ОТВЕТ ИЗ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ

 

Вышла книга Пахомова. «Вульфертовский» портрет был воспроизведен в ней в отделе недостоверных. «Изобра­женный на портрете офицер мало чем напоминает Лермон­това, — прочел я на 69-й странице.— Только лоб и нос на этом портрете имеют отдаленное сходство с Лермонтовым».

Дочитал я до этого места, задумался.

Раньше мне казалось, что самое главное — найти пор­трет. Теперь он в музее, а главное не решено и решено, ве­роятно, не будет. И хотя я по-прежнему верю, что это Лер­монтов, доказать это я, очевидно, не в силах. Годами, деся­тилетиями будет стоять портрет в темном шкафу, и тысячи пылких, вдохновенных читателей Лермонтова никогда не взглянут на это необыкновенное лицо. Великий поэт по-прежнему будет скрыт под военным мундиром. Этот мун­дир не снимешь...

Не снимешь? А если все-таки попытаться?

Татьяна Александровна Вульферт говорила, что под мундиром что-то виднеется. Если портрет реставрировался, как знать... может быть, поверх сюртука был написан дру­гой сюртук, с другими кантами.

Пришел в Литературный музей, в отдел иконографии. Обращаюсь к сотрудникам:

— Можно посмотреть вульфертовский портрет Лермон­това, который висел на выставке?

— Какой?

—— Вульфертовский. Вульфертам раньше принадлежал.

— Нет у нас такого.

— Ну, слоевский, который у Слоевой куплен.

— В первый раз слышим.

И вдруг одна сотрудница молоденькая восклицает:

— Так это, наверно, он говорит про андрониковский, фальшивый!

Я покраснел даже.

Выдали мне портрет. И снова я подивился выражению лица — ясного, благородного, умного.

Поднес к окну. Действительно, под серебряной пугови­цей шинели и под воротником в одном месте что-то просве­чивает.

Попросил лупу. Вглядываюсь. Действительно, так и ка­жется — под зеленой шинелью сквозь трещинки в краске что-то виднеется. Словно шинель и сюртук написаны по­верх другого мундира.

А вдруг, думаю, этот мундир соответствует форме Ни­жегородского, Тенгинского или Гродненского полков, в ко­торых Лермонтов служил, когда отбывал ссылку?

Выяснить это можно только с помощью рентгеновых лу­чей. Ведь именно благодаря им художник Корин обнару­жил недавно в Москве знаменитую Форнарину. Рентген по­казал, что фигура ее скрыта одеждой, которая дописана позже. Корин снял верхний слой красок с картины и от­крыл творение Джулио Романо, ученика Рафаэля.

— Нельзя ли,— спрашиваю,— просветить портрет рентгеновыми лучами?

— Отчего нельзя? Можно. Пошлем его в Третьяков­скую галерею, там просветят.

Послали портрет в Третьяковскую. Я наведывался в му­зей каждый день, ждал ответа.

Наконец портрет возвратился с приложением бумажки. Смысл ее был таков:

«Ничего под мундиром не обнаружено». И подпись про­фессора Торопова.