ЛАБОРАТОРИЯ НА УЛИЦЕ ФРУНЗЕ

 

Слышал я, что, кроме рентгеновых, применяются еще ультрафиолетовые лучи. Падая на предмет, они застав­ляют его светиться. Это явление называется вторичным свечением или люминесценцией.

Предположим, что на документе вытравлена надпись. Она неразличима в видимом свете, ее нельзя заметить на фотографии, ее нельзя обнаружить рентгеном. Но под ультрафиолетовыми лучами ее прочесть можно.

Эти лучи обнаруживают замытые пятна крови. Они узнают о наличии нефти в куске горной породы. Они раз­бираются в драгоценных камнях, в сортах древесины, в составах смазочных масел, красок, чернил.

Они обнаружат разницу, если вы дописали свое письмо чернилами того же самого цвета, обмакивая перо в другую чернильницу. В ла­бораториях консервных заводов при помощи ультрафиоле­товых лучей сортируют сотни тонн рыбы. По свечению легко отличить несвежую рыбу от свежей.

Если в лермонтовском портрете мундир был дописан позднее — значит, в него были введены новые краски, ко­торые под ультрафиолетовыми лучами могут люминесцировать иначе, чем старые.

На мысль об ультрафиолетовых лучах навела меня со­трудница Литературного музея Татьяна Алексеевна Тур­генева, внучатая племянница И. С. Тургенева.

Зашел я в музей. Татьяна Алексеевна спрашивает:

— А вы не думали обратиться с вашим портретом в криминалистическую лабораторию? Это лаборатория Ин­ститута права Академии наук, и находится она рядом с нами, на улице Фрунзе, десять. Вообще говоря, там рас­следуют улики преступлений, но вот я недавно носила к ним одну книгу с зачеркнутой надписью: предполагалось, что эта надпись сделана рукой Ломоносова. И знаете, ни­кто не мог разобрать, что там написано, и рентген ничего не помог, а в этой лаборатории надпись сфотографировали под ультрафиолетовыми лучами и прочли. И выяснили, что это не Ломоносов! Я присутствовала, когда ее просве­чивали, и уверилась, что ультрафиолетовые лучи — просто чудо какое-то! Все видно как на ладошке...

В тот же день мы с Татьяной Алексеевной, взяв порт­рет, отправились на улицу Фрунзе.

Когда в Институте права мы развернули портрет перед сотрудниками лаборатории и объяснили, в чем дело, все оживились, начали задавать вопросы, внимательно вгля­дываться в Лермонтова. Это понятно: каждому хочется знать, каков он был в жизни, дополнить новой чертой его облик. Поэтому все так охотно, с готовностью, от души вызываются помочь, когда речь идет о новом портрете Лермонтова.

В комнате, куда привели нас, портрет положили на сто­лик с укрепленной над ним лампой вроде кварцевой, какие бывают в госпиталях и в больницах. Но через ее свето­фильтры проходят одни только ультрафиолетовые лучи.

Задвинули плотно шторы, включили рубильник. Порт­рет засветился, словно в лиловом тумане. Краски потухли, исчезли тени, и вижу: уже не произведение искусства ле­жит предо мною, а грубо размалеванный холст. Бьют в глаза изъяны и шероховатости грунта. Проступили неза­метные раньше трещины, царапины, след от удара гвоз­дем, рваная рана, зашитая Слоевым...

— Это вам не рентген,— замечает Татьяна Алексеевна шепотом.

— Вижу,— отвечаю я ей.

— А полосы видите под шинелью?

— Вижу.

— Под сюртуком и впрямь что-то просвечивает,— гово­рит Татьяна Алексеевна вполголоса.

— По-моему, не просвечивает.

— Вы слепой! Неужели не видите? Пониже воротника безусловно просвечивает.

— Нет, не просвечивает.

— Да ну вас!— Татьяна Алексеевна сердится.— Неуже­ли же вам не кажется, что там нарисован другой мундир?

— К сожалению, не кажется.

— Мне уже тоже не кажется! — со вздохом соглашает­ся Татьяна Алексеевна.

Работники лаборатории разглядывают каждый санти­метр холста, поворачивают портрет, делятся мнениями.

— Как ни жаль,— говорят,— а существенных измене­ний или каких-нибудь незаметных для глаза надписей на полотне этим способом обнаружить не удается, и мундира там тоже нету. Видны только какие-то небольшие по­правки.

— Ничего у него там нет,— соглашается Татьяна Алек­сеевна и с гордостью добавляет: — Предупреждала я вас, что все будет видно как на ладошке! Прямо замечательные лучи!

А криминалисты смеются:

— Есть еще инфракрасные...