить:

— Что вы думаете, Николай Палыч, об этом портрете? По-моему, интересный.

— Согласен,— отвечает Пахомов.— Весь вопрос толь­ко в том, чей портрет!

— То есть как «чей»? Понятно, чей: Лермонтова!

— Простите, а откуда вы знаете?

— Ниоткуда не знаю,— говорю.— Я только делаю вы­воды из некоторых признаков. Например, офицер этот не­обыкновенно похож на мать Лермонтова. Вы ведь, наверно, помните, что Краевский, бывший с Лермонтовым в дру­жеских отношениях, говорил, что более, чем на свои собст­венные портреты, Лермонтов был похож на портрет своей матери. Помните, Висковатов в своей биографии Лермонто­ва приводит слова Краевского. «Он походил на мать свою, и если,— говорил Краевский, указывая на ее портрет,— вы к этому лицу приделаете усы, измените прическу да наки­нете гусарский ментик — так вот вам и Лермонтов...» По­верьте, Николай Палыч,— продолжал я,— что я уже при­лаживал усики к лицу матери Лермонтова и ментик при­страивал — и сходство с «вульфертовским» портретом по­лучается просто поразительное. И это сходство можно объ­яснить, по-моему, только в том случае, если на портрете изображен ее единственный сын — Михаил Юрьевич Лер­монтов.

— Предположим,— допускает Пахомов.

— Затем,— продолжаю я,— очевидно, у Вульферта были какие-то основания считать этот портрет лермонтов­ским. Не стал бы он держать его у себя да еще жертвовать фотографии в музей, если бы ему самому он казался со­мнительным. И, наконец, Лермонтов изображен здесь, очевидно, в форме Гродненского гусарского полка. В пользу этого говорит серебряный эполет на портрете, потому что в остальных полках, в которых пришлось служить Лермон­тову — в лейб-гвардии гусарском, в Нижегородском драгун­ском и в Тенгинском пехотном,— прибор был золотой.

— Вы кончили? — спрашивает Пахомов.— Тогда по­звольте возразить вам. Прежде всего, я не нахожу, что этот офицер похож на мать Лермонтова. Простите меня, но это аргумент слабоватый. Вам кажется, что похож, мне кажет­ся — не похож, а еще кому-нибудь покажется, что он по­хож на меня или на вас. Мало ли кому что покажется. Нужны доказательства.

А я думаю: «Кажется, он прав. Действительно, это не доказательство».

— Вы ссылаетесь на мнение Вульферта,— продолжает Пахомов.— А я вам покажу сейчас портреты, которые их владельцы тоже выдавали за лермонтовские... Вот, полю­буйтесь.

И он протягивает мне две фотографии. На одной торчит кретин, узкоплечий, туполобый и равнодушный. На дру­гой — пучеглазый, со щетинистыми усами и головой, втя­нутой в плечи, с гримасой ужасного отвращения курит длинный чубук. И впрямь, даже оскорбительно подозревать в этих изображениях Лермонтова! И снова я вынужден со­гласиться: мало ли что Вульферт считал...

— Что же касается формы,— продолжает неумолимый Николай Палыч,— по фотографии, конечно, ее определить невозможно, но вспомните, что серебряные эполеты носили во многих полках, не в одном только Гродненском. Лично я остерегся бы делать какие-либо выводы на основании столь шатких соображений. А теперь, родной, скажите по честному...— и Николай Палыч дружески улыбается,— ска­жите, положа руку на сердце: какой же это Лермонтов? Да возьмите вы его достоверные изображения! Разве есть в них хоть капля сходства с этим портретом?

— Есть, конечно.

— Ну, в чем же? — недоумевает Пахомов.— Как вы до­кажете это?

Молчу. Доказать нечем.