ВЫСТАВКА В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ

 

Звонят мне однажды по телефону, приглашают в Литературный музей на открытие лермонтовской вы­ставки.

— Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, наш директор, очень просит вас быть. Соберутся писатели, товарищи с ки­нофабрики, корреспонденты.

Потом позвонил Пахомов:

— Хорошо, если бы вы завтра зашли. Нам с Михаилом Дмитриевичем Беляевым удалось отыскать для выставки кое-что любопытное: неизвестные рисуночки нашлись, кни­жечка с автографом Лермонтова.

Я пришел, когда уже расходились. В раздевалке было много знакомых. На ступеньках, перед входом в залы, стоял Бонч-Бруевич — с одними прощался, с другими здоровался, благодарил, напоминал, обещал, просил за­ходить.

— Вот хорошо, что пришел! — пробасил он, про­тягивая мне руку.— Вам надо показать все непре­менно.

— Поздновато, поздновато! — с любезной улыбкой при­ветствовал меня Пахомов и гостеприимно повел в залы.

Несколько опоздавших, закинув голову, рассматривали портреты, картины, скульптуры.

— Это потом поглядим,— проговорил Пахомов.— На­чнемте лучше отсюда.

И повел сразу во второй зал:

— Тут недурные вещицы,— говорил он.— Вот занятная акварелька Гау: портрет Монго Столыпина. Отыскалась в фондах Третьяковки.

Я переходил от одной вещи к другой. Около нас оста­новились Бонч-Бруевич и Михаил Дмитриевич Беляев.

— Ну как? — спросил Бонч-Бруевич.

— Чудная выставка! — отвечал я, поднял глаза и, остолбенев, вдохнул в себя полной грудью: — А-а!

Передо мной висел «вульфертовский» портрет в скром­ной овальной раме. Подлинный, писанный масляными кра­сками. Так же, как и на фотографии, виднелся серебряный эполет из-под бобрового воротника офицерской шинели, и Лермонтов смотрел поверх моей головы задумчиво и пе­чально.

— Падайте! — воскликнул Пахомов, жмурясь от дру­желюбного смеха и протягивая ко мне обе руки, словно я падал.

Я стою молча, чувствуя, как краснею, и в глубоком вол­нении разглядываю портрет, о котором так долго, так не­отступно мечтал. Я растерян. Я почти счастлив. Но какая-то тайная досада омрачает мне радость встречи. К чему были все мои труды, мои ожидания, волнения? Кому и ка­кую пользу принес я? Все даром!

— Что ж, сударь мой, не скажете ничего?— спраши­вает меня Беляев.

— Он онемел от восторга,— с улыбкой отвечает Па­хомов.

— Дайте, дайте ему рассмотреть хорошенько! — тре­бует Бонч-Бруевич.— Все-таки, можно сказать, из-за него портрет куплен.

— Почему из-за меня? — оживляюсь я.

— Это потом! — машет рукой Пахомов.— Как купили, я расскажу после. Скажите лучше: каков портрет?

— По-моему, превосходный.

— Портрет недурной,— соглашается Пахомов.—Толь­ко ведь это не Лермонтов, теперь уже окончательно.

— Как — не Лермонтов? Кто же?

— Да просто себе офицерик какой-то.

— Почему вы решили?

— Да по мундиру.

— А что же с мундиром?

— Офицер инженерных войск получается, вот что! По­глядите, дорогой мой: на воротнике сюртука у него кант... красный! А красные выпушки и серебряный прибор были в те времена в инженерных войсках. Тут уж ничего не по­делаешь.

— Значит?

— Значит, ясно: не Лермонтов.

— Так зачем же вы его повесили здесь?

— Да хоть ради того, чтобы вам показать, услыхать ваше мнение. Хоть и не Лермонтов, а пока пусть себе по­висит. Он тут никому не мешает.

— А по-моему, Николай Палыч, тут еще все-таки не до конца ясно... Пахомов мотает головой:

— Оставьте!..